Долгоденственное и мирное житие…
Община и прихожане храма Воскресения Христова посёлка Верх-Нейвинский поздравляют известного екатеринбургского митрофорного протоиерея Петра Мангилёва с 55-летием со Дня рождения!
Ваше Высокопреподобие! Дорогой отец Пётр!
Сердечно поздравляем Вас с Днём рождения!
В столь светлый день хотим пожелать Вам душевных и телесных сил, бодрости духа и неиссякаемой помощи Божией в Вашем служении Церкви Христовой! Многая и Благая Лета!
Батюшка Пётр Мангилёв в начале 1990-х годов стоял у истоков возрождения Воскресенского храма в посёлке Верх-Нейвинск, был его первым настоятелем. Даже после своего перевода в Екатеринбург, отец Пётр по возможности посещает Верх-Нейвинск – место, где начиналось его пастырское служение.
В книге «Под небом синим купол золотой: Верх-Нейвинские храмы, приходы и судьбы их служителей», автор Денис Щербина – краевед и летописец, служащий с юных лет в Воскресенской церкви повествует о периоде служения батюшки Петра следующее:
«Будущий протоиерей Пётр Мангилёв родился 11 июня в 1966 года в селе Тюльгаш Нижнесергинского района Свердловской области. После окончания исторического факультета УРГУ 30 декабря 1990 года Высокопреосвященнейшим Мелхиседеком (Лебедевым), архиепископом Свердловским и Курганским, Пётр Иванович был рукоположен в сан диакона, а на следующий день – в сан священника. Указом владыки Мелхиседека от 5 января 1991 года – определён настоятелем Воскресенского прихода посёлка Верх-Нейвинск (Невьянский район).
Из воспоминаний Валерии Константиновны Калякиной (церковной старосты 1990-2000 годов): «Накануне великого праздника Рождества Христова владыка смилостивился и послал нам священника. 5 января мы встречали его на вокзале Верх-Нейвинска. Высокий, молодой и стройный, он вышел из электрички. Афанасия Никитична Осинцева первая узнала его по словесному портрету и повела к машине. Мы привезли его в наш молебный дом, где собрались певчие хора и прихожане. Регент Александра Ивановна Путилова сказала приветственное слово… Хлеб-соль и первые благословения нашего молодого батюшки Петра. Сияющие от радости лица, небольшой духовный концерт в исполнении хора. После чего, растроганный и несколько смущенный, отец Пётр сказал свою первую проповедь. Так мы все с ним и познакомились. А впереди нас ожидали годы различных искушений и всяких трудностей».
Стоит отметить, что с приходом постоянного священника не только активизировалась литургическая жизнь прихода, но и сдвинулась с мёртвой точки вся начатая ранее работа по восстановлению и строительству храма. Первым делом по благословению отца Петра в мастерских Верх-Нейвинского завода «ВЦМ» была заказана из нержавейки большая купель, за изготовление которой было выплачено 795 рублей 43 копейки. В марте 1991 года общиной так же была произведена особо крупная закупка кровельного оцинкованного железа для строительства колокольни и куполов, в размере 892 рубля 50 копеек. А с приходом тёплых дней на Сухой горе у храма началось возведение ранее разрушенной колокольни.
Из воспоминаний Афанасии Никитичны Осинцевой (приходской бухгалтер 1990-1995 годов): «Нам с В. К. Калякиной пришлось много потрудиться, ездили мы постоянно и за кирпичом, цементом, лесом, горбылем, мраморной плиткой для пола, гвоздями и другими строительными материалами. Поначалу сами искали рабочих для кладки стен колокольни. Я, как бухгалтер, по договору найма начисляла им зарплату, так как рабочие были не из организаций, а частники. Платили им из тех средств, что сами собирали для пожертвований на церковь. Были случаи, когда рабочие, приходили выпивши, тогда мы со старостой отправляли их обратно. А так приходилось постоянно самим проверять их работу, пока они выполняли кладку колокольни. Успевали ещё ездить в Свердловск в епархию за свечами. В молебном доме, пока шла служба, я стояла за ящиком (в кассе), принимала требы, продавала свечи, крестики, поминальники, иконки – большие иконы были редкостью, да и дорогие, – принимала пожертвования. Ходила по различным организациям, предлагала им купить книги, свечи, иконы, подать записки с поминанием и сделать пожертвования. Служившему в поселке батюшке Петру мы вместе с Валерий Константиновной охлопотали в городе, в привокзальном районе, двухкомнатную квартиру. Первое время ему приходилось ездить домой в Екатеринбург, затем он немного пожил в доме у Анфисы Кузьмовны Севрюгиной, на Карла Маркса. А потом они с матушкой Анной Владимировной переехали на жительство в город Новоуральск».
Совершая своё пастырское служение в Верх-Нейвинске и активно занимаясь восстановлением Воскресенского храма, по решению владыки Мелхиседека, отец Пётр был назначен благочинным церквей Невьянского района, кроме того, ему в те годы приходилось осуществлять надзор над процессом строительства будущего храма в городе Новоуральске, опекать приход в селе Тарасково. К тому же, отец Пётр проводил миссионерскую и просветительскую работу, публикуя небольшие заметки на религиозную тематику в городских газетах «Нейва» и «Новая городская газета». Выступал с лекциями и беседами в учебных заведениях города и посёлка. Поддерживая хорошие отношения с офицерами и военнослужащими воинских частей города, он духовно окормлял многих из них, приходя в воинские части со словами проповеди Христовой истины; он совершал для них таинство Святого Крещения.
«Уютно мне здесь служить, – однажды признался отец Пётр корреспондентам. – В каждом приходе складывается свой климат, свои отношения, свой размер богослужения. Люди здесь душевные. И у храма нашего есть свои духовные достоинства. Так что на службу я иду с радостью».
…В августе 1993 года по чертежам отца Петра Мангилёва рабочие цеха 21 поселкового завода «ВЦМ» изготовили из нержавейки три больших креста для храмовых куполов. В канун Преображения Господня 18 августа в подражание ученикам Христовым, взошедшим на Фаворскую гору, верующие совершили своё молитвенное восхождение на гору Сухую, где в алтарной части ещё не достроенного храма лежали на деревянных настилах три громадных креста, приготовленные для освящения. Священники прихода отец Пётр Мангилёв и отец Александр Малков в присутствии большого количества прихожан совершили молебный чин освящения крестов. Под непрерывное пение бабушек из церковного хора верующие, длинной вереницей подходили с молитвами к каждому из крестов и прикладывались к ним. А после бригада рабочих вынесла из-под свода храма ещё влажный от святой воды крест и под продолжающиеся молитвенные песнопения установила его над алтарём. Спустя несколько дней самый большой по размеру крест был установлен на главном куполе церкви. У многих людей его вид вызывал трепетную радость и надежду на скорое открытие храма. Вновь, как и прежде, засияли кресты над посёлком.
К осени 1993 года здание церкви было частично отремонтировано. Были полностью восстановлены алтарь, центральное храмовое помещение, трапезная. Все стены внутри были оштукатурены и покрыты белой краской. Малый и главный купола покрашены голубой эмалью, на них уже стояли кресты. Внутри всего храма были установлены деревянные с остеклением рамы, выровнен методом заливки бетоном весь пол, выложенный мраморной плиткой, установлены котлы для дровяного отопления. Казалось, что храм был готов к службам, отчего с первых сентябрьских дней у общины появилась надежда, что если маляры успеют завершить свою работу, то служба в престольный праздник состоится в родных храмовых стенах. Почти каждый день со строительной площадки на Сухой горе в молебный дом поступали известия о том, как продвигаются работы. Не передать словами, с каким огромным желание отец Пётр был настроен служить храмовый праздник в самой церкви. По его благословению община стала готовиться к большому переезду. В помещении молебного дома постепенно снимались иконы, убиралось и укладывалось в коробки и мешки всё приходское имущество. Но, так как в храме не всё ещё было готово, в него перевезли и перенесли только самое необходимое, что требовалось для совершения богослужения на первое время. Почти полностью была перевезена вся незатейливая обстановка, находившаяся в алтаре молебного дома: престол, жертвенник, несколько икон, часть книг, умывальник, пара стульев и небольшой столик. Из других комнат были перевезены столы, аналои, купель и другие крупногабаритные предметы. Всё оставшееся в молебном доме – иконы, богослужебные книги и другое убранство – со временем также было перенесено в храм.
Снаружи старинная церковь была всё ещё в строительных лесах: недостроенной была колокольня. Но она с радостью открыла свои двери для всех нуждающихся в наставлениях и духовной помощи. 25 сентября 1993 года в храме, впервые за много лет, было совершено Всенощное бдение по Пасхальному чину. Радовался и ликовал народ, что в осенний день запели Пасху. Буквально на ходу, в суете от многочисленных забот о том, как провести первые службы, духовенство и их помощники экспромтом соорудили временный иконостас из листов фанеры. Вместо Царских врат и диаконских дверей закрепили занавески. И поместили две небольшие иконы: Спасителя и Богородицы. В самом храме образов пока не было, так как ещё шли молярные работы. Кругом суета, но не пустая, я праздничная и созидательная. На следующий день, 26 сентября, Воскресенский храм отмечал свой престольный праздник. Вспоминалось торжество обновления и освящения Великого Иерусалимского храма в честь Гроба Господня и Воскресения Христова. Это торжество объединило и радость о воскресении из небытия, разрухи и забвения скромной Верх-Нейвинской церкви.
Богослужение совершалось несколькими священниками и при огромной массе народа. Приехали богомольцы и гости из близлежащих городов и сёл. На протяжении всей службы в обновлённых белых стенах церкви от собравшихся в храме людей постоянно грохотало Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Воистину Воскресе Христос!»
…По решению Преосвященнейшего Никона (Миронова), епископа Екатеринбургского 28 ноября 1994 года отец Пётр Мангилёв был переведён для дальнейшего служения в город Екатеринбург. В тот же год Указом Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II в Екатеринбурге было открыто Духовное училище (позднее реорганизовано в Екатеринбургскую Духовную семинарию), где отец Пётр стал не только преподавателем, но и проректором.
Расстроенные переводом отца Петра, верхнейвинские прихожане были очень недовольны и стали собирать подписи, чтобы полюбившийся им священник вернулся обратно. Под письменным обращением к владыке Никону было собрано около 1000 подписей, но архиерейская воля уже свершилась. Позднее, дабы успокоить приход, владыка написал следующее письмо: «Возлюбленная о Господе, паства моя! Получив письмо о Вашей тревоге за о. Петра, мне остается только радоваться за него. Благодарение Богу, что есть еще хорошие пастыри, которые истово исполняют свое служение нашей Матери-Церкви. Но о. Петр крайне необходим мне в городе Екатеринбурге для несения слова Христовой истины в большем масштабе, тем более о. Петр имеет высшее светское образование и преподает в нашем Духовном училище. Прошу строго меня не судить. С Божиим благословением Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский».
В Екатеринбурге отец Пётр был назначен на служение в Кресто-Воздвиженский храм, а затем его перевели в церковь Рождества Христова. С 1998-1999 год отец Пётр был настоятелем Вознесенского собора. За понесённые труды был отмечен священноначалием целым рядом богослужебно-иерархических наград: наперсным крестом, 23 мая 2000 года возведён в сан протоиерея, в 2005 году награждён правом ношения палицы, позднее – креста с украшением, в 2014 году – правом ношения митры. С июля 1995 года отец Пётр является бессменным настоятелем прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга (ранее домового храма Екатеринбургской Духовной семинарии).
Отец Пётр Мангилёв – автор многочисленных научных статей по истории Церкви и старообрядчества. В 2008 году он защитил диссертацию, и ему была присвоена научная степень кандидата исторических наук. В наши дни отец Пётр не только заслуженный и маститый пастырь, но и известный преподаватель».
Община храма Воскресения Христова, пос. Верх-Нейвинск.
Фотографии предоставил Д. Щербина.