Проповедь красотой
Вчера в России отмечали День музыки — праздник, который близок каждому. Музыка – это великая тайна, которая так или иначе касается жизни любого человека. И великая сила: она может возвысить душу, рождая гармонию и молитву, или, напротив, породить хаос, агрессию, тьму. В православных храмах музыка звучит всегда — в пении хора, объединяющем верующих в единой молитве.
О том, как музыка связана с верой, почему в Церкви она занимает особое место, мы беседуем с протоиереем Александром Кузнецовым, настоятелем храма святителя Николая в посёлке Ёлкино и матушкой Мариной, чье сопрано прихожане слышат на каждой службе, ведь она – певчая церковного хора.
Сила, пробуждающая сердце
— Отец Александр, почему музыка занимает такое важное место в православном богослужении?
— Если говорить строго, в православном богослужении нет «музыки» в светском понимании. У нас есть церковное пение, которому, действительно, отводится особое место, ведь это молитва, которую совместно творят священник, хор и народ. Это — наш способ обращения к Богу. Пение ведь воздействует не только на разум, но и на сердце человека, помогает ему прочувствовать то, что порой сложно выразить словами. Вспомните, мы и в обычной жизни яркие переживания часто выражаем в песне. Слова, положенные на мелодию, глубже проникают в душу, лучше запоминаются. Так и в храме — пение помогает душе вознестись к Богу.
Со времён апостолов
— Отец Александр, а когда вообще появились первые церковные песнопения?
— Первые церковные песнопения появились уже в апостольские времена — в I веке. Апостолы и первые ученики Христа переняли традицию пения псалмов из иудейской молитвенной практики: псалмы Давида звучали и в синагогах, и в ранних христианских общинах. Постепенно к псалмам добавились гимны, прославляющие Христа, Богородицу и святых. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: «назидайте самих себя псалмами и песнопениями духовными». Так что можно сказать, что церковное пение живёт столько же, сколько сама Церковь.
Голос — орудие души
— В православной традиции в храмах нет музыкальных инструментов, только голос. Почему?
— Это принципиальный момент. Конечно, орган у католиков или гитара у протестантов трогают душу и могут украсить службу, но в Православии мы верим, что самый совершенный музыкальный инструмент, данный Богом, — это человеческий голос. Почему? Потому что только голос может не просто извлекать красивые звуки, а может молиться. Он может каяться, просить, благодарить. Он может сказать: «Господи, помилуй». Гитара или орган, какими бы прекрасными они ни были, могут лишь создать настроение, но не могут каяться в грехах или произносить слова молитвы.
Поэтому мы поём «а капелла», только голосами. Сердце и душа человека, обращенные к Богу, должны звучать именно через живой голос, а не через искусственный инструмент. Предки наши строили храмы так, чтобы именно голос в них звучал. Звучал красиво! В Ёлкино, например, удивительная акустика: звук объёмный, многогранный. Иногда даже младенцы, услышав хор, начинают «подпевать» по-своему. Это живая музыка, а не искусственная. Продолжение молитвы, а не просто музыкальное сопровождение.
«Просто, они стали одушевлёнными»
— Но ведь в Псалтыри, одной из величайших после Евангелия книг, песни царя Давида исполнялись под различные инструменты — гусли, тимпаны. Там так и сказано: «Хвалите Его во псалтири и гуслех, хвалите Его во струнах и органе».
— Однако там же псалмопевец Давид говорит: «Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте!», — улыбается в ответ мне батюшка и продолжает, — Вы абсолютно правы, в 150-м псалме, великом гимне хвалы, Господа действительно призывают славить звуками самых разных инструментов. Но чтобы понять, почему мы поем без инструментов, нужно знать разницу между Ветхим и Новым Заветом.
В Ветхом Завете богослужение было очень внешним, похожим на яркий спектакль: жгли благовония, приносили в жертву животных и использовали много музыки. Это было красиво, но оставалось чем-то внешним.
Когда пришел Христос, всё изменилось. Теперь главная жертва Богу — не животные, а наши душа и сердце. Поэтому и богослужение стало не внешним действием, а внутренним, сердечным делом.
Так что, в нашем храме музыкальные инструменты никуда не исчезли. Они просто стали одушевлёнными. Наш хор, каждый прихожанин, поющий «Верую…» и «Отче наш..», — это и есть тот самый «орган», и те самые «гусли». Мы славим Бога не на инструментах из дерева и металла, а нашими голосами и душами. Еще раз повторю, ничто, созданное руками человека, не может сравниться с тем, что вложил в нас Господь.
Молящееся сердце прихода
— Тогда следующий вопрос: какова роль певчих и хора в богослужении?
— Очень большая. Хор — это не просто «музыкальное сопровождение» службы, а молящееся сердце прихода. На службе ни священник не может без хора, ни хор без священника. Это единый тандем, совместная молитва, в которую вовлекаются и прихожане. Хор обязан слышать священника и идти с ним в одном дыхании. Священник же должен правильно дать тон. Именно поэтому в семинарии священники обязательно получают музыкальное образование. Дьяконы, протодьяконы, служащие с Патриархом, с митрополитами, чаще всего, вообще, выпускники консерваторий.
Если хор слаженный, если он слышит священника и чисто, искренне отвечает на его пение, люди чувствуют это. Тогда и молитва становится общей, глубокой, а прихожане невольно присоединяются — кто-то мысленно, кто-то даже подпевая. Сегодня есть тенденция к более простым песнопениям, чтобы люди могли легче воспринимать службу. Ведь и язык церковнославянский для многих труден, а если ещё и мелодия слишком сложна, прихожане теряются. А простые, красивые песнопения помогают им включиться в молитву.
Ну, а для певчих это настоящее служение, которое требует и труда, и смирения, ведь нужно учить новые песнопения, вставать рано утром к началу службы…
«Всё мне позволительно, но не всё полезно»
— Отец Александр! А как Вы относитесь к современной светской музыке?
— Церковь относится с уважением к творчеству человека, но призывает к рассудительности. Задайте себе вопрос: куда эта музыка ведёт мою душу? Возбуждает ли она в ней страсти, гнев, уныние или, наоборот, пробуждает светлые, добрые чувства? Есть замечательные песни, в том числе и в поп-музыке, которые говорят о любви, о долге. А есть музыка, которая разрушает внутренний мир человека. Христианину нужно быть внимательным и избирательным, помня слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Музыка, вдохновлённая верой
— Классическая музыка ближе душе верующего человека?
— Думаю, да. Многие великие русские композиторы черпали вдохновение именно в церковных песнопениях. Это духовные сочинения Рахманинова, Чайковского, или, например, «Страсти по Матфею» Баха в католической традиции. Такая музыка создавалась верующими людьми, вдохновлёнными своей верой. И она тянет слушателя к источнику — к храму. Часто бывает так, что человек, пришедший на концерт духовной музыки, потом впервые решается переступить порог храма.
История регента
— Батюшка, можно ли сказать, что церковное пение — это тоже своего рода проповедь?
— Конечно. Иногда пение проповедует сильнее слов. Представьте: человек заходит в храм впервые, он ещё не всё понимает, а чаще всего совсем ничего не понимает, но слышит хор. Если это красивое, гармоничное пение, задевающее душу и сердце, он обязательно останется на службе и наверняка захочет прийти в храм снова. Я вспоминаю историю нашего регента Юрия Петровича Казакова.
— В 1953 году, ему было десять лет, тетка на летние каникулы взяла его с собой в Харьков, погостить у родственников. Все лето он с местными мальчишками носился по послевоенному, ещё полуразрушенному городу. Однажды наткнулся на уцелевшую, да еще и действующую, церковь. Было боязно, но любопытство одержало верх, и он зашел в храм. Он был в одних трусиках и босиком, поэтому бабушки в храме сразу зашикали на него. Он смутился и послушно поплёлся к выходу. И вот, когда он уже был в дверях, прямо за его спиной внезапно запел хор. Юрий Петрович вспоминает: «Я просто остолбенел, по спине побежали мурашки …» Возможно, именно в тот миг в его душе и родилась огромная любовь к хоровому пению, которому он посвятил всю свою жизнь. Разве это не настоящая проповедь? Проповедь красотой. Сейчас Юрий Петрович руководит хором и поёт в Ёлкино уже более тридцати лет.
Музыка может быть разной — светлой и тёмной, но в храме она всегда — радость, утешение, молитва, а иногда — первый шаг к вере. И в этом — её великая сила: через красоту и гармонию помогать человеку найти дорогу к Богу.
Врезка
Взгляд матушки Марины
— Сегодня, когда даже на концертах часто поют под фонограмму, в храме живая музыка — редкий дар. Даже в небольших церквях стараются создать хоры, учат людей пению. И если человек хочет — он обязательно научится. Когда понимаешь, что твой голос помогает людям молиться, это приносит большую радость. Если хор поёт чисто и искренне, молитва становится особенно красивой и сильной.
Автор статьи Ольга Миславская
Газета «Время», Н.Тура





