День написания бумажных писем прошел в Православной гимназии №11
11 ноября — День написания бумажных писем, который отмечается ежегодно. В этот праздник люди пишут на бумаге письма друзьям, соседям, родственникам и даже питомцам.
В современном мире гаджетов написание бумажного письма – целое событие, в этом можно было убедиться, побывав на мероприятии, которое провела Православная гимназия №11.
Зачем читать чужие письма,
Искать в другой душе секрет,
Установить контроль над мыслью,
Идти туда, где хода нет?
Порядочный человек, если увидит чужие письма, никогда их не станет читать. Но есть особые случаи, исключения, когда чужие письма становятся публичными по ряду причин, в т.ч. и по желанию авторов или их родственников.
«Письма больше, чем воспоминания: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было задержанное и нетленное». А.И. Герцен.
Есть письма, которые проливают свет на события дней минувших, помогающие сопереживать душевным мукам, которым были подвержены люди, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Так, благодаря «Тагильской находке» — письмам семьи Карамзиных к Андрею Николаевичу Карамзину за границу, написанных в 1836-1837 годах, мы получили ценнейшие документы о последних месяцах жизни А.С. Пушкина, о дуэли его с Дантесом и о гибели великого поэта.
Но особенно ценными являются те письма, в которых раскрывается нравственный мир и глубокая сердечность семейных отношений тех людей, которые являются образцом порядочности и жертвенности.
Урок литературы в 5 и 6 классе Православной гимназии №11 был посвящен эпистолярному жанру (от греч. epistole – письмо, послание) и в первую очередь искусству духовного письменного общения, которым обладала Царская семья. Учитель литературы и русского языка Раева Людмила Ивановна обратила внимание гимназистов на обращение, которое мы используем при чтении молитв, она приготовила презентацию, в которой были представлены высказывания и письма известных писателей.
Письма Императрицы Александры Федоровны и Великой Княжны Татьяны, выдержки которых зачитали на уроке пронизаны глубоким переживанием. Они старались передать свои чувства в письмах, но нередко казалось, что чего-то главного, «самого-самого» недоговаривают. Им не хватало слов, но не оттого, что они недостаточно хорошо владели лексическим запасом, а потому, что их ни в каком языке не существовало.
Любовь к Родителям — это как любовь ко Всевышнему; чувство здесь всегда значимее, глубже, выше любого его словесного выражения. Подобного рода посланий сохранилось немало, но, может быть, одно из наиболее проникновенных написано четырнадцатилетней Татьяной Николаевной в ноябре 1911 года в Ливадии. Это удивительный образец той великой меры любви, которая соединяла Детей и Родителей.
«Моя дорогая, родная, милая Мама. Я прошу прощения за то, что не слушаю Тебя, спорю с Тобой, что непослушная. Сразу Я никогда ничего не чувствую, а потом я чувствую себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила Тебя, потому что Тебе все время приходилось Мне все повторять. Пожалуйста, прости Меня, Моя бесценная Мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как Тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с Моей стороны плохо себя вести, Моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая Моя, буду стараться вести Себя как можно лучше и никогда не утомлять Тебя и всегда слушаться с первого слова. Прости Меня, дорогая. Напиши Мне только одно слово, что Ты Меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит Тебя Бог всегда и повсюду — никому не показывай это письмо. Поцелуй от Твоей любящей, преданной, благодарной и верной Дочери. Татьяна».
О своей любви к мамам писали сегодня и учащиеся начальных классов. В первом классе малыши еще не умеют писать большие письма и поэтому они обводили свои ладошки, как знак открытости и любви, раскрашивали их и писали несколько трогательных слов для своих мам.
Во втором, в третьем и в четвертом классах учащиеся знакомились с жанром письма и с обращением, узнали многое о почтовой службе, о профессиях, которые задействованы в этом труде. Знакомились с видами писем, конвертов, открыток, узнали, что такое индекс, адрес, как письмо доходит до адресата.
Письма для мам, написанные сегодня, должны благодаря «Почте России» прийти к Дню матери и порадовать мам гимназистов той теплотой душевных строчек, которыми делились юные авторы.
Но самыми сложными заданиями были письма к одиноким людям и детям-инвалидам.
Православная гимназия уже давно сотрудничает с различными социальными центрами, на концерты приглашаются дети-инвалиды, пожилые люди. Со своими миниконцертами выезжают творческие коллективы Православной гимназии по адресам проживания тех людей, кто в силу разных обстоятельств одинок, поздравляют с праздниками, проведают, дарят подарки, выполненные своими руками.
Вопрос об одиночестве, причем не столько житейском, сколько бытийном, обсуждался на уроке в 5 классе. Классный руководитель Уманская Марина Валерьевна беседовала об истоках одиночества в огромном мире людей, о том, как можно и нужно ли избегать одиночества в век быстрой связи, свободных коммуникаций.
Про пожилых людей вспоминают обычно в праздники, для этого даже отвели отдельный день 1 октября, а в Православной гимназии решили не дожидаться особых дат и вступить в переписку с одинокими пожилыми людьми уже сегодня.
Завуч гимназии Адам Диана Александровна рассказала, почему стала инициатором акции в честь дня написания бумажных писем. Ученики и родители все чаще стали писать ей СМС и обращения в соцсетях на особом языке, сленге, который постепенно перешел и в живое обыденное общение. Сокращения и намеренное искажение слов настолько сильно заполонили нашу речь, что написание грамотного письма стало настоящей проблемой.
Что бы погрузить в проблему возрождения традиции написания бумажных писем, она рассказала учащимся об удивительных случаях, когда письма помогали людям понять друг друга, примириться, а так же о некоторых любопытных фактах. Например, в фильме «Белое солнце пустыни» настоящим автором писем-обращений к супруге был режиссер М.Захаров, эти строчки заучиваются студентами-иностранцами, постигающими русский язык и культуру общения во многих странах мира. В мультфильме «Простоквашино» использован прием коллективного письма, который показан сатирически. «То лапы ломит, то хвост отламывается» — это образец рассогласованности, которая часто приводит к ссорам, конфликтам.
В искусстве живописи картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Письмо с фронта» А. Лактионова и др. занимают особое место. Как передать глубину переживаний, которую испытывает и автор и адресат в живописном произведении? Учащиеся гимназии совместно с Дианой Александровной решили написать исследовательский проект, посвященный этой проблеме.
Фронтовые письма – это особая тема, охватывающая трагические события нашей страны. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.
Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. В них судьба, надежда, боль, горечь и призыв. Как важно понимать сегодня значение этих переживаний для каждого из нас. Про письма с фронта более подробно узнают учащиеся благодаря исследованиям гимназистов 5 и 6 классов, которые завершатся к 9 мая.
Еще 30 лет назад люди общались с помощью бумажных писем, в каждый дом на праздники приходили открытки, письма с поздравлениями или обычные конверты с маркой от родственников и друзей, в которые они вкладывали фотографии или засушенные цветы. В гимназии открылась выставка старинных открыток (открытых писем) 50-60 годов прошлого века, подлинных письменных и учебных принадлежностей этого периода. Директор Православной гимназии Диденко Владимир Алексеевич собирал экспонаты этой маленькой выставки и с удовольствием рассказывал о том удивительном периоде жизни, когда письмо было одним из самых распространенных средств общения на дальних расстояниях.
Учитель литературы Людмила Ивановна с особым трепетом представила на выставке письма бабушки, которые датированы 1919г., в них много переживаний от того тяжелого периода в жизни нашего государства и конкретного человека. Гимназисты восхитились душевной простотой, аккуратностью и многогранностью талантов автора этих записей.
Сегодня мы понимаем, что никакое электронное общение не может передать теплоту и искренность так, как настоящее бумажное письмо. Возродить традицию написания душевного письма было решено в Православной гимназии. Гимназисты активно участвовали в этой первой акции, которая имеет свое продолжение.