«Церковное сознание — это сознание памятливых людей»
5 декабря 2020 года, в рамках VII Епархиальных Знаменских образовательных чтений, в Нижнетагильской епархии состоялся Форум приходских общин. Работа форума прошла в онлайн-формате на площадке Zoom. Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии выступил модератором одной из секций «Секция миссионерского отдела».
С докладом «Имя России: Александр Невский» выступил клирик Казанского мужского монастыря иерей Константин Столов. Священнослужитель рассказал о том, что «святой Александр Невский чувствует себя частью целого, несет ответственность за это целое, которое он должен передать потомкам. Он руководствовался не политическим расчётом. Он — раб Божий, верный сын Церкви. А церковное сознание — это сознание памятливых людей. Вот его ответ на льстивые обещания западных послов: «От Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до разрушения храма, от разрушения храма до восстановления храма, от восстановления храма до Христа Царя, от Христа Царя до царя Константина и Первого Вселенского Собора, от Первого Вселенского Собора до Седьмого Вселенского Собора, от Седьмого Вселенского Собора до сегодняшнего дня — всё хорошо помним, и вашего учения не принимаем». Пример это не просто дань дате, а это живая связь, которую мы имеем. И наша задача эту связь не потерять, а созидать и поделиться с теми, кто нас окружает. И если мы через 800 лет мы собрались здесь и говорим о нашем князе, то дело его живо в наших сердцах».
Руководитель службы развития Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Бунькова Антонина Андреевна выступила с докладом «Формирование исторического сознания и развитие познавательного интереса детей и взрослых. Воспитательный и образовательный ресурс музеев-заповедников».
Наличие исторического сознания у взрослых людей предопределяет объективность мышления и присутствие духовного стержня личности. Оно формирует ключевые личностные категории, связанные с пониманием нравственных ограничений и духовной собранности. Воспитание исторического сознания – это комплексный и непрерывный процесс, в котором участвует семья, школа и личность человека. Одну из ведущих ролей в нем играют музеи-заповедники, которые формируют представление о наследии, культуре, цивилизационных кодах, интерпретируя (в категориях пространства и времени) архитектурно-ландшафтные комплексы, визуальные, нарративные и вещественные исторические источники. Заложенные в дошкольном возрасте интерес к музейной среде способен трансформироваться в школьный период в интерес к наукам и учению. Во взрослом возрасте познавательные увлечения позволят снизить агрессивное влияние современной среды, ведущей к внутреннему опустошению человека.
Завершил работу секции руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии иерей Алексей Бессонов. Подводя итоги работы секции, он отметил, что «наша миссия, когда мы говорим об исторической личности, — показать, что это выбор, который нас сформировал, который будет и дальше нас формировать. И отказ от него может привести к страшным и печальным последствиям. Закатилось солнце земли русской внешне, но святой благоверный князь Александр остается сиять нам, становится путеводной звездой, которая показывает куда нам двигаться. Дай Бог, не сбиться нам с этого доброго пути».