История одной святыни

У каждой иконы — своя судьба Иногда она похожа на человеческую: полная испытаний, странствий, утрат и чудесных обретений. Такова история Кипрской иконы Божией Матери, которая сегодня хранится в храме Святителя Николая в посёлке Ёлкино Свердловской области, расположенного в нескольких километрах от города Лесного.
Корни кипрской традиции Название «Кипрская» восходит к древней византийской традиции. На Кипре с первых веков христианства существовали монастыри, где писали особые иконы Богородицы: с мягкими чертами, тёплым взглядом, в простых одеждах. Такие образы быстро расходились по всему православному миру, попадали в Грецию, Сирию, на Русь. Манера кипрского письма пришлась по душе русским живописцам. Поэтому название «Кипрская» не всегда указывало на то, что икона написана именно на острове. Чаще — что она относится к этому древнему, тёплому, человечному типу изображения Богородицы.
И именно такую — русскую по духу, но с корнями древней кипрской традиции — икону привела судьба в маленький уральский приход.
Спасённая из огня Её путь начался далеко от Урала — в средней полосе России, в трагическое время, когда храмы закрывали, а святыни уничтожали. Одна женщина спасла икону из огня. Женщина много лет молилась перед иконой, в пожилом возрасте переехала жить к детям в город Лесной и перед смертью завещала им отдать икону в храм. Так большая старинная, явно храмовая, икона оказалась в молельном доме прихода святого праведного Симеона Верхотурского в городе Лесном — в деревянном здании бывшего магазина.
Дальнейший наш рассказ — воспоминания матушки Марины, супруги протоиерея Александра Кузнецова, настоятеля храма Святителя Николая в посёлке Ёлкино. В те далёкие уже времена молодой священник начинал своё пастырское служение в храме святого праведного Симеона Верхотурского.
— Икона сразу поразила. Богородица сидела на троне и была какой-то удивительно русской: простые одежды, мягкий взгляд, младенец — как самый обычный ребёнок, земной, будто живой. В нижней части — несколько обугленных полос. По изображению мы определили, что это — список Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери. Она очень полюбилась всем нашим прихожанам.
Предвестие беды — Икона стояла на клиросе, когда стали происходить странные явления: перед образом вспыхивали светящиеся разрывы, словно огненные шары, — продолжает матушка Марина. — Что это было — непонятно. Батюшка предупреждал меня: «Увидишь искры — сразу выключай общий рубильник». Дом ведь деревянный, проводка старая. Я так и сделала, обесточила весь дом, но через некоторое время огненная вспышка повторилась. А через неделю молельный дом сгорел дотла. Икона обгорела ещё сильнее, потемнела, стала почти чёрной. Но уцелела.
Чудо просветления Позднее община получила новое здание храма, икону перенесли туда. Это было во времена Владыки Никона. Она стояла тёмная, строгая, почти непроницаемая.
— Мы пытались помыть икону — аккуратно, осторожно. И вдруг она начала светлеть. Сквозь копоть и гарь чётко проступили лик Богородицы и лицо Младенца. Что мы испытали? Испуг и восторг одновременно.
Необыкновенную икону повезли Владыке. Он увидел её и благословил сделать для неё облачение, но так, чтобы не повредить ещё больше. На обугленные места матушка Марина смастерила специальный чехол, а поверх него своими руками сшила и украсила жемчужинами парчовое одеяние. — «Господь позволил мне сделать это», — с волнением вспоминает она.
Испытания и возвращение Позже говорили о реставрации, но работа не была начата, и икону отправили на склад. Отец Александр и матушка Марина к тому времени уже служили в Ёлкино и добились, чтобы святыню передали приходу святителя Николая. Так икона вновь заняла своё место в храме — любимая, почитаемая, живая.
И всё же сохранила главное — свет Божией Матери, который способен разглядеть всякий, кто приходит к ней с открытым сердцем. Сегодня Кипрская икона Божией Матери — одна из главных святынь прихода. Интересно, что люди видят её по-разному: кто-то сразу различает ясные лики, кому-то они остаются скрыты. Быть может, икона открывается тому, чья душа чище? Она пережила огонь земной и огонь испытаний.


