День скорби и молитвы
30 октября Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский, освятил новый крест на старом монастырском кладбище и совершил литию по жертвам политических репрессий.
Ежегодно 30 октября в России поминаются все православные христиане, безвинно убиенные богоборцами и безвинно пребывавшие в заключении.
Для Нижнего Тагила, столицы Тагиллага, это день скорби и памяти. Задолго до официального создания Тагиллага во время Великой Отечественной войны (1942 год), в 1920 году на территории Скорбященского женского монастыря был открыт концлагерь принудительных работ, через который в течение 1,5 лет его существования прошло 919 человек, и 268 из них здесь погибли от холода и голода. Особенно массовой была смертность зимой 1921–1922 годов. Только в январе 1922 года на монастырском кладбище похоронены 85 человек. Благодаря труду волонтеров эти списки два года были опубликованы на сайте обители. Тогда же появился и синодик для поминовения узников концлагеря.
Также весной 2020 года волонтеры проделали важную для дела памяти работу: была составлена «Книга памяти репрессированных тагильчан и жителей Тагильского округа» (современного Горнозаводского округа), которые пострадали в 1930-е годы. Имена заключенных, приговоренных к расстрелу или к значительным срокам заключения, а также истории тагильчан о репрессированных предках публиковались в группе «Храм памятник жертвам Тагиллага» в социальной сети «ВКонтакте». Также волонтеры составили синодик для поминовения 2898 человек. Это люди разных возрастов; мужчины и женщины; представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, финны, немцы, евреи, ассирийцы, корейцы, китайцы и японцы; люди разных вероисповеданий: православные, лютеране, католики, буддисты. Есть в этом списке 42 репрессированных священнослужителя и монашествующих.
К сожалению, нам пока не известны имена спецпереселенцев (а это десятки тысяч человек), которых в начале 1930-х годов привозили в наш город на строительство Нижнетагильского металлургического завода и «Уралвагонстроя», и очень многие упокоились в тагильской земле от непосильного труда, ужасающих условий жизни и болезней. Среди современных тагильчан немало их потомков.
Недавно благодаря инициативе директора Православной гимназии В. А. Диденко на старом монастырском кладбище был установлен крест. Он был перенесен от ДК «Юбилейный». Когда в память о Выйско-Никольском соборе рядом с Дворцом культуры была построена часовня, освященная во имя Святителя Николая, крест было решено перенести на ул. Красногвардейскую, где посреди пустыря можно увидеть несколько надгробных памятников начала ХХ века, которые местные жители обнаружили в основаниях своих домов, которые строились в начале 50-х годов прошлого века. Первый памятный крест был установлен здесь в 1997 году во время настоятельства иерея Фомы Абеля, а при игумении Кирилле (Суворовой) обветшавший крест был заменен на новый. И вот теперь новый высокохудожественный крест появился на кладбище, где к этому дню была установлена памятная табличка, рассказывающая об этом месте. Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский, освятил сей крест.
Кладбище это возникло в середине XIX века (его можно увидеть на плане Нижнетагильского завода начала ХХ века), и Скорбященская церковь в 1860-е годы строилась как кладбищенская. Но исторически так сложилось, что на нем хоронили не только местных жителей, но и погибших во время Гражданской войны, и узников концлагеря № 2 (среди них было много крестьян Тамбовской губернии), и детей спецпереселенцев, о чем нам поведали тагильчане, назвав несколько имен своих сродников.
На освящение креста архиерейским чином и литию по жертвам политических репрессий собрались тагильчане, которые вместе с сестрами Скорбященской обители прочитали около четырех тысяч имен пострадавших. На литии прозвучали заупокойные прошения обо всех убиенных в годы репрессий:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
Собравшиеся поминали епископа Нижнетагильского Льва (Черепанова), протоиерея Всеволода Черепанова, батюшек Казанского храма Фаддея Авдеева, Симеона Воронина, Феодора Логинова, Конона Мартюшева, Василия Нагаева, Михаила Оранского, Александра Чиркина, Владимира Чеснокова, диаконов Валентина Паникаровского, Димитрия Рогалева, псаломщика Павла Ездакова, впоследствии протоиерея.
По массовому уголовному делу против церковников 1937 года пострадали священники Александр Мухин и Емельян Алексеев (село Лая), Исидор Зверев (село Башкарка), Василий Сарапулов и Николай Зубов (пос. Черноисточинск), Иоанн Морозов и Зосим Козлов (село Николо-Павловское), Кронид Конев (село Борисово), Александр Лямин (село Балакино), Александр Митюхляев (село Ново-Туринское), Аркадий Попов (деревня Северная), Иоаким Рысев (село Покровское), Харитон Субботин и Константин Плясунов (г. Невьянск), Вениамин Удинцев и Александр Сергеев (село Петрокаменское), Михаил Хлопотов (село Шурала), Фотий Шандровский и Симеон Хлынов (г. Нижний Тагил).
В заключение литии епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий сказал:
«Мы совершили поминовение всех тех, кто похоронен на этом кладбище, которое уже утратило свое назначение. Их же имена знает Сам Бог. Он ведает и имена тех, кто пострадал в дни гонений, когда за то, что человек исповедовал свою веру, его могли унизить, посадить в тюрьму и даже убить. Мы чтим новомучеников, имена которых знает только Господь. Они молятся за нас, сохраняют эту землю. Своим подвигом они показывают нам, что нельзя идти за сиюминутной выгодой, но все мы предстанем перед Богом и будем давать ответ на Страшном Суде за свою жизнь. Поэтому будем, братья и сестры, поминать наших усопших сродников, сохранять эти места, где похоронены те, за кого уже некому молиться».
Также владыка указал на необходимость создать на бывшем монастырском кладбище место памяти пострадавших от гонений тагильчан.
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря