Батюшка Андрей Авдеев – верхнейвинский протоиерей. 80-летию со дня кончины пастыря посвящается

С возрождением православных святынь всё больше мы узнаём
о нашем славном прошлом, всё лучше понимаем,
что у нас есть надёжная опора – наши храмы,
намоленные предками, заботившимися о нас
и через века передающими свою память и любовь!
Сергей Иванов, журналист.

 

На исходе ХIХ века, по единогласному желанию верхнейвинских единоверцев, занять место настоятеля Николаевского храма с утверждения Екатеринбургской Духовной консистории выпала честь молодому священнику Андрею Карповичу Авдееву. В дальнейшем батюшка почти всю свою жизнь посвятит верхнейвинской пастве.

Священник Андрей Авдеев – кавалер ордена Святой Анны III степени

Будущий  священнослужитель родился 17 октября 1871 года в Шайтанском заводе Красноуфимского уезда в крестьянской семье. Его родители —  отец, Карп Федотович (1845-1908) и мать,  Варвара Саввишна (1842-1922),  были старообрядцами.

Не имея духовного, семинарского образования, он, тем не менее, был очень образованным человеком, с раннего детства впитавшим в себя искреннюю веру и духовные знания от своих благочестивых родителей, живших по всем канонам старого обряда. Они и дали ему домашнее образование, которое в среде с патриархальным укладом считалось полноценным. Возмужав и укрепившись духом, юный Андрей первым из семьи принял Православие на правах единоверия и после этого указом Екатеринбургской Духовной консистории от 4 ноября 1894 года был принят на  должность псаломщика в Христорождественскую единоверческую церковь Шайтанского завода. Незадолго до этого он вступил в брак с благочестивой девушкой Марией Стефановной (1876 г.р.), которая родом была из Саргинского завода, чья семья тоже исповедовала православную веру, но только в её  старообрядческой форме.

В мае 1897 года псаломщика Андрея Карповича приняли в духовное сословие, а в марте следующего года, по желанию единоверческого прихода Верх-Нейвинского завода, он был официально принят в штат Екатеринбургской епархии.

5 июля 1898 года Андрей Карпович Преосвященным Христофором (Смирновым), епископом Екатеринбургским и Ирбитским был рукоположен в сан диакона, а через несколько дней – в сан священника. Произошло это памятное для него событие 8 июля 1898 года за праздничным богослужением по случаю престольного торжества в Богородице-Казанской церкви Нижне-Исетского завода.

С 1898 года отец Андрей начал свою пастырскую деятельность в Верх-Нейвинском заводе. В тот же год на правах единоверия к Православной Церкви им были присоединены следующие старообрядцы: 30 августа – крестьянин Таватуйской волости Пётр Степанович Клюкин, 19 лет, 24 октября – крестьянин Верх-Нейвинского завода Авив Домин, 22 лет, 1 ноября – крестьянка деревни Тарасковой Анна Алексеевна Щекалёва, 18 лет.

Всё семейство  священника поселилось по Тестовой улице (ныне это улица Ленина), в новом церковном доме (1895 года постройки), рядом с Никольским храмом, почти напротив паперти, вместе с матушкой – супругой Марией Стефановной – и старшей  дочерью Зоей (родилась 8 декабря 1894 г.). Позднее, в Верх-Нейвинске, появились на свет и другие дети отца Андрея: Галина (родилась 9 апреля 1899 г.), Николай (родился 10 мая 1901 г.) и Олег (родился 20 января 1904 г.).

В доме священника всегда было хорошо, повсюду царила чистота и уют. На первом этаже размещалась кухня и подсобные помещения, а на втором – несколько комнат, отдельная из них была представлена в виде зала-гостиной. Кругом стояли в глиняных кадушках цветы, экзотическая для того времени развесистая пальма, герани да фикусы. На резных деревянных этажерках – аккуратно составленные книги. В углу гостиной – иконостас с большими, как в храме, образами, освещёнными тоненькими огненными куполками теплящихся неугасимых подвесных фарфоровых лампад. Под иконами столик на точёной одной ножке, покрытый белой кружевной скатертью, поверх которой лежали молитвенный книги. Ближе к окну, у самой стены стояла фисгармония.

Частыми гостями в доме Авдеевых были местные купцы, служащие и мастеровые завода, простой люд. Для всех приходящих отец Андрей находил добрые слова, многим он и запомнился как приятный собеседник. Накануне больших церковных праздников в его доме собирались певчие церковного хора на спевку и под аккомпанемент на фисгармонии проигрывали церковные песнопения. Стоит особо отметить немаловажный факт, что в начале ХХ века в единоверческом храме Верх-Нейвинского завода пели не по знаменному, древнему распеву, а использовали при богослужении партесное многоголосное пение.

Дом в Верх-Нейвинске, в котором жила семья отца Андрея Авдеева

Исправно служил Богу и людям отец Андрей. С первых дней его появления в Верх-Нейвинском заводе прихожане сразу полюбили его и стали уважать. Был отец Андрей жизнерадостным, приветливым, спокойным и очень деятельным пастырем. Сразу же взялся за образование местных ребятишек, став для них не только духовным наставником, но и авторитетным заведующим и одновременно законоучителем единоверческой церковно-приходской школы. Из отчётных документов епархиального Училищного Отдела известно, что отец Андрей ревностно относился к своим преподавательским обязанностям.

Знали верхнейвинского батюшку не только местные жители, но и вся округа, ввиду его особой деятельности. Верхнейвинский единоверческий пастырь пользовался очевидным авторитетом и потому часто привлекался священноначалием к участию в работе целого ряда церковно-общественных организаций. Указом Екатеринбургской Духовной консистории от 17 сентября 1905 года отец Андрей стал председателем Верхнетагильского Миссионерского противораскольнического комитета. Занимая этот ответственный пост, отец Андрей прилагал в работе комитета немало сил, периодически совершал поездки в окрестные заводы и поселения, где с основания селились и проживали старообрядцы (раскольники). На приходах при его непосредственном участии организовывались беседы и лекции на противораскольнические темы. Из города Екатеринбурга специально для особых случаев на помощь приглашались начитанные и образованные епархиальные миссионеры, как в духовном сане, так и из мирян. Кроме того, отец Андрей был членом епархиального благочиннического Совета, а у себя на приходе возглавлял различные комитеты и собрания.

В 1906 году большое горе постигло отца Андрея. 12 мая от чахотки, будучи ещё совсем молодой женщиной, скончалась его супруга Мария Стефановна. Провожали её все верхнейвинские единоверцы и все многочисленные родственники покойной, прибывшие из Саргинского завода. Чин отпевания новопреставленной матушки совершил священник Сергий Троицкий, настоятель Успенского единоверческого храма, специально приехавший по такому скорбному случаю из Нейво-Рудянского завода. Погребение состоялось на приходском единоверческом кладбище, с южной стороны, на кургане, как раз напротив прежнего входа в Воскресенский храм. Над местом последнего упокоения матушки Марии Авдеевой, при усердии почитавших отца Андрея прихожан, была установлена горизонтальная мраморная плита с эпитафиями и высокий, кованный из металла, ажурной работы крест. Была и оградка в виде витых чугунных столбиков с цепями. Неподалёку от её могилы были расположены захоронения родственников знаменитой уральской семьи Полузадовых. Рядком стояли одинаково выполненные из мрамора резные памятники в виде высоких тумб с киотами.

Отец Андрей в окружении родных в день погребения своей супруги Марии Стефановны. Фото 1906 года.

Увы, уже при советской власти, когда с погоста расхищали металл в виде мемориальной пластики, это надгробие не избежало участи разорения. После, над могилой матушки Марии был установлен деревянный надгробник и деревянный крест с киотом в виде шкафчика, куда в дни её памяти устанавливалась лампадка.

После кончины супруги хлопот вдовому священнику прибавилось: на его плечи легли все последующие попечения, связанные с воспитанием его четверых детей.

За свою неустанную и плодотворную деятельность на благо Церкви и Отечества указом Преосвященного Никанора (Каменского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, от 14 февраля 1903 года отец Андрей был награждён правом ношения набедренника. 13 июня 1908 года другой Екатеринбургский владыка, епископ Владимир (Соколовский), пожаловал ему бархатную цветную скуфью. За усердную миссионерскую деятельность батюшка в 1911 году был награждён орденом Святой Анны III степени, а позднее и различными от Императорского Дома и Святейшего Синода памятными государственными знаками и медалями.

Священник Андрей Авдеев. Фото 1913 года

Вот как охарактеризовал отца Андрея Преосвященный владыка Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, отметив в 1911 году в своём  дневнике  следующее: «Совершая  служение в храме, переделанном из старообрядческой часовни, живя среди разноверного населения, имея прихожанами своими  людей, приверженных «старой вере», о. Андрей привык быть всегда настороже. Он всегда неослабно следит за своим словесным стадом, сторож ничего не опустит, что так или иначе может касаться его самого и его прихода. Поэтому ни один епископский проезд по территории его прихода от внимания о. Авдеева еще не уклонился. Каким бы ни был неожиданным отъезд епископа из Екатеринбурга, можно быть уверенным, что мимо отца Андрея незамеченным ему не проследовать».

После государственного переворота 1917 года советская власть объявила борьбу всему духовенству. Все служители «религиозного культа» были вне закона, подвергались притеснениям и гонениям. Вдобавок к этому, в семье отца Андрея произошла  очередная  личная трагедия. Его повзрослевшие дети решили для себя, что им тогда стало не совсем «удобно и выгодно» иметь родителя  в духовном сане, и они отреклись от него. Спустя время все его дети примирились с отцом.

В июле 2012 года в посёлок Верх-Нейвинск из города Нижние Серги вместе со всей своей большой семьёй приезжала внучка отца Андрея, Октябрина Михайловна Полякова. Пожилая женщина с большим восторгом и воодушевлением посетила места своего детства, вспоминая свои приезды в посёлок, в гости к деду. При встрече с ней выяснились ранее неизвестные факты из биографии верхнейвинского пастыря.

Тяжёлое время испытаний и невзгод наступило для отца Андрея после революции. Летом 1918 года, в период всяческой неразберихи и хаоса Гражданской войны, установившаяся в посёлке советская власть выжидала время, чтобы в нужный момент нанести сильный удар не только по тем, кто поддерживал белогвардейцев, но и в том числе по «служителям культа». Вот что вспоминала Октябрина Михайловна из рассказов своей матери Галины Андреевны: «Это был 1918 год. Тогда в Верх-Нейвинске шли бои между красными и белыми. Чтобы как-то себя обезопасить, местные красные партизаны арестовали и взяли в заложники десять человек верхнейвинцев, среди них оказался и отец Андрей. Один из активных революционеров, Михаил Басков, глубокой ночью отворил двери, где содержался дед, и сказал ему: «Отец Андрей, двери открыты, беги куда хочешь. Но если тебя поймают, то знай, я в этом не виноват».

Священник Андрей Авдеев. Фото 1916 года

Видимо, припомнил Басков добрые отношения отца Андрея к бедному местному населению, вспомнил также и то, что и требы порой отправлял батюшка безвозмездно. И решился на свой страх и риск освободить пленного священника.

Далее из её повествования стало известно, что собрался батюшка быстро, ничего лишнего не беря в далекий путь. Из Верх-Нейвинска добрался отец Андрей до Северного Казахстана, где и проживал в селе Богодуховка до 1927 года. Живя там, занимался он рукоделием, чтобы хоть как-то прокормиться: он сам прял из шерсти пряжу и вязал на спицах различные вещи: носки, варежки и незамысловатые кофты и свитера для продажи.

Позднее отец Андрей переехал на жительство в город Петропавловск, где примкнул к обновленцам и был принят ими в штат Вознесенского кафедрального собора, являвшегося тогда кафедрой обновленческого «архиепископа» Алексия (Кононова). Тогда же отец Андрей был возведён в сан протоиерея. В то же время младший из его сыновей Олег, примирившись с отцом, несмотря ни на гонения, которым подвергались священнослужители, ни на другие лишения, принимает священнический сан и служит вместе с отцом. Но недолго они служили, в 1931 году от туберкулёза позвоночника молодой батюшка Олег скончался. Вскоре после смерти сына отец Андрей Авдеев вернулся в посёлок Верх-Нейвинск и вновь, как и раньше, стал служить в Николаевской единоверческой церкви. Поселился батюшка в том же церковном доме напротив храма. Вот только этот «поповский» дом, находящийся по улице Ленина, уже не принадлежал церковной общине, его экспроприировали сразу же после революции. С тех пор община арендовала его.

Мало кто из его прихожан в те годы знал, что вернувшийся в Верх-Нейвинск, всеми ими любимый батюшка Андрей был обновленцем. Для них он по-прежнему оставался верным и крепким совершителем старых церковных обрядов, молитвенником за их прегрешения и добрым наставником в их духовной жизни.

Известно, что решением обновленческого «Синода» в мае 1932 года протоиерей Николаевского единоверческого прихода Андрей Авдеев был удостоен права ношения палицы.

В те полные атеистического хаоса годы много труда и забот всё же приложил отец Андрей к делу сохранения и процветания храма и общины, благоговейно совершая богослужения и требы по старинному чину, поучая по-отечески свою простую, сердобольную паству, молясь с нею не одно десятилетие, заботясь о благолепии церкви, приложив все свои силы и таланты для мирного существования прихода.

Из воспоминаний жителей посёлка известно, что к проживавшему вновь в Верх-Нейвинске отцу Андрею все всегда очень хорошо и по-доброму относились. Как-то по-особенному его любила детвора, и он отвечал ей взаимностью. Для них в карманах его рясы, таких больших и глубоких, как тогда им казалось, всегда находились приятные сюрпризы в виде конфет и иных сладостей.

«Когда я была маленькой, – рассказывала Валерия Константиновна Калякина, – бывало, бегаешь около церкви, играешь, он окрикнет, позовёт тебя. Зная, что он добрый дедушка из церкви, не понимая ещё по-детски, что это священник, подойдёшь к нему близко-близко, так что, казалось, был он такой большой. Одетый не так, как все. И пахло от него чем-то священным, как в церкви. Глазами добрыми и ясными на тебя посмотрит и обязательно что-нибудь назидательное скажет. И всегда сладостью одарит. Потом я прибегала  в храм и нетерпеливо  ждала  окончания службы, так как знала, что отец Андрей ласковым словом предложит мне пойти к нему домой и попить с ним чай с вкусными пряниками и конфетами».

Из воспоминаний Николая Петровича Кропотухина: «Отец Андрей был очень вежливым и общительным. По окончании службы любил сидеть на крыльце храма – паперти, читал разные газеты. Разрешал детворе поиграть в храме, но запрещал лазить на колокольню. Жил тогда отец Андрей напротив церкви».

В конце 1930-х годов поредевшая, немногочисленная единоверческая община попросту была уже не в состоянии арендовать для отца Андрея «поповский» дом, из которого он некогда выехал. Собственного жилья у него в Верх-Нейвинске никогда не было. Местом его жительства стал небольшой дом по улице Баскова, № 41, названной в честь того самого красного героя Гражданской войны, который летом 1918 года оказал настоящее сочувствие и содействие отцу Андрею.

Престарелого и больного священника приютила в своём доме такая же стареющая хозяйка дома, вдова главного заводского надзирателя (приравнивается к современной должности начальника отдела по производственному качеству) Верёвкина Кондратия Игнатьевича – Ирина Васильевна Верёвкина.

Недаром  среди православных бытует  такое  высказывание: «Любят на Руси  своих  священников. Не за ум, не за красноречие, а за веру, искренность. Простой  народ, он сердцем  ложь  за версту чует. Ну, а если полюбит, то уж от всего сердца и навсегда».

Около 1933 года отец Андрей приносит покаяние за связь с обновленчеством. Но, увы, документального подтверждения этого немаловажного  факта в его жизни в данное время не выявлено.  Известно, что спустя годы, на склоне  лет отец  Андрей  вспоминал о своём служении в «обновленческой, живой церкви» с большой горечью, и высказывался о ней как о «сборище с утопическими  замыслами».

Известно также, что у отца Андрея Авдеева был младший брат Фаддей Карпович Авдеев (1888 г.р.). Он, следуя примеру старшего брата, после присоединения к Православной Церкви вскоре принял священный сан. В безбожные годы  гонения на  Церковь, он был арестован, и судим, как и многие его собратья-священнослужители, за так называемую контрреволюционную деятельность.

В 1937 году отца Фаддея Авдеева арестовали в Нижнем Тагиле, где он совершал  своё  пастырское служение в Богородице-Казанской единоверческой церкви.  В ноябре того же года по ложному обвинению в участии надуманной и мифической «контрреволюционной повстанческой организации церковников»,  «в том, что являлся руководящим участником контрреволюционной фашистско-повстанческо-офицерской организации церковников <…> неоднократно проводил нелегальные сборища»,  батюшка Фаддей Авдеев постановлением «тройки» УНКВД по Свердловской области был приговорён к расстрелу.

В конце 1934 года властями был закрыт главный храм верхнейвинских единоверцев, после чего вся община Николаевской церкви приютилась в нагорном Воскресенском храме. Тогда помещение кладбищенской церкви мирно делили три различных между собой течения. Это основные члены православной Воскресенской общины, Николаевской единоверческой и небольшой обновленческой общины. После того как лидер единоверцев и обновленцев протоиерей Андрей Авдеев принёс покаяние, далее все совершаемые им богослужения и чинопоследования  треб  проводились только по старым обрядам. Так что после этого в Воскресенской церкви продолжали мирно сосуществовать только православные и единоверцы.

Начиная с осени 1937 года, в связи с ликвидацией Православного Николаевского  прихода и закрытием храма  в центре посёлка  в Воскресенской церкви  прибыло  количество прихожан. Теперь кладбищенский единоверческий храм на Сухой горе оставался  единственным действующим из трёх Верх-Нейвинских церквей. С той поры все местные его считали православным.

Протоиерей Андрей Авдеев в последние годы своей жизни

Настоятелем храма, и всех объединённых в нём приходов стал протоиерей Андрей Карпович Авдеев. Но уже летом 1939 года в виду болезненного состояния и физической немощи отец Андрей вышел за штат, по-прежнему проживая в доме у Ирины Васильевны Веревкиной. 30 марта 1941 года от порока сердца батюшка Андрей скончался. Его хороший друг Александр Михайлович Поляков, являвшийся в те годы постоянным прихожанином, стал его душеприказчиком. Он и сообщил скорбную весть детям отца Андрея. В частности, его дочери Галине Андреевне он писал: «Уважаемая Галина Андреевна! Ваш папочка дорогой, а мой батюшка дорогой Вам приказали долго жить и не стариться. 17-го марта по старому стилю в 6 часов вечера преставшийся почил на квартире Ирины Васильевны Веревкиной. Похороны будут 20 числа старого стиля. Не знаю, какой ход дела примет С/Совет, денег осталось у него 200 руб. на книжке, да еще кое-какие пожитки, затем он был застрахован в 2000 рублей, но завещание на деньги на вас. Конечно, я вам всё пропишу подробно только после похорон».

Епитрахиль и камилавка, принадлежавшие отцу Андрею Авдееву.       Из фондов Верх-Нейвинского историко-краеведческого музея

2 апреля 1941 года после чина отпевания и прощания совершённого заштатным священником Михаилом Мягковым в доме у Верёвкиной И. В. с улицы Баскова, плавно и степенно шла похоронная процессия, направляясь к старинному единоверческому кладбищу. Верх-Нейвинск и его верующие жители прощались в тот день со своим любимым и дорогим пастырем. Множество народа собралось у стен Воскресенского храма, где с его северной стороны, недалеко от бокового входа,  тело оплаканного ими приснопамятного пастыря протоиерея Андрея Авдеева было предано земле. Со временем многие старожилы, вспоминая о тех днях, рассказывали, как многочисленный людской поток долго ещё пел у свежей могилы погребённого священника: «Вечная память».

 

  1. P. S. Спустя десятилетия место вечного упокоения отца Андрея было восстановлено. Над могилой возвысился деревянный крест и эмалевый портрет с годами жизни пастыря. С тех пор минуло несколько лет, по прошествии которых, резной  деревянный крест пришёл в ветхое состояние. В 2021 году по благословению настоятеля Воскресенского храма священника Михаила Кидяшова намечены работы по благоустройству захоронения верхнейвинского протоиерея. В 2019 году  стараниями неравнодушных к местной  истории  прихожан   был приобретён  ажурный крест, изготовленный из чугуна  в мастерской художественного литья в городе Иваново. Отец Михаил Кидяшов по этому поводу  поясняет: «Бог даст, как сойдёт снег, мы и начнём работы. В планах не только установка креста, но и благоустройство всей могилы».

 

Дионисий (Денис)  Щербина, псаломщик

храма Воскресения Христова

п. Верх-Нейвинск.

Новости, Новости епархии | 30 марта 2021

Вам может быть интересно: