Чтобы войти в Светлое Христово Воскресение
29 марта Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, отслужил в обители чин Пассии с чтением акафиста Страстям Христовым. Правящему архиерею сослужили секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин, клирик храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского иеромонах Максим (Синяков), клирик Скорбященского монастыря иерей Алексий Исмагилов.
Во время служения чина Пассии (с латинского «passio» — страсть, страдание) читаются отрывки из Евангелия, посвященные Страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Служба эта очень трогательная и возвышенная.
По окончании пения акафиста Страстям Христовым проповедь произнес секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин:
«Акафист Страстям Христовым когда-то был написан святителем Иннокентием Херсонским. Он дает некое устроение, некий отсвет Чину Пассии. Сегодняшнее Евангелие открывает события, которые произошли 2 тысячи лет тому назад, и в акафисте эти события облечены в некие образы, чтобы не только своими мыслями мы переносились в прошлое, но и сердце рождало некоторые смыслы, некоторое понимание пережитых событий.
Сейчас мы стоим перед Крестом, видим на нем распятого Христа и размышляем о том, что это такое. Ведь крест – это орудие суда человеческого. И в каком образе предстает перед нами он? Мы видим, как у Креста молится Пресвятая Богородица, а рядом с ней апостол Иоанн Богослов. Еще мы видим Ангелов, но никого из людей.
Видя Распятого Господа, мы задаемся вопросом: «А где судии, где свидетели, которые скажут, что на Кресте висит праведник?» Таким укором всему человечеству предстают Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов. Те, кто судили Христа, знали Божию Матерь, так как Она жила при храме, знали Иоакима и Анну, Ее родителей, знали, возможно, и Иоанна Богослова, его живую непосредственность и чистоту его сердца – где они? Почему же эти люди, видя, как они скорбят о том, что происходит, не могли засвидетельствовать, что на Кресте висит праведник? Где то бесчисленное количество людей, исцеленных Христом, о которых говорит апостол Иоанн в Евангелии? Если перечислить все дела, все чудеса Иисуса Христа, в том числе и насыщение 5-ю хлебами 5-и тысяч человек – их должно набраться немало. Где тот отец, сына которого в падучей болезни исцелил Господь? Где тот воин, которому Христос исцелил отсеченное накануне ухо? Никого из этих свидетелей не было рядом с Крестом. И это обстоятельство отражает все человечество, отношение его к тому, что на него изливается милостию Божией.
Как будто так и должно быть! Доброе, светлое, чистое не находит доброго отклика в человеческих сердцах. Как часто мы видим это и в себе, когда к нам обращаются люди и, приняв наши благодеяния, отворачиваются от нас. В ответ мы направляем свой ропот, осуждение, недовольство. Это обращается иной раз и к самым близким нам людям: матери, мужу, детям и др. членам семьи.
Видя этот образ Христа, мы окидываем взором лики святых, находящиеся в храме. Кто-то из них молится с воздетыми руками, кто-то благословляет нас. И мы видим в образе этих людей, святых угодников Божиих, как исполняется не суд человеческий, а суд Божий – праведный, милосердный. Мы обращаемся к ним как к ходатаям перед Богом за нас. Они свидетельствуют за нас, грешных, и за тех, о ком я говорил, перед Христом на Суде Божием. Они дают нас доброту и любовь, тем, в ком ничего чистого и светлого нет. Они продолжают ходатайствовать, свидетельствовать за нас. И так исполняется Суд Божий – в любви Христовой.
Святые угодники своей жизнью явили то, к чему каждый человек должен прийти: к единению со Христом, а единство с Ним возможно только в Божественной Любви. Ее увидел сотник… Ее увидел разбойник, обратившийся к Господу… Господь, находясь на Кресте, прощает все человечество и, таким образом, дает пример, как нам надо поступать. Мы этого не получим себе в заслугу, но, поступая так на земле, мы увидим в своем сердце Любовь Христову, которая нас учит. Она должна возрасти, распространиться в мире.
Мы сейчас обращаем к Господу молитвы, прося нас помиловать. В сегодняшнем посещении Божием мы должны ощутить, что такое не иметь, к чему мы так привыкли, как зыбко все земное, что мы можем его в одно мгновение потерять. Мы обратились в молитве к Богу, потому что Он милосерд. Когда ни на что земное нет надежды, тем более на неправедный человеческий суд, мы уповаем на Божий Суд. Через наше рвение ко Христу, через Божественную частичку, которая в нас есть, оправдаться, по словам святителя Феофана Затворника.
Что мы должны делать, чтобы быть достойными оправдания Божия, праведного чистого, наполненного любовью Божьего Суда? Мы должны, по словам преподобного Иоанна Лествичника, память которого мы сегодня совершаем, плакать о своих грехах не как о чем-то прошлом, а как о чем-то отдаляющем нас от Бога, взывать ко Христу, осознавая свое недостоинство, подобно благоразумному разбойнику:
«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем». ».
По окончании Чина Пассии владыка Евгений обратился к верующим:
«Такая служба помогает вспомнить, зачем мы соблюдаем пост, чего мы ожидаем. Мы ожидаем войти в Страсти Христовы, прожить, прикоснуться сердцем, умом, жизнью своей Страстям Христовым, сродниться с ними, не расслабляться, а через них войти в Светлое Христово Воскресение».