Чтобы наш корабль не потонул

10 апреля в Скорбященской женской обители состоялась седьмая беседа из цикла «Страсти и добродетели». Она была посвящена страсти печали. Беседу провел руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов. Публикуем содержание беседы в жанре записок.

Печаль и уныние: главное отличие

Страсть печали иногда путают со страстью уныния, так как между ними есть общие свойства, но, по опыту святых отцов, есть и различия.

Мы не всегда понимаем смысл слов, так как они являются нашим пассивным запасом. Педагоги знают: чтобы ребенок освоил то или иное слово, его надо произнести 50 раз в разных ситуациях общения. Только тогда оно может быть присвоено сознанием человека.

Так и со словами «печаль» и «уныние». Когда-то мы их услышали или прочитали, даже заглянули в словарь, а потом мы их не слышим – и слово становится забытым.

По святителю Игнатию Брянчанинову, печаль – это огорчение, тоска, горе, отчаяние, неблагодарение, уклонение от Бога, это смерть души. А теперь опишем уныние: лень, забвение Бога, нежелание трудиться, празднословие, прогулки, нега, легкость спасения.

Точка соприкосновения двух страстей: нежелание что-либо делать. Чем же печаль и уныние отличаются? Печаль имеет конкретную причину, которая случилась в жизни: например, болезнь, потеря близкого человека или мы впали в какой-то грех. Уныние же появляется то того, как случается какое-то горе.

Нужно запомнить: печаль связана с поступками, а уныние происходит от лени – это ее самое яркое проявление. Унылый человек ищет легкого спасения. Как бы мне спастись, но ничего не делать – это главное размышление унылого человека.

Однажды к монаху пришли два других: «Ты великий подвижник, укажи нам, как спастись». Он им предложил поклоны бить, ночное бдение совершать, неделю строго поститься. «Мы этого не можем», – отвечали они. Тогда он стал предлагать им другие способы, но получил тот же ответ. Тогда подвижник сказал послушнику: «Дай им каши и пусть идут». Такие люди умрут от уныния.

Как в душу входит яд печали?

Вспомните, о чем мы говорили на предыдущей встрече: грех порождает грех. Если мы на кого-то разгневались, накричали, разозлились, за этим следует печаль. Невнимательный к себе человек не видит этой связи. Мы поступили неправильно, но мы хотели быть добрыми людьми, мы настраиваемся, как мы будем по-доброму жить, но этого не случилось – грех нас поборол: мы кричим, сердимся… и наступает опустошение. Мы осознаем, что неправильно себя повели. А дьявол предлагает печаль. Если мы на нее не поддались, он предлагает гордыню. Бес нас никогда не оставляет, он нас борет.

Зри в корень!

Важно увидеть, откуда к вам в душу заходит грех печали. Она обнажится, и будет понятно, с чем в первую очередь надо бороться в себе. Если от усопших печаль пришла, буду за них больше молиться, милостыню подавать; если печаль пришла от воспоминания об аборте, значит буду помогать нуждающимся матерям, воспитывающим детей или стоящим на грани совершения детоубийства, буду пропагандировать движение «За жизнь» и т. д. Если будете молиться и трудиться, вы увидите пробоину, через которую она заходит и топит «мой корабль».

Болезнь современности

У печали такие отголоски: огорчение, тоска, горе, отчаяние. Современные люди называют это депрессией. Это болезнь нашего времени. У нее есть определенные причины, но главная – упадок веры. Мир забыл о Боге, и депрессивных людей становится все больше. Регулярные социологические опросы показывают, что эта проблема становится все острее. Статистика показывает, что количество самоубийств растет. «Все плохо, в жизни нет ничего доброго, светлого, меня никто не любит, не ценит, все в жизни ужасно», – эти мысли погружают человека в страшное состояние. Замечено, что каждый пятый богатый человек страдает депрессией и заканчивает жизнь самоубийством. А у бомжей (слово это не очень удачное!) есть радости в жизни. Оказывается, что у людей бедных при большом количестве проблем состояние печали бывает намного реже. Радость в жизни можно найти всегда. Человек радуется всему: дали копеечку – можно булочку купить, покушал – стало совсем хорошо. Мы разучились радоваться малым вещам. Когда у нас всего много – радость уходит. Это закон. В 1990-е годы, несмотря на трудность жизни, было много радости от простых вещей.

Все знают: купишь хорошую вещь, например, пальтишко симпатичное, выйдешь в нем первый раз – и радостно. Или брошку подарили – очень хорошо. А когда этих брошек 15 штук или 100 – ничего нет ужаснее. Какую одеть? Или неразрешимый вопрос: мне сегодня масло мазать на белый хлеб или на черный? Когда в доме только черный хлеб, человек благодарит Бога и радуется, что будет завтрак. Ограничения оказываются спасительными для нас.

Memento mori, или О крыльях души

Сегодня на Западе есть течение минимализм. Издается много книг о том, как надо сокращать количество вещей. Японская писательница Мари Кондо создала труд «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни», где описала, как надо поступать с вещами. Она предлагает вспомнить, какие чувства связаны у вас с каждой вещью, и избавиться от тех, которые положительных эмоций не вызывают. По этой методике люди вывозят из дома все и ощущают радость жизни от того, что у них всего мало. Ты становишься свободен. В чем свобода? У тебя появляется время, и душа расправляет крылья. Если на душу всего нагрузить – жить не захочется. Наша привязанность к земле приводит нас к унынию и печали. Все вещи: дорогие или дешевые – временны. Нужна память смертная, чтобы победить тоску. На самом деле нам нужна земля метр на два, один костюм – и это максимум.

Надо помнить, что у меня другие цели, другие приоритеты. Барахло, сколько ни храни, после меня вынесут на помойку. Не надо ничего хранить. Мне же надо накопить другое богатство – внутреннее.

Главная проблема современного человека – это забвение Бога. Человек не знает, для чего живет. Если нет Бога, вечной жизни, для чего вся наша жизнь, куда ты стремишься?

Ora et labora

Подведем промежуточные итоги. Печаль происходит от нескольких причин:

1) мшелоимство (много вещей),

2) гнев,

3) упадок веры,

4) забвение Бога.

Что же противоположно печали? Это надежда. Если мы ищем Бога, на Него надеемся, жизнь наша преображается. Всем русским известные слова «На Бога надейся, а сам не плошай» – это лекарство от уныния.

В катехизисе, содержание которого должен знать каждый православный человек, три части: вера, надежда и любовь (1 Кор. 13, 13). Они спасают от печали. И, конечно, молитва. Когда мы молимся, это есть выражение нашей надежды. Также нужен труд. «Ora et labora» – «Молись и трудись».

Также нам помогает общение с другим человеком: скорбь сразу становится маленькой, а вот радость – большой.

Печаль обратить в радость

Печальному человеку дьявол предлагает только печальные мысли, которые надо обратить в радость. Старец Николай Гурьянов на рассказы одного священника о своих проблемах несколько раз повторил: «Радуйся!» «Чему же радоваться?» – воскликнул тот. «Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что священником стал, радуйся, что на своих ногах ходишь, радуйся, что здоров, радуйся, что пока живой» – отвечал старец. Всегда есть повод для радости и благодарения Бога. У святых отцов много таких рассказов, и у А.И. Солженицына в повествовании о лагерях звучит эта мысль.

Даже бездомный может радоваться. Одного такого человека богатый спросил: «Что ты такой веселый?» А он отвечает: «Хочу – на этой улице сплю, хочу – на другой, хочу – этом городе, хочу – в другом, хочу – сюда ноги положу, хочу – сюда». Богатый же в своем шикарном доме двери, окна закрывает, волнуется, чтобы не пришли за ним от императора или политическая обстановка не поменялась. И правда: бедный дышит свежим воздухом, смотрит на звезды, а богатый – дрожит от страха на своей перинной кровати.

Когда к Василию Великому пришел военачальник и стал угрожать ему, святитель ответил: «Ссылка будет – везде мир Божий; пытки – один удар, и я свободен, пойду туда, куда стремлюсь всю жизнь». Этому военачальнику еще в жизни никто так не отвечал.

Благодарить и снова благодарить

Бог любит благодарных. «Слава Богу за все!» – надо повторять почаще. Во всем есть Промысел Божий. Господь о тебе заботится, очищает тебя от грехов, готовит тебя к святости. Может быть, Бог хочет, чтобы ты не тлел, а был, как маяк, для своих близких.

Мученики ХХ века претерпели очень много испытаний, и мы сейчас к ним обращаемся в своих скорбях. Мы сейчас переживаем, что нас кто-то с днем рождения не поздравил, смс не написал, сообщение не отправил, а отец Григорий Пономарев и матушка Нина, дочь священномученика Сергия Увицкого, имели возможность писать друг другу один раз в год: одно письмо шло с востока на Урал, а второе – обратно. И они радовались этой весточке. Получил письмо – можно еще год жить! А нам надо каждый день получать уверение в любви.

Надо научиться перенаправлять мысль: радоваться солнцу, синему небу… Да что синему. «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать». И морозец, и дождь нужны – в свое время.

Утрата интереса к жизни – бич нашего времени… Жизнь – это самый главный дар Божий. Мы молимся «жизни Подателю». Его даром можно насладиться.

Даниель Дефо и Николай Сербский многому могут научить

Вспомним Робинзона. Мы с вами читали советское издание Д. Дефо, где были купюры, а в подлинной книге Робинзон был верующим человеком. Он молился, у него, как и у любого человека, были сомнения в вере, но в конце книги он глубоко религиозный человек. Робинзон ведет дневник, и в нем были такие фразы: «Плохо, что…, но хорошо, что…» Он в крайнем человеческом одиночестве всегда находил хорошее, хотя его ситуация была хуже некуда.

В вечернем правиле есть молитва, когда мы каемся в грехах. Каждый вечер мы освобождаемся от них. Надо проанализировать, как Господь сегодня мне помог. Сколько у меня сегодня радости было? А если не получается ответить на этот вопрос, почитайте «Моления на озере» Николая Сербского. Это молитвенное призывание помощи Божией в состоянии печали. Эта книга должна нас вдохновить.

О яблоках и блокадном хлебе

Вкус жизни ощущается, когда есть некое усилие. Если мы читаем книгу, у нас должно быть удовольствие от процесса или содержания, но должно и что-то смущать, не устраивать, может, трудные слова встретятся. Если мы преодолеваем некие трудности, мы начинаем это ценить, получаем пользу. А вот в компьютерных играх человек не переживает усилия – он всегда выигрывает, испытывает комфорт и переходит на новый уровень. Казалось бы, он счастлив, но чем больше он сидит в этой игре, тем больше и глубже формируется печаль. Если нет усилия – вкус к жизни не рождается. Если человека кормить каждый день яблоками, он их возненавидит. Если не копать землю, не ухаживать за растениями, не видеть, как они растут, ты не ценишь эти плоды. Иногда дети откусят яблоко и тут же бросают его. Это происходит от отсутствия труда.

Например, в Санкт-Петербурге не принято крошить хлеб и кормить птиц, потому что в городе еще живут блокадники, для которых эти крошки – напоминание о страшных годах их жизни. Люди, пережившие голод, ценят хлеб. Для них крошки на асфальте – это боль. Перед едой многие молятся, а вот после забывают сказать спасибо. А ведь это средство против печали.

Спасение утопающих…

Что нам советуют святые отцы? Читать псалмы, возлагать надежду на Бога, благодарить Его за благодеяния, нужно воспитывать себя физическим трудом. Многие люди исповедуются, но жизнь не меняется: печаль как была, так и остается фоном жизни. Почему? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если человек не трудится, не пытается ничего делать, то печаль никогда не уйдет. Важно делать усилия, ходить на исповедь. Анализ себя может помочь.

Очень правильная фраза: «время лечит». Святые отцы учат, что надо вспоминать, какие неприятности вас мучили в детстве или в молодости. И где все это? Как мне было плохо в 9 классе! Ну просто невыносимо. Разве это сейчас проблема? Мы вспоминаем это время с улыбкой.

От печали также действует помощь другим людям. Люди, участвующие в социальных службах в качестве волонтеров, всегда радуются. Одна девушка призналась, что занялась волонтерством для себя (хотя кто-то ее в этом может упрекнуть), так как не видела смысла жизни. Когда помогаешь другим людям, появляется радость жизни и все печали уходят. Ты вдруг начинаешь понимать, что ты хорошо живешь, а многим людям труднее, чем тебе.

В социальных сетях одна девушка каждодневно рассказывает, как она первый раз в жизни постится. Люди воцерковленные могут улыбнуться. Но вдруг выяснилось, что она много лет страдала от депрессии, ходила к психологу, к доктору, пила антидепрессанты. Однажды во время приема у врача она познакомилась с практикантом, который посоветовал ей сходить на исповедь, начать жить по христианским заповедям, помогать в храме чистить подсвечники, мыть пол, пылесосить. «Что ты теряешь, – сказал он ей, – ты уже несколько лет потеряла. Попробуй, может быть, жизнь изменится». В результате таблетки были отложены в сторону, началась нормальная жизнь. Теперь она, приступив первый раз к Великому посту, проверяет с лупой состав продуктов, но изменилось само отношение к жизни. Это важно. До этого она в Tik Tok пела, танцевала, пытаясь обрести радость жизни, а ее не было. Оказывается, надо доверить свою жизнь Богу. Надежда никогда не будет посрамлена.

Слава Богу за все!

Еще всем рекомендую читать акафист на русском языке, который написал в 1934 году митрополит Трифон (Туркестанов), – «Слава Богу за все!» Там есть такие слова:

«Что моя хвала пред Тобой! Я не слыхал пения Херувимов, это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвье вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна, а я – нет, пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать,

Слава Тебе, показавшему нам свет;

Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной.

Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами Ангелов и святых;

Слава Тебе, Всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство.

Слава Тебе, Искупителю Сыне, открывший нам путь к спасению;

Слава тебе, Душе Святый, Животворящее Солнце будущего века.

Слава Тебе за все, о Троице Божественная, Всеблагая.

Слава Тебе, Боже, во веки».

Многие люди признаются, что он помог им справиться с печалью. Они оставляли свои правила и читали его.

А еще очень помогает молитва Божией Матери. Никогда не забывайте: Она всех скорбящих Радость. Зашел человек в храм со скорбью, пал перед иконой нашей Владычицы и вышел в мир радостный. Можно жить!

Новости, Новости епархии | 15 апреля 2021

Вам может быть интересно: