Череда совещаний Советов «Попечительства о народной трезвости» продолжилась в Верхнем Тагиле
18 сентября город Верхний Тагил продолжил ряд плановых совещаний попечительских Советов муниципальных отделений общественно-государственного движения «Попечительства о народной трезвости» городских округов, расположенных на территории Нижнетагильской епархии.
Встреча прошла в здании администрации под председательством Ирины Григорьевны Упоровой, заместителя главы администрации по социальным вопросам. В заседании приняли участие члены Совета: иерей Сергий Комаров, настоятель Прихода во имя Архистратига Божия Михаила, заместитель председателя попечительского совета, Георгий Дьячков – руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Нижнетагильской епархии, Тронина Е.П. – директор МКУ Управления образованием, Ломаков М.А. – атаман «Хутора Архангельский», руководитель МОО «Добровольная народная дружина городского округа Верхний Тагил», Рогачева Н.Н. – специалист по социальной работе участковой социальной службы ГАУ «КЦСОН «Изумруд» города Кировграда», Ипатова Н.Н. – специалист по социальной работе участковой социальной службы ГАУ «КЦСОН «Изумруд» города Кировграда», Королько Е.В. – директор МКУ Управление культуры, спорта и молодежной политики, а также приглашенные лица.
На повестке было два вопроса: 1) выполнение решений предыдущего заседания Попечительского Совета; 2) организация реабилитации и ресоциализации лиц, желающих избавиться от алкогольной и других видов зависимости, проведение профилактических мероприятий с членами их семей, докладчиками по которым были члены Попечительского Совета.
По первому вопросу были затронуты темы об участии в социальном проекте «Будь здоров!», о мероприятиях, проводимых в рамках Дня трезвости, об участии в областном конкурсе «Семья года» и об изыскании финансовой возможности изготовления и размещения баннера социальной рекламы «Трезвый город».
Принято решение начать работу по участию во всех предложенных проектах, а также продолжить работу по выявлению фактов незаконной продажи спиртных напитков в нарушение установленных ограничений и принятию мер воздействия к правонарушителям в соответствии с действующим законодательством, продолжить работу по патрулированию нарядов патрульно-постовой службы полиции в районе магазина «Красное-Белое» и в местах скопления молодежи, подготовить постановление «О проведении муниципального этапа областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», разместить на официальных сайтах учреждений культуры, образования городского округа Верхний Тагил отчеты о проведенной работе, проводимой в рамках Дня трезвости, подготовить проект положения конкурса «Семья года», рекомендовать администрации поселка Половинный включиться в конкурс «Здоровое село – территория трезвости» и др.
По второму вопросу заслушали докладчиков и приняли решение: рекомендовать ПП № 10 МОтд МВД России «Кировградское», ГБУЗ СО «Городская больница город Верхний Тагил» продолжить работу по реабилитации и ресоциализации лиц, желающих избавиться от алкогольной и других видов зависимости, проведению профилактических мероприятий с членами их семей, а также рекомендовать руководителю ГБУЗ СО «Городская больница город Верхний Тагил» разместить в зданиях больницы и поликлиники плакаты с социальной рекламой и данными: телефонами «служб доверия», адресами реабилитационных центров для людей, столкнувшимися с проблемами зависимостей, всем субъектам профилактики учесть опыт работы Нижнетагильской Епархии в работе с людьми, столкнувшимися с проблемами химических зависимостей и начать совместную работу.
Все решения Попечительского Совета были приняты единогласно.
Из статьи «Миф о пьянстве на Руси»:
«Почему-то так сложилось, что ярлык исторически спивающегося повесили на русский народ. И мы как-то легко поверили в это, смирились, не усомнились в этом.
Мнение о том, что пьянство – исконная черта русского народа, абсолютно ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка.
Вот выдержка из книги «Космография» Себастьяна Мюнстера, чрезвычайно известного в Германии учёного, авторитет которого считался непререкаемым, (1544г): «ОНИ (московиты) ПЬЮТ РЕДКО ВИНО, И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА УСТРАИВАЮТ ЩЕДРОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАСТОЛЬЕ».
Примерно в тоже время по владениям великого князя Василия Ивановича разъезжал посол в Московию императора Максимилиана (из Габсбургов) Сигизмунд Герберштейн, написавший «Записки о московитских делах». В ней нет упоминания о пьянстве среди русских.
Но были иностранцы, которые охотно и сознательно распространяли миф о пьянстве на Руси.
В русских источниках название «водка», впервые упоминается в 1533 году. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.
Еще сто лет после изобретения якобы традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было.
Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность.
«Домострой» – книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».
Интереснейшим научным открытием стали берестяные грамоты 11-15-го века, которые свидетельствовали, что Русь широко писала и читала. В найденных при раскопках берестяных грамотах достаточно много места отводилось и мельчайшим бытовым вопросам. Но ни в одном из берестяных свидетельств нет упоминания о вине и пьянстве. Широкое распространение грамотности не зафиксировало этих явлений.
Только к XV веку на территории русского государства оформилась в качестве общественного питейного заведения корчма, владельцы которой платили пошлины с напитков князю. В ней наряду с вином пользовались ночлегом, заказывали еду, пели и слушали музыку. Однако корчмы были только в крупных центрах: в Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске.
В середине XVI века в России появляется кабак — место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Иван Грозный распорядился построить первый кабак в Замоскворечье, вернувшись из казанского похода. Как гласит «Русский архив» (1886), он запретил жителям Москвы пить водку, позволив, однако, для опричников построить особый дом под названием кабак. Уже к первой половине XVII века «царёвы кабаки» как грибы после дождя выросли не только в городах, но и в небольших деревнях. Приходившие туда быстро хмелели.
Пожалуй, с этих лет начал формироваться миф о повсеместном пьянстве на Руси, в основе которого лежат рассказы заезжих иностранцев».
Продолжение следует…