Дети войны. Часть 2
Среди прихожан Скорбященского женского монастыря есть полтора десятка человек, детство которых пришлось на период Великой Отечественной войны. Год 75-летия Великой Победы – замечательный повод познакомиться с их воспоминаниями, которые, конечно, являются отрывочными и в которых причудливым образом переплетается военное и послевоенное. Продолжаем публикацию их ранних воспоминаний. Ознакомиться с первой частью вы можете в статье Дети войны. Часть 1.
Мальчик со станции Половинка
Караваев Борис Павлович 1940 г.р.
Один из старейших прихожан Скорбященской обители — Борис Павлович Караваев родился в 1940 году. Своего отца он никогда не видел, так как в момент появления его на свет Павел Александрович служил в армии, а потом началась Великая Отечественная война. Однажды он написал жене Татьяне, что его эшелон будет проходить через станцию Половинка и чтобы она вышла встречать поезд с сыном. К сожалению, эшелон не остановился. Происходило все, как в послевоенном кино: мелькают вагоны, в которых на фронт едут красноармейцы, а на перроне стоит толпа женщин и стариков с детьми. Сумел ли увидеть Павел Александрович жену с младенцем на руках – осталось неизвестным. Следы папы Бориса Павловича потерялись. Он пропал без вести под Одессой в 1943 году. Ему был 21 год. Мама Татьяна Ефимовна дожила до 92 лет и каждый год на 9 Мая как труженица тыла получала от Президента России В.В. Путина поздравительные открытки.
Борис Павлович Караваев на всю жизнь запомнил станцию Половинка между Кизелом и Губахой в Молотовской (ныне Пермской) области, где жили его дедушки и бабушки по отцовской и материнской линии. Здесь добывали уголь для коксохимического завода. Жили спецпереселенцы в бараках на 100 семей. Каждой ссыльной семье давалась комнатка в 12 квадратных метрах за занавеской, где, кроме кроватей и стола, должна была поместиться еще и печка. Всегда было очень холодно – уголь был плохой, а дров было мало: протопить комнату с плохими стенами суровыми зимами было невозможно. Каждой семье полагался еще небольшой сарайчик, а туалет был один на всех на возвышении, где все в ожидании стояли с кувшинами. Среди поселенцев были татары, армяне, осетины, украинцы и др. Каких только национальностей не приняла Половинка. Неподалеку находилось большое кладбище: умирали ссыльные с неизменным постоянством. Работа в шахтах была тяжелая.
«День Победы, – рассказывает Борис Павлович, – я совсем не помню (я был слишком маленький), он у меня возник в сознании, когда мы смотрели фильмы в местном клубе. Но я запомнил, как по дороге с охраной перегоняли пленных немцев. Казалось, что поток этот никогда не иссякнет. В 1949 году им было позволено уехать на Родину, в Германию, и только тогда это движение по дороге прекратилось.
По линии отца у моих дедушки и бабушки был большой пятистенный дом, куда они переехали из многолюдного барака, а также корова и лошадь. Но, несмотря на такой по послевоенным меркам достаток, настрадались они. Дед от непосильной работы надорвался и неожиданно для всех умер. У него было трое сыновей и две дочери. На моего отца получили бумагу как на без вести пропавшего, второй сын погиб, а третий пришел с войны с култышкой – я видел своего дядю всего один раз в жизни.
В малом детстве я постоянно ходил в лес за грибами, рябиной и малиной. Старался помогать маме. Помню американскую помощь: продукты, одежду. Вещи заморские были своеобразные, непривычные для русских рук, например, штаны с двадцатью пуговицами. Намучаешься, пока с ними справишься. Приходилось все эти штаны, рубашки беречь. Однажды произошел, с одной стороны, комичный случай, но мне, честно говоря, было не до смеха. Мы с ребятами пошли на отвалы, и я, чтобы не порвать штаны, повесил их на забор. Когда мы через несколько часов вернулись… Я думаю, вы догадываетесь, чем дело кончилось. Досталось мне от мамы, носить-то нечего. Одни дыры.
Учились мы в рубленой маленькой школе. Обедали тем, что принесем из дома. Как-то я принес печеную картошку, но пока я копался в сумке, она выпала и покатилась по полу. Все сидящие в классе двинулись за ней. Такая куча-мала была. Дети, конечно, сильно голодали. Детство наше было нищее».
Две сестрицы и я
Голосова Анна Егоровна 1936 г.р.
Анна Егоровна Голосова Великую Отечественную войну встретила в 5-летнем возрасте в Сибири – в городе Исилькуль Омской области, куда семья переехала со станции Называевская:
«Мой папа Егор Михайлович Семенов 1916 года рождения был призван в армию 11 июня 1942 года. У мамы было три брата: Григорий, Родион, Иван, и все они с фронта не вернулись. Погиб и папа.
Я хорошо помню, как мама привозила меня на вокзал, чтобы попрощаться с отцом. Это мое самое яркое воспоминание военных лет. Папа после госпиталя возвращался на фронт. В тот раз я видела его в последний раз. Он погиб 10 января 1944 года в Витебской области в Белоруссии и был похоронен в Задорново. В «Книге памяти» обозначено: могила 6 ряд 1. Потом мы узнали, что папа был награжден медалью «За отвагу» за подвиг, совершенный 14–15 декабря 1943 года. На одной из высот он выдвинулся со своим минометом на открытую позицию и прямой наводкой убил многих фашистов.
Дома нас, детей, у папы осталось трое: Нина, Валентина и я, самая маленькая. Сейчас нас осталось только двое. Валя живет в городе Новосибирске и каждый год ходит в колонне «Бессмертного полка» с портретом папы.
О войне у меня немного воспоминаний. Может быть, это связано с неизменностью бытия. Помню, как мама Елена Лукьяновна уходила на работу на железную дорогу, где служила в кондукторском резерве, а нас закрывала на ключ. Жили мы голодно, но все-таки нас спасал огород. Все свободное от службы и учебы время мама и старшие сестры трудились на земле. Помню, как с сестрами я ходила собирать мерзлую картошку. Сейчас мы просто прекрасно живем!
Помню и день Победы: как все радовались, прыгали, танцевали. Казалось, что веселью не будет конца.
В школу я пошла уже после войны. С 1943 по 1946 годы было не до учебы. Училась я в Исилькуле до 7 класса, а в 1953 году я с сестрой поехала в Казахстан в г. Петропавловск».
(продолжение следует)
Истории детей войны записала В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
Скорбященский женский монастырь