Доклад епископа Нижнетагильского и Невьянского Мелитона на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности»

ЗНАЧЕНИЕ МОНАШЕСКОГО ПОДВИГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МОНАШЕСТВУЮЩЕГО

Что такое монашеская жизнь?

В христианской традиции это особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала.

А «монашеский подвиг предполагает отречение от мирских благ, строгую дисциплину, вовсе прекращение общения с миром, строгие посты и стремление к духовной чистоте».

Именно эти особенности, казалось бы, и должны оказывать значительное влияние на формирование личности монаха, помогая ему обрести внутреннюю гармонию и духовное просветление, но так ли это на самом деле?

Утвердившееся мнение, установленное в психологической науке: что характер человека, а это привычки и склонности, сформирован уже к 4–6 годам, а врожденные способности (одаренность, талантливость, креативность) и вовсе закладываются еще раньше.

И все мы из собственного опыта знаем, что в каком бы возрасте не пришел в монастырь послушником будущий инок, его характер уже сформирован.

Можно поспорить об экстравертах и интровертах, поговорить о различных темпераментах (те самые холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), но и они заложены природой и являются врожденными свойствами человека.

То есть способности и темперамент заложены в нас с самого рождения.

Так как же нам формировать личность пришедшего в монашество?

Вот мы знаем примеры изменения тела человека. Можно похудеть, можно набрать вес, а можно заняться спортом и внешне физически преобразиться, и даже это не просто! Те из нас (да и я сам) кто пробовал «скинуть» лишние килограммы, знают, как не просто это дается, и как порой опускаются руки (но поднимается ложка, которая дорога, как известно, к обеду).

Получается, тело изменить все же можно, а что с нашим разумом, с духом?

Можно пойти на 1-ое, 2-oe и так далее высшее образование, развить свои врожденные, быть может, исключительны способности и стать специалистом в той или иной профессиональной области! Но ведет ли это напрямую к изменению личности?

Казалось бы, «гений и злодейство – две вещи несовместные», но снова жизнь доказывает, что подчас бывает с точностью до наоборот: действия мошенников не оставляет сомнений в высоком интеллекте и навыках владения социальной инженерией, но мы вряд ли отнесем подобные поступки к примерам формирования личности, скорее это ее распад…

Так можем ли мы говорить о формировании личности человека в целом, а тем более монашествующего?

Признаем, что формирование личности монашествующего, именно в прямом понимании – как создание чего-то нового из «ничего», практически не достижимо…

Так как же быть?

Давайте снова вернемся к тезисам: созданный хотя и по образу и по подобию Божию, человек земной несет как печать настоящего, смертного, так и следы былого, пусть несколько растраченного после грехопадения, но все же – совершенства!

В каждом человеке, в самом, казалось бы, оступившемся или отступившемся от Добра и Света, есть зерно христианской добродетели, которое может прорасти и принести плоды. И кому-то, скажем так, «повезло», что с детства это зерно получило поддержку, а пробившийся из него росток – получил тепло и заботу, где-то родных, близких, Церкви.

И снова «проза жизни», – мы знаем, что далеко не всегда так происходит, и подчас человек приходит в монастырь с недостаточно развитой духовной составляющей.

Вот именно на нее, на духовную сторону личности и могут быть направленные наши с вами, действия, именно эту сторону личности, духовную мы, если и не создаем, то помогаем ей раскрыться, как раскрывается с рассветом цветок подсолнуха навстречу солнцу, и движется в своем дневном цикле день за днем.

Вот мы и пришли к пониманию, что именно на раскрытие духовной составляющей личности монашествующего и направлен сам монашеский подвиг, который состоит из ключевых аспектов монашеского пути: послушание (смирение), пост, молитва и трудолюбие, которые остаются неизменными на протяжении многовековой истории монашества.

Именно они являются основой монашеского подвига, и каждый из этих принципов способствует проявлению и укреплению определенных качеств характера и развитию личности, играл важную роль в духовном росте монашествующего.

Послушание учит дисциплине и смирению. Оно развивает способность подчинять собственные желания воле Бога и наставника. Это качество способствует развитию терпения, самоконтроля и внутренней симфонии. Качества, укрепляемые послушанием: дисциплина, смирение, терпение и самоконтроль.

Пост подразумевает воздержание от пищи и удовольствий. Он помогает укрепить волю и развить самообладание. Физическое ограничение стимулирует духовное развитие, позволяя сосредоточиться на внутреннем мире и молитве. Качества, подкрепляемые постом: воля, самообладание, концентрация и умеренность.

Молитва укрепляет связь с Богом и позволяет глубже осознать свое предназначение. Регулярное совершение молитвы способствует очищению души. Качества, формируемые молитвой: вера, внутренний диалог с Богом.

Трудолюбие воспитывает ответственность и уважение к труду. Оно формирует чувство удовлетворения от выполненного дела и учит ценить плоды своего груда. Через труд монах учится преодолевать лень и развивать настойчивость. Качества, закрепляемые трудом: ответственность, усердие, стойкость, целеустремленность.

Преподобный Антоний Великий писал: «Подвижничество есть дело великого труда и терпения, но плод его сладостнее меда и драгоценнее всякого богатства земного».

Подводя итог: монашеский подвиг суть: послушание, пост, молитва и трудолюбие самого монашествующего, под руководством духовного наставника (старцем), является решающим фактором в РАСКРЫТИИ личности монашествующего на пути к очищению сердца, воспитанию смирения, преодолению эгоизма и достижению внутреннего единения с Богом.

Источник: Скорбященский женский монастырь

Новости, Новости епархии | 7 декабря 2025

Вам может быть интересно: