Бог дал художнику холст, кисти и краски
Во время Великого поста в Скорбященском монастыре состоялись четыре встречи со студентами Уральского училища прикладного искусства и дизайна.
Когда умирал английский писатель Вальтер Скотт (1771–1832), то он обратился к своему зятю Локхарду со словами:
– Сын, принеси мне книгу.
В доме всемирно известного автора была большая библиотека, и смущенный зять переспросил:
– Какую книгу, сэр?
Умирающий ответил:
– Есть только одна Книга. Сын, принеси мне ее.
Тогда Локхард понял, о чем просит писатель. И принес ему Библию.
А когда уходил из жизни русский писатель Федор Михайлович Достоевский, он попросил жену Анну Григорьевну открыть наугад и прочитать ему строки из Евангелия, которое было с ним во время каторги и с которым он не расставался всю свою жизнь. Может быть, благодаря этой Великой Книге писатель считал четыре года заключения самым счастливым периодом своей жизни. Наша жизнь не во внешнем, а во внутреннем, – понял Ф. Достоевский. Эта простая мысль как будто бы осветила все его последующее творчество.
Об этом и многом другом шла речь на занятиях, которые провела со студентами – будущими камнерезами, ювелирами и художниками по росписи подносов – библиотекарь монастыря Вера Александровна Чемезова. Разговор шел на понятном художникам языке: через линии, цвет и свет ребята обратились к вечным смыслам.
Действительно, нет в мире иной Книги, кроме Библии. Каким образом в словах, мраморе, красках может быть запечатлена и навеки сохранена слава Господня? Почему великие и малоизвестные художники всех времен и народов вдохновлялись словом Божиим и самоотверженно творили, обращаясь к ветхозаветным и новозаветным сюжетам? Как отразился на их полотнах взгляд на Бога, мир и человека, свойственный эпохе, в которую жили и творили художники? Безусловно, это вопросы для целого спецкурса «Ветхозаветные и новозаветные сюжеты в мировом изобразительном искусстве». За четыре встречи, одна из которых была посвящена истории и современной жизни Скорбященского женского монастыря, удалось лишь немного прикоснуться к этой поистине бездонной теме.
Итальянская, голландская, немецкая, русская школы живописи… Грехопадение первых людей, всемирный потоп, жертвоприношение Авраама, история жизни Иосифа Прекрасного, служение еврейскому народу пророка Моисея, разрушение Иерусалима, Рождество Христово, притчи Иисуса Христа, Тайная Вечеря, Моление о Чаше и др. эпизоды из Священного Писания… О многом было сказано на занятиях, но еще более осталось закрытым.
Около 80 картин западноевропейских художников А. Дюрера, Г. Доре, У. Блейка, Ю. Шнорра, Е. Рейтерна, Я. Тинторетто, М. Караваджо, П. Веронезе, В. Рембрандта и русских мастеров В. Боровиковского, В. Шебуева, А. Лосенко, И. Айвазовского, И. Крамского, Ф. Бруни, Г. Угрюмова, А. Иванова, И. Репина, Н. Ге, В. Сурикова, В. Маковского, А. Рябушкина, В. Поленова, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Шагала, И. Глазунова и др. были представлены на двух беседах в воскресной школе обители. Студенты были полноправными участниками диалога о картинах великих живописцев, разговор о которых лишь повод ответить на главный вопрос:
Как познать Бога?
Священное Писание говорит о Боге, что Его «никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Но христиане сохранили образ Господа посредством красок. Как им это удалось? – такое задание получили молодые художники.
На последнем занятии слово взяли сами студенты. Они поделились друг с другом своим прочтением, осмыслением выбранной картины, показали, как в изображенном на ней отразились поиски художников разных эпох: эпохи Возрождения, Нового времени и современности.
Подводя итоги монастырских встреч, студенты написали:
«Меня привлекли не только картины, но и библейские истории»
«Каждая картина с библейскими мотивами имеет глубокий смысл. Где-то явный, а где-то скрытый»
«Самая главная мысль занятий – это то, что книги Библии, хоть и разные по содержанию, но одновременно близкие друг другу… Можно найти ответы на вопросы из Нового Завета в Ветхом и наоборот»
«Меня затронула мысль о том, что Ветхий Завет открывается в Новом, а Новый скрывается в Старом… Раньше об Евангелии я не имела представления»
«Причта о заблудшей овце впечатлила меня тем, что в ней скрыт смысл о том, что Иисус Христос готов спасти одну заблудшую овцу и вернуть ее к ангелам»
Молодежи свойственно сомнение в бытии Бога. Было и такое суждение: «Почему нам преподают только православие? Ничего против этой религии не имею, но хотелось бы, чтобы вернули религиоведение. Бог постоянно проверяет людей на верность. Много других странных фактов из Библии создали ощущение того, что Бог – эгоист. Зачем ему нужно было создавать людей?»
Эти и другие вопросы, которые возникли у студентов, предстоит обсудить осенью в Молодежном дискуссионном клубе «Черное и белое».
И, конечно, дорогого стоят слова: «Увидел много мелких деталей в Писании. Увидел картину более подробно. Узнал пару новых художников и картин, которые обязательно поищу. И, конечно же, вдохновился на некоторое количество новых работ».
Скорбященский женский монастырь