Да убоится жена мужа своего…
3 апреля в Скорбященском монастыре состоялась одиннадцатая беседа из цикла «Пасторские беседы по вопросам веры. Двенадцать бесед со священниками». Беседу о семье и церковном браке провел иерей Виктор Зырянов.
Отец Виктор настоятель храма свт. Николая Чудотворца в поселке Быньги, имеет не малый педагогический опыт. Он говорил на тему «Семья. Церковный брак. Как воспитывать детей в современных условиях?»
Проблема брака – стара как мир.Христианство не только подтвердило ветхозаветную истину о браке как таинстве двуединства (двое будут одна плоть), но дало еще новый глубокий прообраз браку: единение Христа и Церкви.
Первое свое чудо Иисус Христос, являя себя, совершил на … свадьбе (Иоан., 2, 1–11). В городе Кане Галилейской проходила свадьба, на которую позвали Иисуса Христа с учениками и Его мать, Пресвятую Богородицу. Женились бедные люди, и у них не хватило вина. «…Мать Его сказала служителям: “Что скажет Он вам, то и делайте”. Служители, по слову Христову, наполнили до верха водой шесть каменных водоносов, вмещавших, по обычаю иудейского очищения, по две или по три меры воды. После этого Он сказал, чтобы из них почерпнули и отнесли к распорядителю пира. Распорядитель на свадьбе, отведав воды, сделавшейся вином, не зная, откуда оно, укорил жениха: “Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
Вспомним, что Первое чудо Христово было посвящено умножению человеческой радости, благополучию брака. Ведь новобрачным наверняка было очень неудобно и совестно, что у них не хватило денег. Вино в данном случае выступает как символ радости, а не средства потери человеческого облика.
В православии брак, свадьба, чаще всего употребляются при повествовании о Царствии Небесном, о грядущей отраде – как символ радости, счастья в Богообщении. Брак – это не просто совместное жительство людей разного пола; что-то есть в этом единении особенное. Но что? Обратимся к Новому Завету (Матф., 19, 3–12).
Фарисеи, искушая, подлавливая на слове Иисуса Христа, спросили Его: «По всякой ли причине позволительно разводиться человеку с женой своею?» И Он ответил: «…Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек не разлучает».
Человек оставляет своих родителей, он становится отдельным от своей старой семьи – и прилепляется, срастается, полностью разделяет себя с совершенно чужим человеком – женой! (Вспомним о том, что в те времена «человеком» назывался только мужчина, но не женщина.) Тем самым уравнивается достоинство мужчины и женщины, их ценность перед Богом.
Вам, наверное, доводилось слышать пословицу: «Браки заключаются на небесах». С точки зрения православия так оно и естьИ во многом из-за нашего нормального, обыкновенного житейского эгоизма Церковь и говорит о том, что путь супружеский – по-своему мученический. И при венчании на головы молодых возлагаются не только царские, но – мученические венцы. И поэтому, восхищаясь мужеством и решимостью жениха и невесты преобразить, изменить полностью свою жизнь, Православная церковь поет им: «Аллилуйя!»
О взаимоотношениях мужа и жены апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос – глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Ефес.5). Конечно, «боится» надо понимать не в обывательском житейском смысле рабского страха, а в религиозном: «бояться» обидеть, «бояться» оскорбить, «бояться» сделать неприятное любимому, «бояться» потерять его любовь и расположение, и, наконец, «бояться» получить справедливое и заслуженное наказание.
Таков должен быть христианский брак.
В христианском браке мужчина должен быть главой, а женщина соответственным ему (восполняющим его) помощником. Мужчина – муж, должен любить свою жену, как Христос Церковь, т.е. должен, любить больше чем себя, должен быть готов отдать свою жизнь за жену.
Жена, в ответ на такую самоотверженную любовь, должна покоряться любимому.
Обывательская мысль с этим согласиться не может. Современные женщины обычно говорят: «ну, уж нет! Чтобы я позволила мужу помыкать мною! Никогда! Наоборот! Я всегда хочу и буду командовать мужем»!
В этих словах глубокое недоразумение, недомыслие, клевета на христианский брак. Зачем помыкать? Ведь в истинном христианском браке любящий муж достоин доверия и самоотвержения!
Если современный «идеал» брака заключается в том, чтобы ни в коем случае муж не был главой, – тогда и ищут себе такого мужа, который главой быть не может.
Вместо брака – двуединства, в котором мужское начало любви является первенствующим, получается иной брак, в котором обе стороны равноправно несамоотверженны, любят только самих себя, свою самость.
Таинство Брака есть телесно-духовное единение, двуединство мужчины и женщины.
Венцы над головами брачущихся – символы, прежде всего символы мученичества, ибо благословенный брак несет с собой непременно много страданий. Прежде всего страдания начинаются во исполнение завета: «несите тяготы друг друга!»
Насколько человечество далеко ушло от основных религиозных райских принципов жизни, построенной на всеобщей взаимной любви, видно из того огромного труда, который требуется для осуществления этой любви только среди двух существ: мужа и жены.
Многие вопросы прозвучали на беседе: об устроении семьи, семейной иерархии, о блудном сожительстве, о безбрачии.
Когда в семье появляются дети, как их правильно воспитывать?
Замечательные советы воспитания детей есть в книге премудрости Соломона. Детей нужно воспитывать в некотором недостатке, не балуя их. Очень легко, будучи позываемым любовью к детям, устроить им поначалу сладкую жизнь: все им покупать, все им дарить, водить их везде – в цирки, зоопарки… И дети могут очень быстро к этому привыкнуть и подумать, что так будет все время. А взрослая жизнь весьма строга и достаточно жестока. И потому их нужно приучить к терпению, к трудолюбию, и смирить по возможности.
Когда мы говорим о том, как живут православные люди в современном мире, нам надо начать с самого начала – с образования семьи. Мы мало ошибемся, если скажем, что цель жизни любого человека – быть счастливым. Только счастье для неверующего и верующего человека будет разным. Но есть одна сторона жизни, где каждый хорошо понимает счастлив ли он — это семья.
Для христианина семья — это место для спасения, где можно воплощать все заповеди, или не воплощать…
Следующая, заключительная беседа на тему
«Ребенок в Церкви. Стоит ли принуждать к воцерковлению детей?
Как рассказать ребенку о Причастии?»
состоится 17 апреля в 17.00.
Приглашаем всех на закрытие проекта
«Пасторские беседы по вопросам веры. Двенадцать бесед со священниками»
Скорбященский женский монастырь