Делегация от Православной гимназии №11 побывала на Международных Рождественских чтениях в Москве
С 23 по 27 января в Москве проводились XXXII Международные Рождественские образовательные чтения по теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Форум является знаменательным событием в нашей стране. Нижнетагильская Епархия ежегодно направляет делегацию для участия в мероприятиях чтений по разным направлениям. По благословению владыки Феодосия от православной гимназии были направлены педагоги для работы по разным направлениям, секциям. Некоторым из них впервые посчастливилось побывать на таком многочисленном собрании единомышленников. В этом году была обширная программа чтений, мероприятия проводились на разных площадках одновременно и группе наших педагогов удалось посетить большую часть запланированных конференций, семинаров, мастер-классов.
Учителя успешно выполняли комплексное служебное задание, решая вопросы православного образования, но и по конкретным преподаваемым предметам (церковнославянский язык, церковное пение, русская словесность и литература, история, обществознание и др.), по разным направлениям воспитания, духовно-нравственного развития и культуры.
В ходе поездки посещались и общекультурные мероприятия (спектакли, концерты, экскурсии в музеи), совершалось паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, в Оптину пустынь, в Казанскую Амвросиевскую пустынь (неофициальное название Шамординский монастырь), в Марфо-Мариинскую обитель, монастыри и храмы столицы. В Москве так же встретились с выпускниками гимназии, которые обучаются в ведущих вузах страны. Учителя присутствовали на Божественной Литургии в храмах Москвы, на вечерних службах.
Важным этапом поездки являлось участие на церемонии открытия Чтений в Государственном Кремлевском дворце, где присутствовало около пяти тысяч человек. Открыл форум Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своей речи он отметил значение православных школ. Обращаясь к Преосвященным владыкам он отметил необходимость создания условий в каждой епархии для православных школ, их развития, так же отметил значение увеличения числа школ, в которых преподаются Основы православной культуры. В выступлении министра просвещения С.С. Кравцова был так же особый раздел, касающийся православных школ, значения создания и развития в Министерстве органа, обеспечивающего тесную взаимосвязь конфессиональных школ с федеральным ведомством. С приветственными словами обратились представители правительства РФ. Общий посыл обращений и приветствий сводился к теме чтений и значению православия в формировании образа будущего нашей страны. Логичным завершением торжественного открытия чтений стала концертно-презентационная программа «Дух. Душа. Культура».
Завучу гимназии Адам Д.А. выпала честь выступать на секции «Современная православная школа». Работу секции возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. В докладе Диана Александровна отметила значение соблюдения требований не только федеральных стандартов, но и стандарта православного компонента образования, о необходимости участия православных педагогов в экспертизе новых учебников, выделила критерии оценки качества современного образования и его перспективы. Владыка Евгений сообщил присутствующим о том, что Диана Александровна не только завуч православной гимназии, но и как профессионал с активной жизненной позицией сегодня была уже представлена как методист Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.
Присутствующий в президиуме директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ А.Г. Благинин поблагодарил за профессиональное, глубокое и живое выступление, после которого захотелось побывать в нижнетагильской православной гимназии и прокомментировал основные тезисы в отношении рейтингов и профстандартов.
На этой секции рассматривались так же вопросы формирования и ведения официальных сайтов православными образовательными организациями и изменения в положении о Конфессиональной аттестации образовательных учреждений. Было очень приятно познакомится и пообщаться с коллегами из других православных образовательных учреждений.
Накануне проходило практико-ориентированное мероприятие в Свято-Петровской православной гимназии Москвы.
«Методическая копилка» — секция для руководителей православных образовательных организаций. На секции директора и заместители, Духовные попечители не только познакомились с опытом работы одной из старейших православных школ страны, но и поделись своими радостями и бедами, находками и идеями. Каждая православная школа уникальна, а общение помогает по-новому взглянуть на проблемы и приумножить радости за свою гимназию, за другие школы.
Диана Александровна так же приняла участие в работе направлений «Издательская деятельность Церкви», «Христианская семья – домашняя церковь», посетила выставки и выбрала для гимназии новые издания по семейному воспитанию, а так же комплект современных словарей от Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Благодаря тесному общению с коллегами удалось принять участие в формировании новых программ для православного телевидения – из Нижнетагильской православной гимназии были выбраны семьи гимназистов, о которых будет рассказано в разных программах (подготовка к организации интервью с родителями гимназистов уже проводится).
27 января в заключительный день Чтений в Храме Христа Спасителя проходила секция «Опыт форума «Встреча с личностью»: встречи с неравнодушными делателями на ниве духовно-нравственного просвещения», организованная выставочной компанией «Узорочье». На мероприятии удалось познакомиться и обменяться материалами, презентациями, фильмами с представителями государственных и общественных организаций, с руководителями отделов по гражданско-патриотическому воспитанию, с медиаэкспертами, писателями.
Заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания Прохоренков Д.В.в ходе Чтений посетил секции, на которых рассматривался круг вопросов, связанный не только с образованием и культурой, но и с новыми направлениями науки.
25 января он принял участие в работе педагогической мастерской «Клевер Лаборатории»: «Один в поле не воин», где в практической форме рассматривались вопросы сотрудничество учителя и родителя в воспитании духовно- нравственной культуры. На этой секции завуч гимназии Д.А. Адам получила грамоту за усердные труды в деле повышения квалификации учителей на образовательной платформе «Клевер Лаборатория». Она одной из первых прошла курсы повышения квалификации на этой новой образовательной платформе, обучилась и стажировалась в качестве куратора, проводила работу в регионах по продвижению «Клевера», знакомила с его уникальными возможностями коллег.
В этот же день, в зале Церковных соборов под председательством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения состоялась конференция «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви», на которой подробно были рассмотрены актуальные формы и методы взаимодействия Церкви и школы в урочной и внеурочной деятельности при изучении курса ОРСКЭ.
Особый интерес вызвала работа конференции по направлению «Православная биоэтика»: «Высокие технологии и искусственный интеллект: между Сциллой мнимых страхов и Харибдой действительных вызовов». В ходе мероприятия были рассмотрены и обсуждены позиция Церкви в выработке этических основ применения высоких технологий, действительные и ложные угрозы искусственного интеллекта, поиск баланса интересов между технологиями искусственного интеллекта и этики.
Также Дмитрий Васильевич посетил мастер-класс для педагогов «Практическое применение мультимедийных программ телеканала «Радость моя» в обучающем процессе», где были представлены новые проекты канала: «Россия настоящая», «Русская дорога», «Образы», которые он планирует применять в образовательном процессе.
Очень важно получать заряд, обмениваться идеями с другими православными школами, встречаться с единомышленниками, авторами учебников, ведущими православных каналов и радио. Педагоги гимназии смогли не только себя показать, но и узнали, чем живут другие православные школы, каковы перспективы для того, чтобы сохранить и приумножить традиции и ценности Православия, отечественной культуры и образования.
Прохоренков Д.В., Адам Д.А.