Сакральные реликвии советской эпохи
Под таким названием в Новоуральской Центральной публичной библиотеке 2 апреля открылась очень необычная и интересная экспозиция, приуроченная к великому и светлому празднику Пасхи Христовой.
Значительное место среди различных экспонатов занимают «советские» иконы, созданные для личного благочестия в тот период, когда верующие и вся Русская Православная Церковь в целом находились в стесненных обстоятельствах. Все представленные на выставке реликвии советского времени интересны по-своему, у каждой из них своя отдельная история.
Профессор РГГУ (Москва) Дмитрий Антонов, в течение нескольких лет изучающий такое явление как «советская» икона в отечественной культуре, высказывается: «Это разнообразные по техникам исполнения «киотки» (моленные образы, помещенные в деревянный киот), кустарно изготовленными сельскими мастерами на основе религиозных изображений разного типа: дореволюционных писанных и хромолитографических иконок; медальонов из иконостасов, разрушенных во время антирелигиозных компаний; образов святых, нарисованных сельскими художниками; фотографических иконок нескольких типов; наконец, фотографий европейских и русских картин на религиозную тематику или вырезок печатных репродукций. Мастера вставляли моленный образ в деревянный киот, закрывали стеклом и декорировали различными подручными материалами. Используя фольгу, текстиль, сухоцветы, искусственные цветы, изготовленные из лыка, бумаги, ваты и парафина. Советские иконы — не только уникальный социальный и материальный феномен, но и пример наивного религиозного искусства. С распадом СССР оно ушло, исчезло как живое явление. Мастера, создававшие образы, стареют и умирают, не передавая никому свои профессиональные навыки. В последние годы советские иконы начали массово уничтожаться — старые иконы меняют на новые. В ближайшие десятилетия большинство икон, как и их создатели, безвозвратно уйдут, а вместе с ними исчезнет целый пласт религиозной культуры советской поры. Это невероятный пласт материальной и религиозной культуры, который доказывает, что традицию и веру нельзя задушить».
Ярким дополнением к представленным иконам являются книжные раритеты и образцы религиозного самиздата советского времени, например: Новый Завет, изданный Московской Патриархией в 1956 году, текст Службы на праздник Успения Божией Матери 1950 года издания, небольшого формата «Катихизис», отпечатанный во время Второй Мировой войны (1942 год) в Риме и, удивительно, что на русском языке, Православный Церковный календарь на 1947 год, но уже издательства Московской Патриархии, рукописные и машинописные экземпляры молитвенников, акафистов и сборников духовно-нравственного содержания, среди которых особо хочется выделить, небольшие рукописные Канонники, созданные в 1940-х годах бывшими насельницами Сербишинского Введенского женского монастыря.Также на выставке можно увидеть иконы серийного производства, выполненные в мастерских Хозяйственного управления Московского Патриархата. Известно, что первая мастерская, где начали изготавливать простенькие серийные образки, нательные крестики и другую церковную утварь, была открыта в Победном 1945 году на базе Московского Новодевичьего монастыря.
Все представленные на выставке раритеты, несомненно, имеют историческую ценность и являются святынями, так как были созданы в сложное и трагическое для нашего Отечества и Церкви время.
Среди многообразия «советских» икон и библиографических редкостей можно увидеть фотографии и документы священнослужителей, совершавших свое пастырское окормление верующих в годы богоборчества, и простых людей, жителей города Новоуральска. Например, Алексей Максимович Елисеев (1926-2002), уроженец Горьковской области. Участник Великой Отечественной войны, в звании младшего сержанта он служил в авиации. Награжден орденом Отечественной Войны III степени, медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги». Алексей Максимович занимался полным циклом изготовления и украшения образов «киоток», используя различную фольгу, цветную бумагу, самодельные искусственные цветы. В самом начале 1990-х годов, когда в округе создавались и открывались православные приходы, он щедро делился с верующими различными образами, выполненными своими руками.Александра Васильевна Щелокова (1916-2008), уроженка Вятской губернии. Была духовным чадом схиигумена Саввы (Остапенко; 1898-1980), известного старца и духовного писателя, автора книг о духовной жизни, подвизавшегося в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре. Александра Васильевна занималась полным циклом изготовления и украшения образов, используя только фольгу разных видов. Чаще всего, получив по почте из монастыря фотографические иконки, она оформляла их в «рамки-киотки» и раздаривала своим верующим знакомым.
Зинаида Сергеевна Полянская (1931-2014), уроженка города Невьянска. Буквально выросла в среде бывших насельниц Сербишинского монастыря, объединившихся небольшой общиной при кладбищенском Вознесенском храме Невьянска. Матушки-монахини научили ее вышивать, шить, изготавливать из текстиля искусственные цветы. С годами она так прониклась к рукоделию, что сама стала шить и вышивать литургические покровцы. Изготавливала образа для себя, своих родных, сестер по вере. Это у нее в доме, в красном углу, вместе с традиционными каноническими иконами висело изображение Сикстинской Мадонны, оформленное различными цветочками (розанами и хризантемами) из бумаги и капроновых цветных лент, вставленное в объемную «рамку-киотку». Занималась полным циклом изготовления и украшения икон, используя различную фольгу, цветную бумагу, текстиль, новогоднюю мишуру, сухоцветы (бессмертники), самодельные искусственные цветы. Было приятно узнать, что все эти пожилые люди еще в недавнем прошлом были прихожанами Верх-Нейвинского Воскресенского храма.
Приятной радостью, для многочисленных собравшихся в момент открытия выставки было присутствие почетных гостей, пастырей Нижнетагильской епархии: протоиерея Виктора Зырянова, клирика Никольского храма из села Быньги и священника Сергия Комарова, настоятеля Михаило-Архангельского единоверческого прихода города Верхнего Тагила. После приветственных слов сотрудников библиотеки, священнослужители и гости были приглашены в лекционный зал, где в камерной и уютной атмосфере пастыри провели беседу-лекцию, повествующую о жизни Русской Православной Церкви в поздний советский период. В частности, отец Сергий Комаров рассказал о пастырском служении известного московского протоиерея Геннадия Бороздина, уроженце Верхнего Тагила. А далее, отец Виктор Зырянов поделился своими воспоминаниями о начале своего служения в Церкви, начиная с конца 1970-х годов, когда он, еще юношей нес послушания при Иоанно-Предтеченском соборе города Свердловска, ныне Екатеринбурга.
Вдохновитель и организатор этой экспозиции церковный исследователь Денис Евгеньевич Щербина на открытии выставки поделился своими воспоминаниями, рассказав собравшимся, что застал то время, когда верующие бабушки, вырезая из журналов «Крестьянка» и «Работница» цветные изображения Сикстинской Мадонны, оформляли их в рамки с бумажными цветами, затем несли в храмы на освящение как самый дорогой образ. Как ни странно, их освящали, так как большеформатные иконы в храмах в те годы не реализовывались. Образа, освященные в церкви – «суть есть святые иконы», и относиться к ним нужно соответственно. Богомольные старушки искренне верили и молились на эти иконы-«самоделки». Удивителен и тот факт, что священник, освящавший такой неканонический образ, не смел даже сказать: «Опомнись, старая, ведь это не икона Богоматери, а картина на религиозную тему». Подобные предметы личного благочестия, сохранявшиеся внутри семьи, не только почитали и ценили, но и чтили. По-настоящему, искренне. Потому, что все с любовью, терпением и благодарностью милостиво принимали, верили и жили в простоте с глубоким упованием на милость Божию.
Выставку посетили, вдохновились и порадовались,
что такие реликвии сохраняются, прихожане
храма Воскресения Христова,
поселка Верх-Нейвинский