Интервью с руководителем отдела по тюремному служению Нижнетагильской Епархии иереем Александром Берёзовым
Сегодня мы снова встретились с благочинным по тюремному служению иереем Александром Берёзовым.
– Отец Александр, как служится?
– Здравствуйте, дорогие братья и сёстры. Итак, тюремное служение, вы знаете, это специфическая часть служения Церкви, которое относится, прежде всего, к попечению лиц, преступивших Закон. Многие из священнослужителей и прихожан, наверное, не до конца понимают суть тюремного служения. Кто-то вообще считает, что это бессмысленное занятие и пустая трата времени: чего ходить к ним, к повреждённым, если они были там уже не по разу и никакого толку от этого нет…
На такое мнение я хочу возразить. Во-первых, есть Евангелие (Мф.25:36), в котором ясно и чётко Господь говорит: « В темнице был, и вы пришли ко Мне». То есть, это заповедь Божия. Вот это мы должны ясно и чётко понимать. То есть, Господь не отказывается ни от кого, доходит до каждого со своей Евангельской проповедью. Даже если среди сотен найдётся пять, шесть, десять человек, которые откликнутся на проповедь, изменят свою жизнь, значит, наша деятельность не пустая. Я хочу уподобить эту деятельность старательской деятельности: вот как старатель из 10 тонн породы выбирает лишь небольшую часть для того, чтобы сделать ее пригодной, так, наверное, и священник иной раз, которому приходится работать в местах лишения свободы. Но и этому мы благодарны.
Во-первых, нужно понимать то, что люди, которые там находятся, это обычные люди. Мы с вами знаем, что весь мир лежит во зле, и по разным причинам люди совершают различные преступления, разной тяжести. И мне хочется сказать тем критикам, которые критикуют тюремное служение: ведь мы все тоже преступники пред Богом, все преступаем Его святые законы, заповеди. Поэтому именно для священника так понятна важность и нужность тюремного служения.
– В чём главный смысл работы в исправительных колониях?
– Аспект тюремного служения – люди, которые там находятся, и, которые возвращаются в наше общество. Хочется, чтобы, наши прихожане в местах лишения свободы, возвращались на удобренную, так сказать, подготовленную почву. Мы хотим уже здесь подготовить «землю» их души для того, чтобы они возвращались не озлобленными, чтобы они чувствовали себя частью нашего общества. Да, они оступились, но у них есть возможность покаяния. Вот это один из самых главных мотивов моего личного служения.
Когда я, человек, который ранее никогда не был связан с этой сферой жизни, был направлен служить в места лишения свободы, тем не менее я посчитал, что это Воля Божия. Поэтому, раз нужно, то стал исполнять то, что и как велит Бог.
– Всегда ли всё шло гладко, были ли трудности?
Конечно, были ошибки, были недочёты, были такие моменты, какие не всегда ожидал, но я хочу вам сказать, что осужденные всегда благодарны нам. Они умеют благодарить, поверьте. И лучшая их благодарность это не только слова, но их добрые поступки, исправление жизни.
– В нынешних тяжёлых финансовых условиях удаётся ли поддерживать и улучшать хозяйственную часть храмов?
В отношении хозяйственной части тюремного служения хочу отметить, что мы намечаем в этом или в ближайшем 2025 году полностью отремонтировать храм в ИК-2 города Кировоград – это детская колония. Там многое сделано, но не хватило средств, поэтому ещё надлежит сделать.
В этом году в ИК-13 активно велись хозяйственные работы. Площадь перед храмом была реконструирована. Поменяли отопительную систему. В воскресной школе поменяли электроснабжение. Были произведены бетонные работы. Проведены работы по благоустройству, и скоро на территории храма будут посажены ценные породы деревьев. Вот такие работы.
Надо добавить, что в двенадцатой колонии прицерковная площадь благоустроена плиткой. И всё так же планируем построить новую колокольню в ИК-12.
По всем остальным храмам: надо отметить, что в ЛИУ-51 полностью отремонтирован храм внутри и снаружи. И сейчас представляет собой достойное зрелище для окружающих, приятно туда зайти. Несмотря на то, что больничный, это один из самых опрятных храмов нашей Епархии. Вот такие у нас хозяйственные, скажем так, новости.
– Хорошие новости. А как работа и помощь на духовном уровне?
Надо сказать о том, что за это время мы активно готовились к новому учебному году. И вот с октября начинают свою работу воскресные школы в храмах находящихся в местах лишения свободы: вот в тринадцатой колонии – заработает, в двенадцатой колонии, в пятой – уже работает. Я надеюсь что и в ИК-2 тоже будет работать такая школа. В ИК-46 города Невьянска – тоже работает воскресная школа.
Также мы хотим дальше совершать нашу миссию в отношении несовершенных лиц, которые преступили закон, то есть вести воспитательную работу с этими подростками, мотивировать их на трезвый образ жизни, проводить мероприятия, встречи с интересными людьми. Подобную работу хотим проводить во всех наших храмах, которые находятся в местах лишения свободы.
Я думаю, что наши осужденные ни в чëм не будут обделены вниманием Церкви. Ни в чëм! Они преступили закон, но это не означает, что общество сбросило их со счетов. Общество надеется на этих людей. И церковное общество тоже надеется на них – люди веры надеются, что эти люди придут и станут полноценными членами нашего общества.
– Спасибо, отец Александр. Как видим огромная работа проводится в вашем благочинии. Господь с Вами! Божьей помощи и в дальнейшем!
– Благодарю за внимание. Храни вас всех Господь.
Ну, вот, дорогие, будем ждать следующих встреч с отцом Александром. Так много у него дел и планов…
Отдел по тюремному служению Нижнетагильской епархии