Тайный батюшка

«И отрет Бог всякую слезу с очей их,
и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля,
ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».
Откровение 21:4

К 70-летию преставления приснопамятного священника Михаила Мягкого, совершавшего свое исповедническое служение в поселке Верх-Нейвинск

История православия Верх-Нейвинска в ХХ веке содержит немало интересных личностей, внесших свой вклад в сохранение христианской духовно-нравственной чистоты среди местного населения. Одним из таких пастырей, ведших тайную борьбу за человеческие души в период атеистической пропаганды и богоборчества, был заштатный священник Михаил Поликарпович Мягков.
В 1892 году 18 мая в Верх-Нейвинском заводе Екатеринбургского уезда в многодетной семье крестьян-старообрядцев (позднее перешедших в православие на правах единоверия), родился сын, и нарекли его Михаилом в честь святого благоверного князя Михаила Муромского. Родители Михаила жили в собственном доме в районе Торговой улицы. Жили небогато, много трудились, обрабатывая землю, строго соблюдая посты и другие предписания старообрядческого устава. Кроме Михаила, в семействе Мягковых родилось ещё несколько сыновей и дочь.

Когда все братья подросли, их отец Поликарп Вавилович решил отправить сыновей в город Екатеринбург получать духовное образование. Михаил, как самый способный к изучению наук, а также прилежный к церковному пению и чтению, в 1905 году поступил в Екатеринбургское четырёхклассное Духовное училище и закончил его в 1909 году с правом поступления в первый класс семинарии. Вскоре после окончания учёбы, Михаила Поликарповича определили на псаломщическое место в Свято-Троицкую церковь села Аверинского, что располагалось неподалеку от Сысертского завода. Тщательно подходил Михаил к своему служению в храме, всегда стараясь заранее приготовиться к совершаемым богослужениям. При нём в храме, на клиросе наладилось чтение и благозвучно зазвучал церковный хор.

Михаил Мягков до принятия священного сана на службе в Царской армии, 1914 год.

1914 год – начало Первой Мировой войны. Михаил был мобилизован на службу в Царскую армию. После прохождения службы Михаил вернулся в Аверинское, где, вскоре он повстречал свою будущую супругу – местную жительницу Екатерину Георгиевну Деменьшину – певчую церковного хора.

29 января 1916 года настоятель Свято-Троицкой церкви священник Иоанн Соколовский совершил над Михаилом и Екатериной Таинство венчания.

Наблюдая за служением своего приходского псаломщика Михаила Поликарповича, настоятель храма отец Иоанн, увидев старание и сердечное усердие по службе, предложил Михаилу рукополагаться во диакона. После долгих молитв и размышлений Михаил дал своё согласие на рукоположение.

Очень ответственный момент наступил для Михаила, ведь он становился служителем Алтаря, служителем при Святых Таинствах. Рукоположение во диакона по благословению Преосвященного Серафима (Голубятникова), епископа Екатеринбургского и Ирбитского было решено провести в Иоанно-Предтеченском храме села Широковского Шадринского уезда Екатеринбургской епархии. 14 августа 1916 года в местном храме Широковского собралось много богомольцев. Ведь в село приехал сам правящий архиерей. Служба совершалась «высокоторжественно». Громогласно возглашал протодиакон ектении. В торжествующем ликовании пели певчие. За богослужением состоялось рукоположение чтеца Михаила во диакона. Чин рукоположения совершил владыка Серафим (Голубятников). В храме около клироса рядом с певчими стояли родные братья Михаила, а с ними – радостно-взволнованная стояла супруга Михаила Екатерина.

Священник Михаил Мягков с супругой Екатериной Георгиевной и детьми, 1935 год.

После рукоположения отец-диакон Михаил был направлен на служение в родное село своей супруги – в Аверинское.
19 ноября 1916 года у молодых супругов родился первый ребёнок – дочь Нина.

В 1917 году, в январе, по решению Екатеринбургской Духовной консистории семья диакона Михаила переехала на новое место. Отца Михаила определили служить в Петропавловский храм Полевского завода.

В феврале 1918 года, после большого потрясения – свершившейся революции – отец Михаил с семейством переезжает в село Скатинское Камышловского уезда. С этого момента начинаются скитания семьи Мягковых. В Николаевском храме он исполняет обязанности псаломщика. Многие храмы того времени не могли себе позволить иметь в штате клира диаконов.

В июле 1919 года диаконская семья Мягковых получила новое место служения. Всей семьей они перебрались в село Демьянское Тюменской области. Исправно несёт своё служение отец-диакон в Успенской церкви, помогая настоятелю во всех приходских делах, радуя его и местных прихожан.

С января 1920 года по октябрь 1922 года Мягковы проживают в селе Николаевка Томской области. Отец Михаил смиренно принимает все заботы по устройству быта своей семьи. Екатерина Георгиевна, его верная супруга и верный друг, поддерживает отца Михаила в его нелегком крестоношении, в непростой, сложной жизни священнослужителя.

23 марта 1922 года в семье произошло прибавление, родилась вторая дочь Александра.

Проходит время, и отец Михаил опять перевозит свою семью на новое место служения. С октября 1922 года он уже псаломщик в церкви села Орловка Томской области.

В Орловке, как и повсеместно, начинают служить обновленцы. Местное духовенство перешло на сторону новых обновленческих «архиереев». Священники под давлением массовых переходов к новому религиозному веянию, в надежде получить хорошие места в «новой церкви» один за другим перешли в обновленчество. Так склонили они и отца Михаила и предложили ему рукоположение во священника. Новой «Церкви» нужны молодые пастыри, новые кадры, свежие силы. Мысли отца Михаила и его внутренний голос лукаво твердили ему: «согласись». Под давлением местного настоятеля – протоиерея Серафима Путодеева – отец Михаил был представлен к рукоположению. «Господи, утверди меня на пути к Тебе!» – искренне молился про себя отец Михаил и верил в правильность своего решения.

За богослужением, совершенным в Благовещенском кафедральном соборе города Томска 25 сентября 1923 года, «архиепископ» Сергий (Дмитриевский), рукоположил диакона Михаила в сан священника. Сразу же после рукоположения отца Михаила направили на священническое место в Петропавловскую церковь Петропавловского села Томской обновленческой епархии. Через небольшое количество времени, а именно в феврале 1924 года, семейство священника Мягкова переехало на новое место служения своего отца – в село Островское Томской области. В Островском 19 ноября 1924 года у Мягковых родился третий ребёнок – сын Николай. Следующий сын, Павел, родился 27 января 1927 года.

Время шло, отец Михаил искренне исправно нёс своё священническое служение Богу и людям. Его супруга, матушка Екатерина, занималась воспитанием детей. После пяти лет служения у обновленцев отец Михаил решил покинуть Сибирскую землю. В мае 1927 года вся семья отца Михаила приехала на его родину в посёлок Верх-Нейвинск. Оказавшись на Урале, отец Михаил приносит своё покаяние церковному священноначалию за служение у обновленцев, и в 1928 году Преосвященным епископом Валерианом (Рудичем), управляющим на то время Свердловской епархией, повторно рукоположен в священнический сан и допущен к служению.

Милосердный Господь, желая всем спасения, всегда радуется, как добрый пастырь, найдя заблудшую овцу. Вскоре, уже в августе 1928 года, отца Михаила назначили настоятелем Знаменской церкви села Берёзовского Ирбитского района.

Исправно служит отец Михаил на новом месте. Трудно ему приходится: надо не только следить за порядком в храме, оплачивать непосильные налоги, а главное – души христианские блюсти в вере и благочестии.

В конце января 1929 года отец Михаил решается перейти на другой приход и пишет прошение на имя правящего архиерея.

«Его преосвященству Преосвященнейшему Валериану, епископу Шадринскому,

От священника церкви села Берёзовского Ирбитского округаМихаила Поликарповича Мягкова.
Прошение.

Сим почтительнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, освободить меня от исполнения пастырских обязанностей в приходе Знамения Божией Матери села Берёзовского и, если будет на то воля Божия и Его Преосвященства, назначить к Михаило-Архангельской церкви села Вновь-Юрмытского Шадринского округа.

К сему Прошению нижайший послушник Вашего Преосвященства Михаил Мягков подписуюсь 1929 г. января 29 дня».
Преосвященный владыка Валериан, соглашаясь с просьбой отца Михаила, назначает его на новое место служения вторым священником храма села Вновь-Юрмытского».

9 февраля 1929 года отец Михаил получил архиерейский Указ. Михаило-Архангельская церковь предстала перед отцом Михаилом весьма благолепной. Заложенный в 1812 году в честь победы Русской армии над Наполеоном, старинный храм имел два этажа и четыре придела с алтарями. Но от нехватки денежных средств убранство старинной церкви постепенно ветшало, да и с наружи всё требовало ремонта.

Указ, Преосвященнейшего Валериана, епископа Шадринского о назначении отца Михаила Мягкого на приход села Вновь-Юрмытского. Документ 1929 года.

Прихожане Вновь-Юрмытского села сами просили владыку благословить отца Михаила к ним на приход. Свои пастырские навыки отец Михаил приобрёл уже давно. Мог священник и утешить, и помочь, доброе духовное слово сказать, а где-то и по-отцовски наставить.

24 августа 1929 года супруга отца Михаила Екатерина родила пятого ребёнка – сына Василия. Дружно жили Мягковы во Вновь-Юрмытском. Старшие дети в семье помогали младшим. Супруга батюшки, когда было свободное время, всегда посещала храм, помогая своему супругу во время богослужения чтением и пением на клиросе.

Неожиданно для всех в декабре 1929 года «в целях подавления активной религиозности» отца Михаила мобилизовали и выслали на лесозаготовки в Балагурское лесничество под Вновь-Юрмытским селом Талицкого района. Вернулся батюшка уже в апреле 1930 года.
19 апреля отец Михаил получил новое место служения, и опять Мягковы отправились за своим отцом и мужем в Шемахинский завод (ныне село Шемаха Челябинской области). В заводе имелась церковь в честь Святой и Живоначальной Троицы. Спустя время, за усердные труды на благо Церкви Христовой, Высокопреосвященный Алексий (Кузнецов), архиепископ Сарапульский, управляющий Свердловской епархией, 23 января 1932 года пожаловал батюшке Михаилу церковную награду – право ношения камилавки.

Шло время, такое непростое и суровое, в особенности для духовенства. Везде массово закрывались храмы. Многие храмы пустовали из-за простой нехватки денежных средств. Шли репрессии против духовенства и активных мирян. Священнослужители не могли получить регистрации у местных властей на право служения, без которой они не имели возможности даже поселиться в той или иной местности. Тогда же в Шемахинском по решению местных властей была ликвидирована приходская деятельность и Свято-Троицкую церковь закрыли, а отца Михаила перевели на новое место служения. Неподалеку от Шемахинского завода располагался Нязе-Петровский завод (ныне город Нязепетровск Челябинской области) где был храм в честь Вознесения Господня. Указом от 31 мая 1933 года Высокопреосвященного архиепископа Макария (Звездова), правящего архиерея Свердловской епархии, туда и был определен на служение отец Михаил. Как и прежде, нёс своё нелёгкое священническое служение батюшка. Трудно приходилось, прихожан в храме становилось всё меньше и меньше, да и местные власти попа и церковников не жаловали. Несмотря на все трудности и искушения, пять лет отсвященствовал, отслужил отец Михаил в Вознесенской церкви, пока её не закрыли в 1938 году. По ликвидации Нязепетровского прихода отец Михаил вышел за штат и вместе с семьей вновь возвратился на свою малую родину – в посёлок Верх-Нейвинск.

Здесь, в Верх-Нейвинске, тогда тоже прошлась «безбожная пятилетка». Главный храм единоверцев, где псаломщиком служил его отец Поликарп, где из старообрядчества Мягковы присоединились к православию, был в 1934 году закрыт и переоборудован в клуб. Православный Николаевский храм на площади в 1937 году тоже был закрыт. Только небольшая Воскресенская кладбищенская церковь ещё действовала. Думал отец Михаил послужить у себя на родине, вот только поселковые власти в регистрации ему, как служителю культа, отказали (а служить в храме как священник отец Михаил без разрешения местных властей в те годы не мог).
Надо было содержать свою многодетную семью – и отец Михаил устроился рабочим на Верх-Нейвинский завод. Уже в поселке 23 декабря 1938 года у Мягковых родился ещё один сын – Юрий.

В районе «Зареки», по улице Мартьянова, 1, отец Михаил построил для своей семьи небольшой дом – одна комнатка и кухонька. Живя в посёлке, отец Михаил часто посещал уже старого и больного протоиерея Андрея Авдеева, который хорошо знал семью Мягковых. Беседовали они о том, как оба в 1920-х годах служили у обновленцев, теперь уже понимая все утопические замыслы этого церковного раскола. Тогда же отец Андрей передал хранившийся у него Антиминс, видимо предчувствуя, что всё равно придётся отцу Михаилу в поселке служить, но не знал он, как будут проходить эти годы тайного служения.

Когда отец Андрей скончался, батюшка Михаил принимал участие в его погребении. По пересказам очевидцев тех событий известно, что отпевали отца Андрея на дому, так как Воскресенский храм был уже закрыт.

После всего этого в доме у монахинь, вывших насельниц Сербишинского Введенского женского монастыря, отец Михаил по ночам стал тайно совершать богослужения и требы. Днём он работал на заводе, где ему пришлось освоить много различных профессий. Работал он шихтовщиком, истопником цеховых печей, работал и с лошадьми на конюшне, был разнорабочим и сторожем.

В течение нескольких лет отец Михаил оставался единственным живущим рядом священником, оттого люди постоянно обращались к нему с различными просьбами. У кого младенца крестить надо, кому усопших родственников по-христиански проводить. Были случаи и венчания отцом Михаилом молодых. Так и совершал батюшка у себя на дому тайные богослужения и требы.

Из воспоминаний Натальи Николаевны (к сожалению, фамилию свою она не захотела назвать): «Когда я в поселке выходила замуж, мои родители, особенно мать, мне сказали: «Надобно вам, ребята, повенчаться». Сходили до попа Мягкова, что тогда в поселке, «Зарекой» жил, он-то нас и брачил. Всё моление провели ночью у нас в доме. Помню, несколько старушек с ним пришло, они принесли цветочки к фате. А на голову нам с мужем надевали не венцы, как в церкви, а обручи, склеенные, видимо, из картона, с крестиками из цветной бумаги. Когда всё было окончено, то помню, что ходики, висящие в комнате, отбили ровно 12 часов ночи. Потом этот же поп наших детей крестил. Было это в 1950 году. Крестил у себя во дворе, в бочке. Мать моя богомольная была, к Мягковым часто ходила. Жену его Екатерину знала; та, когда её муж помер, вместе с богомолками собиралась и ходила по поселку о покойниках молиться».
Шла к отцу Михаилу с духовным голодом и молодёжь. Мог батюшка и в скорби утешить, и в вопросах веры наставить. Многие с большим уважением вспоминали отца Михаила. Был он добрым человеком, в общении прост, всегда стремился помочь. Исполняя заповеди Христовы и свой пастырский долг, по ночам после трудового дня шёл отец Михаил к своим прихожанам, неся слово Божие, утешение и наставления в измученные за эти страшные годы неверия людские сердца. Как трудно нам, ныне живущим, представить то страшное время, когда за Евангельскую проповедь можно было получить тюремный срок либо расстрел. Верная супруга и помощница Екатерина Георгиевна всегда была рядом и во всем поддерживала мужа, осознавая, что, если пострадает муж, репрессии подвергнется и вся семья.

Многим верхнейвинцам отец Михаил в 1940-х годах крестил детей и внуков, освятил не один дом, отслужил у своих тайных прихожан множество молебнов и панихид, в особенности в годы Великой Отечественной войны. Супруга его, матушка Екатерина Георгиевна, всегда была с ним. Помогала нести такой непростой крест тайного служения Богу и явного – людям.

В 1953 году отец Михаил серьёзно заболел: врачи обнаружили у него онкологическое заболевание – рак желудка. Имея ещё и другие болезни, отец Михаил знал, что скоро ему придётся покинуть этот мир. Его, уже больного, навещал кто-то из духовенства, служившего тогда в Вознесенской церкви города Невьянска. По наставлению медиков 18 марта 1953 году отец Михаил согласился на операцию, вполне предав себя воле Всевышнего. После операции отец Михаил прожил недолго. По-прежнему принимая у себя дома своих прихожан, он утешал их, и, сам, будучи больным, ободрял их.

Священник Михаил Мягков в последние годы своей жизни.

Осенью, 17 октября 1953 года, батюшка Михаил Мягков мирно отошёл ко Господу, к Великому Архиерею и Первосвященнику, у которого отец Михаил был в послушании всю свою жизнь.

Проститься и проводить отца Михаила в «путь всея земли», в его небольшой дом пришло множество людей. Приехало духовенство из Невьянска и Быньгов, которые и совершили чин отпевания. Похоронен батюшка Михаила на «дальнем», теперь уже «старом» кладбище.

Ещё несколько лет назад верующие жители Верх-Нейвинска, посещая «старое» кладбище, по обычаю всегда подходили к месту последнего упокоения тайного священника Михаила, дабы поклониться его праху и вознести о нём заупокойную молитву. Многие тогда ещё помнили о трудной, и нелегкой, но богоугодной судьбе тайного Верх-Нейвинского священника Михаила Мягкова, совершающего в богоборческие времена поистине исповедническое служение.

Супруга отца Михаила, Екатерина Георгиевна, после смерти мужа ходила всегда одетая в чёрное, словно монахиня. В общении была скромная и немногословная. В её доме, где тайно совершались богослужения, ещё какое-то время всё так же собирались верующие. В большие праздники читались каноны, пелись акафисты. Когда здоровье ей позволяло, Екатерина Георгиевна ездила в храмы Невьянска и Быньгов. Иногда сами батюшки посещали её дом. Чаще всех приезжал протоиерей Артемий Васев, настоятель Николаевской церкви села Быньги.

Скончалась Екатерина Георгиевна в день Преображения Господня 19 августа 1976 года. Погребена рядом со своим супругом, с которым она в полной мере перенесла все тяготы и лишения трудного, но благодатного пути священнического служения.

Дионисий (Денис) Щербина,
псаломщик храма Воскресения Христова,
п. Верх-Нейвинск.

Новости, Новости епархии | 16 октября 2023

Вам может быть интересно: