Беседа о фильме Тарковского «Солярис»
В рамках совместного кинопроекта «Зеркало души» Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии, кинотеатр «Красногвардеец» и Городская библиотека Нижнего Тагила № 15 организовали встречу, посвященную творчеству Андрея Тарковского.
Беседа о фильме «Солярис» состоялась в кинотеатре «Красногвардеец» 24 июня, ее провел Скорев Виталий Германович, сотрудник кинотеатра, методист по кино, член Гильдии документалистов России.
Собравшимся были предоставлены кадры первой режиссерской версии фильма, многие из которых до зрителей не дошли, либо были изменены в прокатной версии.
Фильм «Солярис» снят Тарковским по научно-фантастическому роману Станислава Лема, но он использовал этот сюжет для постановки нравственной проблемы.
«Человеку не нужно иных миров, человеку нужен — человек…»
Тарковский был верующий, понимающий человек, поэтому в своих фильмах не говорить о каких-то внутренних душевных переживаниях он не мог.
Главный герой фильма Крис Кельвин, пытается убежать на Станцию, в космос, подальше от прошлого. Но Станция неожиданно для него оказывается местом, где Бог заглядывает в самое сердце человека, находя там образ того, о ком человек особенно мечтал бы забыть. Воплощая образы в живых телах, он посылает обитателям Станции тех людей, перед которыми те особенно страшно виновны. Так к Крису приходит давно умершая жена.
Сначала герой пытается отнестись к этой встрече так же, как другие обитатели Станции — пытается уничтожить свое прошлое. Но все дело в том, что на Станции от прошлого не убежишь. И Крис решается поверить и покаяться. Поверить, что перед ним не фантом, а действительно его жена, во плоти. Решается дать ей ту любовь и ту верность, на которые поскупился когда-то. И он сам начинает оживать, становиться настоящим, совестливым, сострадающим человеком.
И сколько его ни пытаются убедить, что это все напрасно, поскольку тут космос и все ненастоящее — он не слушает.
Крис не удержал любимую женщину — она погибла. Но он наконец-то бросился на колени перед отцом, или перед Отцом Небесным — это уж кто как хочет истолковать последнюю сцену фильма.
Фильм Тарковского — призыв не запирать свою совесть на замок, а верить: с одной стороны, верить, что есть ужасная сила равнодушия, которое убивает, с другой — верить в великую силу любви.
«Солярис» — фильм о том, что от мук совести никуда не уйдешь, пока не изменишься, пока не станешь другим.
Сам Станислав Лем, надолго рассорившийся с Тарковским, лишь спустя много лет, намного пережив режиссера, поменял свою точку зрения, сказав, что это лучшая экранизация его романа.
«Солярис» — очень сложный для понимания фильм. Над фильмами Тарковского нужна большая работа ума, души. И, как приятно, когда, потрудившись, получаешь результат.
Виталий Германович помог зрителям увидеть то, что хотел донести до нас автор: «Мы привыкли смотреть кино поверхностно. Нужно научиться видеть детали, образы. Моя работа научить зрителя смотреть и понимать кино».