Алмаз, преломляющий Свет Христов
26 октября в Духовно-просветительском центре «Царский» (г. Екатеринбург) состоялись V Афанасьевские чтения.
Афанасьевские чтения традиционно проводятся в канун дня памяти святителя Афанасия (Сахарова) – 28 октября. В этом году они предваряют торжества, посвященные 135-летию Екатеринбургской епархии, которые состоятся 11 февраля 2020 года. Организаторами чтений, посвященных жизни и служению новомучеников и исповедников Урала в XX веке, выступили Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии и Свято-Елизаветинское малое православное братство. Темой чтений стали слова расстрелянного 28 ноября 1937 года протоиерея Николая Буткина: «Любовь призывает нас к живому делу».
Цель чтений определил Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства, редактор медиапроекта «Стол»:
«V Афанасьевские чтения посвящены жизни православных христиан на Урале в ХХ веке, тех, кого мы относим к новомученикам и исповедникам Русской Церкви. Выстраданный ими в годы гонений опыт свидетельства веры, любви, свободы, верности Богу и Церкви нуждается и в отыскании, и в очищении от клевет, и в осмыслении, и в наследовании.
Что из многообразия их опыта жизни по вере мы можем и должны усвоить сегодня?
С одной стороны, духовный опыт каждого человека уникален и неповторим, это опыт личного предстояния перед Богом, опыт радости и страданий, веры и крестоношения. С другой – их жизнь, общение и служение во Христе и Святом Духе являются даром всей Церкви, и нам надо вместе его опознать и принять.
Для нас важен не только их подвиг и мужество, но и умение не потерять вкус жизни, человеческое достоинство, любовь к ближним, найти себя и свое призвание под агрессивным натиском мира сего. Это разговор и о христианском выборе пути, о призвании христианина и человека».
На Афанасьевских чтениях прозвучали факты, связанные с канонизацией уральских новомучеников и исповедников веры. Процесс этот непростой и сопряжен с немалым числом противоречий. Например, большинство ныне прославленных представителей духовенства, несших служение на Урале, относится к 1918 году. Они составляют 2% от общего числа служителей Церкви того периода. В 1930-е годы на территории митрополии было расстреляно 60% священнослужителей, а в Оренбургской митрополии – 97%, но количество прославленных в лике святых значительно меньше.
При этом можно считать чудом Божьим, что в Свердловской области, первой в стране по атеизму, сохранилось 20 открытых храмов, в то время как в других территориях – иногда не было ни одного.
На Афанасьевских чтениях шел разговор о критериях для прославления в лике святых и канонизации, подходы в определении которых складывались не сразу. РЦПЗ пошла по пути канонизации всех пострадавших за веру. В РПЦ этот подход не нашел поддержки: жизнь каждого зверски убитого или расстрелянного по приговору Тройки НКВД священнослужителя изучается досконально. Имеются многочисленные примеры исповедничества веры и покаянного духа и после подписания протоколов в НКВД, компрометирующих служителей Церкви, но лица с таким фактом биографии для канонизации даже не рассматриваются.
По мнению некоторых участников чтений, один из основополагающих критериев святости – польза для Церкви. Другой – собирание людей в новых условиях жизни. Этот опыт бесценен для организации современного приходского служения при инициативе мирян.
Есть проблемы, связанные с написанием текстов о мучениках за веру. Самые бездарно написанные жития – идеологизированные. Те источники, которые являются доступными: клировые ведомости, послужные списки, некрологи родителей и др. официальные документы – не в полной мере могут отражать святость жизни. Случается, что при написании агиографий биографии священнослужителей лакируются, встречается экзальтированность при оценке тех или иных фактов, их подгонка под «свой» образ святости, когда преувеличиваются одни факты и не упоминаются спорные или сомнительные. Остаются без внимания поиски человека на пути к вере, противоречия в духовном пути: они подчас смущают и выдают в нас недостаток веры. Насущная задача – изучение наследия новомучеников.
Доклады на Афанасьевских чтениях были посвящены:
1. Жизни и служению протоиерея Иоанна Сторожева, который вошел в историю как священник, дважды служивший Божественную Литургию в доме Ипатьева для Государя Императора Николая II, его семьи и верных слуг, в том числе за 2 дня до страшного преступления.
Для тагильчан будет интересно узнать, что Иоанн Владимирович, будучи товарищем прокурора по Нижне-Тагильскому судебному участку, а потом адвокатом, принял решение о принятии священного сана в 1912 году после одного случая, произошедшего в суде, где он защищал крестьянина, уличенного в воровстве. (См. Сухарев Ю.М. «Скажи мне, Господи, путь…»).
2. Жизни и служению красноуфимских священномучеников Алексия Будрина, Александра Малиновского и Льва Ершова.
3. Просветительской деятельности протоиерея Николая Буткина в Симеоновском братстве г. Шадринска.
А. В. Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской православной духовной семинарии, представил проблемы агиографии новомучеников и исповедников Урала. Он же презентовал «Книгу памяти репрессированных священно- и церковнослужителей Челябинской области», в которой представлено 518 персоналий.
Также в рамках чтений состоялась пленарная дискуссия: «Усваиваем ли мы на деле опыт новомучеников и исповедников и как?»
Действительно, это важный практический вопрос. Существуют ли у нас молитвенные отношения с новомучениками? Обращаемся ли мы к ним за помощью? Что мы о них знаем? Как их жизнь преломляется в нашей жизни?
Часто это багаж, который нами не востребован – их опыт проходит мимо нас. Причин этого много. Чего стоит отсутствие церковной культуры, прерванные духовные связи, отсутствие преемственности у людей, пришедших в Церковь в 1990-е годы. Обрядовая религиозность не позволяет узнать Самого Христа и, соответственно, воспринять опыт жизни новомучеников и, говоря современным языком, составить «дорожную карту» активизации церковной жизни. Мы можем быть их наследниками только в том случае, если станем подобны им по духу – и приобретем УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ.
Они, подобравшие новый ключ к своему времени, актуализировали мысль о Божием и кесаревом. Они смогли довериться Богу и умели слушать, как проявится Его святая воля.
Афанасьевские чтения попытались ответить и на другие вопросы, которые может задать себе современный человек, считающий себя воцерковленным:
Что в жизни новомучеников и исповедников требует нашего особого внимания?
Что сегодня стало уже примером, изучается и воспринято в Церкви? Что не воспринято?
Есть ли что-то собственно новое в опыте новомучеников для Церкви?
Участники общения на Афанасьевских чтений пришли к выводу: Чтобы почитать новомучеников, надо преодолеть стереотип экстраординарности и помнить, что ОБРАЗ СВЯТОГО ЧЕЛОВЕКА КАК АЛМАЗ, ПРЕЛОМЛЯЮЩИЙ СВЕТ ХРИСТОВ.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря, участник Афанасьевских чтений