Молитвенным духом наполненный. Памяти протоиерея и духовного композитора Анатолия Пахомова

Пастырь должен быть проникнут сознанием небесного величия дела,

к которому он приступает, благоговейным страхом перед божественною

силою, через него действующей, и истиной любовью к тому,

для кого он совершает таинство.

Протопресвитер Георгий Шавельский.

 

29 мая 2021 года исполняется 20 лет с того дня как отошел ко Господу замечательный  пастырь и талантливый композитор, посвятивший более 50-ти лет своей жизни предстоянию перед Престолом Божиим, митрофорный протоиерей Анатолий Пахомов. Он прожил долгую, трудную, но яркую  и насыщенную жизнь, пережив и революцию, и жестокие тяготы репрессий и Великой  Отечественной войны.

протоиерей Анатолий Пахомов

В городе Новоуральске Свердловской области он появился в начале осени 1994 года и первым делом посетил самый ближайший храм в округе. Пришёл на службу в Воскресенскую церковь, что стоит, возвышаясь над округой, в посёлке Верх-Нейвинске. Пришёл скромно,  без облачения, в старомодном плаще и шляпе. Но даже тогда, одетый в  мирскую одежду, он предстал перед прихожанами полный глубокого духовного достоинства. В этих интеллигентных старческих чертах лица читалась духовная мудрость и доброта. Было очевидно, что этот пожилой мужчина, стоящий в храме на богослужении  – священник.

Познакомившись с местным духовенством, протоиерей Анатолий сообщил, что является заштатным клириком и что за его плечами — целые десятилетия служения Христу в священном сане.

Будущий пастырь Анатолий Никифорович Пахомов родился 23 августа / 5 сентября 1909 года в селе Белая Глина Медвежинского уезда Кубанской области (ныне это Краснодарский край), в семье учителя, ставшего священником.

Его отец, Никифор Васильевич Пахомов (1886 г.р.), выходец из крестьян, был уроженцем Белой Глины. До принятия священного сан он служил школьным учителем в станице Новолеушковская на Кубани. В сан диакона рукоположен около 1915 года. Предположительно,  отец-диакон служил в новом Богородице-Казанском храме в станице Новолеушковская. Позднее удостоился сана священника, а затем был возведён в протоиерея.

События безбожных лет, минувшие после 1917 года,  также отразились и на судьбе пастыря. В начале 1930-х годов отец Никифор Пахомов священствовал в одном из приходов города Ставрополя. В 1934 году 28 сентября он был арестован за оказанное сопротивление властям в момент закрытия и ликвидации своего храма. Отца Никифора приговорили к пяти годам заключения и отправили в  исправительно-трудовой лагерь на Соловках. Пережив все тяготы тюремного заключения,  батюшка и после освобождения всю свою оставшуюся  жизнь продолжал  верно  служить Церкви Христовой.  Скончался митрофорный протоиерей Никифор Пахомов 4 июля 1970 года.

О матери отца Анатолия известно немного. Мария Дмитриевна Пахомова, урождённая Литовкина, родилась 2 марта 1886 года в городе Екатеринодаре. Была домохозяйкой. Скончалась в августе 1942 года в окрестности города Дебальцево Донецкой области.

Известно, что в 1920-х годах семья Пахомовых выехала на жительство в Ставрополь, где Анатолий окончил школу и музыкальный техникум. В процессе обучения он осваивает несколько музыкальных инструментов, хоровую и дирижёрскую технику, что позволяет ему в дальнейшем полноценно заниматься композиторской деятельностью на профессиональном уровне. Молодой и полный энергии Анатолий Пахомов устраивается на работу в Ставропольскую филармонию в качестве музыканта-скрипача симфонического оркестра, одновременно подрабатывая и в оркестре Дома Культуры Работников Просвещения. Всецело погрузившись в творческую атмосферу, он как настоящий композитор с творческим подходом и энтузиазмом начинает с вдохновением профессионально сочинять инструментальную музыку для концертов. Создаёт несколько серьёзных произведений, которые вошли в репертуар Ставропольской филармонии.

В 1928 году Анатолий выехал в Краснодар, где окончил Машиностроительный техникум, получив диплом чертёжника-конструктора. Но даже в период учёбы, он не оставлял своего музыкального увлечения, подрабатывая пианистом аккомпаниатором в различных учреждениях культуры. В поисках достойного заработка и дальнейшего совершенствования своего творческого потенциала Анатолий Пахомов переехал в Сталинград (Волгоград). На одном из заводов он реализует себя по специальности, устроившись в качестве инженера-теплотехника, а творческая деятельность осуществляется им в качестве концертмейстера  вокальной группы и руководителя оркестром.  В 1932 году Анатолий вступает в брак с Ниной Якимовной Штуркиной (1906-1976), рождённой в селе Изобильно-Тищенском на Оренбуржье в зажиточной крестьянской семье выходцев из Екатеринославской губернии.

Тогда же инженер и композитор Пахомов знакомится с поэтом, заслуженным деятелем искусств РСФСР, Борисом Львовичем Аглинцевым, руководителем Сталинградского  «народного» драматического театра. Совместная работа увлеченных людей рождает творческий и весьма успешный тандем. Так, с первых дней начала Великой Отечественной войны, созданные ими хоровые произведения патриотического содержания стали звучать по радио, а написанные стихи печатались в газете  «Сталинградская Правда». В сентябре 1941 года Анатолий Никифорович был мобилизован в Красную Армию и отправлен на Украину. На одном из засекреченных заводов под № 221, производившим авиабомбы, он служил и работал. В августе 1942 года при бомбёжке города, где жили супруги Пахомовы, Анатолий Никифорович был ранен и взят немцами в плен.

Близ города Дебальцево, в товарном вагоне, где находились Пахомовы вместе с другими пленными, от истощения умирает Мария Дмитриевна Пахомова, мать Анатолия. Несмотря на ранение и другие физические немощи Анатолий Никифорович вместе с дочерью Лией принимает решение бежать. Божие Провидение сподобило его уйти от этапа. Но тогда же супруги Пахомовы потеряли друг друга. Только спустя годы Анатолий и Нина выяснили, что оба выжили в те страшные военные годы. Вот только у Нины Якимовны к тому времени была уже другая семья.

А далее Анатолий добрался до своей малой родины Белой Глины, где после освобождения из лагеря служил священником его отец, но вскоре в село пришли немцы и Пахомовы (Анатолий с дочерью) были вынуждены вновь искать себе прибежище. Дороги вновь привели их на Украину.

Начиная с февраля 1943 года, открывается новая страница жизни Анатолия Никифоровича, связанная со служением Церкви. Его приняли на должность псаломщика в Успенский храм села Новая Прага Долинского района Николаевской области. Это был переломный период Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что всё ещё продолжались гонения на верующих, и кругом была полная разруха и голод, будущий пастырь, помня подвиги своего отца-священника,  принимает ответственное решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу, Церкви и людям.

4 апреля 1943 года Высокопреосвященный Антоний (Марценко; 1887-1954), архиепископ Херсонский и Николаевский (Одесский), рукоположил Анатолия Никифоровича в сан священника с определением его в Михаило-Архангельский храм села Пантазиевка Знаменского района Кировоградской области. Не успел молодой батюшка приехать на свой приход, как его храм был закрыт местными властями. Практически его священническое служение началось с Успенского храма в Новой Праге, вместе со своим отцом, протоиереем Никифором Пахомовым, назначенным тогда же настоятелем этого прихода.  Вместе им служить пришлось недолго. По распоряжению правящего архиерея от 1 июля 1943 года отца Анатолия перевели вторым священником в Успенский кафедральный собор города Херсона, где он служил до прихода немцев — ноябрь того же года.

С момента начала оккупации Херсона отец и сын Пахомовы скитались с надеждой найти для служения новый приход. После освобождения Красной Армией города Николаева от фашистских захватчиков в марте 1944 года их пути разошлись. Протоиерей Никифор стал служить в только что освобождённом от немцев городе Николаеве, а отец Анатолий был направлен неподалёку  — в село Матвеевка. Село встретило своего нового священника полуразрушенным от взрывов и обстрелов при военных действиях храмом. Это была небольшая каменная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла,  освященная в 1914 году. С приходом богоборческой власти в 1920 году её закрыли, и как почти все храмы того времени приспособили для бытовых нужд,  превратив Дом Божий в сельскохозяйственный склад. В годы войны в период немецкой оккупации в церкви возобновились редкие богослужения.

Отец Анатолий служил  в Матвеевке с 1944 по 1947 гг. Благодаря его усилиям в самые сжатые сроки была организована крепкая приходская община. С заботой о благолепии церкви, его искренность и пастырская любовь к прихожанам, готовность услышать и помочь, мягкость характера помогли молодому батюшке правильно решить поставленные задачи и дойти до цели. Этой целью было возрождение религиозной жизни на селе.  Под руководством отца Анатолия помогали приходу и сельчане, стараясь с любовью обновить и отреставрировать свой святой храм.

Усилиями батюшки удалось организовать в селе сбор средств, поступивших в фонд формирования танковой колонны имени Димитрия Донского, созданной по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия.

Кроме этого Петропавловский приход занимался и социальным служением, бескорыстно работая в двух подшефных военных госпиталях, размещённых близ села Матвеевки. За ревностное служение Церкви Христовой Преосвященнейший Михаил (Рубинский), епископ Херсонский и Николаевский, 30 ноября 1945 года удостоил отца Анатолия церковно-иерархической наградой – правом ношения камилавки.

Известно, что в преддверии Святой Пасхи 1945 года после длительно перерыва отец Анатолий, наполненный молитвенным духом, вновь принялся за творческую работу. Батюшка стал писать музыкально-хоровые церковные произведения. Служение Господу в священном сане принесло свои плоды. Известно, что для Пасхального богослужения 1945 года он создал свой распев Пасхального канона. В небольшом сельском храме под мажорное пение верующие ликовали о Славном Воскресении Христовом, ожидая скорое окончание войны и грядущую Великую Победу.

Начиная с 1947 года, отец Анатолий стал служить на территории Ставропольской епархии. Он служил настоятелем в разных храмах. В его пастырской практике были и простенькие, всеми забытые станичные и сельские церквушки, и молебные дома, не закрытые богоборцами. Были и величественные с богатым убранством соборы. В 1962 году отец Анатолий был переведён на служение в Успенскую церковь города Ставрополя.

За все годы своего служения, он отличался благоговением и ревностью к церковным службам, высоким духовным настроем. Известно, что батюшка скрупулёзно готовился к каждой службе, особенно к произносимой в храме проповеди. По мере возможности читал и изучал много духовной, святоотеческой литературы, черпая из неё и необходимую информацию для проповедей. С помощью печатной машинки он делал небольшие брошюрки с тезисами и выдержками из душеполезных книг и раздавал своим постоянным прихожанам, духовным чадам.

Не оставлял отец Анатолий своего музыкально-композиторского увлечения. Вместе с ним из города в город переезжала его творческая «помощница», старинная физгармония и скрипка. Он много музицировал, сочинял, писал, занимался аранжировкой и оркестровкой. Создал несколько собственных произведений на стихи известных советских поэтов-песенников: Павла Шубина, Сергея Алымова и Михаила Исаковского.   Пастырь-композитор написал музыку к скрипичным концертам, музыку для старинных казацких патриотических песен и романсов, детских колыбельных песен, профессионально-качественную и торжественную оркестровую  музыку, а, главное, он создал много церковно-хоровых произведений. В духовных произведениях отца Анатолия, выдержанных в стилистике русского церковного многоголосья XIX столетия, органично переплетены дух молитвословия и молитвенного напева, помогающего раскрыться христианскому сердцу и настроиться на молитвенный лад.

Есть сведения, что в репертуаре смешанного соборного хора кафедрального собора Ставропольской епархии в 1960-х годах исполнялось несколько произведений, написанных отцом Анатолием. Были у хористов и рукописные партитуры различных вариантов «Херувимской» и «Милости Мира». Кроме этого при особо торжественных богослужениях  хор исполнял созданные батюшкой и другие произведения, в частности, тогда же им были написаны замечательные и глубокие в музыкальном отношении концертные произведения, исполняемые по запричастном стихе.

Наблюдая за ревностным служением отца Анатолия Пахомова, правящие архиереи Ставропольской епархией стали доверять ему ответственные поручения. Начиная с 1963 года, он становиться членом епархиального Совета, благочинным церквей Ставропольского центрального округа, заведующим пенсионным Отделом Ставропольской епархии.

Архивный документ той поры свидетельствует: «Протоиерей Анатолий Пахомов, полный энергии и сил, по службе исполнительный и аккуратен. Как настоятель – деятельный, заботливый. Трезвого поведения. Службы совершает истово, с прихожанами внимателен, миролюбив. Как благочинный и член епархиального Совета проявил себя неутомимым, деятельным, справедливым по отношению к духовенству и посетителям. Прекрасно выполняет обязанности заведующего пенсионным Отделом».

В 1970 году Преосвященнейший Иона  (Зырянов; 1924-1975), епископ Ставропольский и Бакинский, своим указом за № 126 от 28 декабря назначил отца Анатолия секретарём епархиального управления. Стоит отметить тот факт, что по меркам того времени Ставропольская епархия считалась одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Она объединяла 91 приход. Это были и типовые храмы, и дома, приспособленные для совершения богослужений.  Крупной данная епархия считалась и по протяженности территории. Самые отдалённые приходы располагались в пределах и границах Кавказских республик. Хлопот и пастырских забот отцу Анатолию хватало сполна. Находясь на таком ответственном посту, батюшка постоянно был в разъездах, помогая своему Преосвященному владыке в управлении обширной епархией, часто выполняя личные поручения от архипастыря. Несмотря на загруженность, он находил время для совершений богослужений в Андреевском кафедральном соборе. С годами скромный пастырь стал одним из самых уважаемых, заслуженных и авторитетных клириков епархии.

«Искушенный опытом жизни и служения, он давал своим сослуживцам верные и безошибочные советы, грамотно и по-отечески направлял в нужном направлении».

Исполняя с подобающей ответственностью своё служение и возложенные на отца Анатолия послушания, он с особым чувством уважения и почтения относился к своему правящему архиерею владыке Ионе (Зырянову), епископу Ставропольскому и Бакинскому. 1 июля 1975 года Преосвященный Иона скончался. Отец Анатолий на правах секретаря епархиального управления возглавил делегацию, вылетевшую в Москву по случаю погребения владыки Ионы, возглавлявшего Ставропольскую кафедру с 1968 года. Известно так же о том, что на похоронах владыки были представители и от Свердловской епархии, так как  почивший святитель был уроженцем  города Каменск-Уральский Свердловской области.

В память о своём прежде времени скончавшемся  архипастыре отец Анатолий  написал статью-некролог, которую опубликовали в  «Журнале Московской Патриархии» № 9 за 1975 год.

Спустя год отец Анатолий подал прошение о выходе за штат. Новый Ставропольский Преосвященный, епископ Антоний (Завгородний), удовлетворил его прошение. Пребывая заштатным священником, отец Анатолий по-прежнему не оставлял храм Божий. По благословению владыки он помогал в различных приходах совершать богослужения и требы, замещал на время отпусков штатное духовенство.

В 1979 году отец Анатолий принял решение о переходе в другую епархию. До 1982 года он служил в городе Старица Калининской (ныне Тверской) епархии в старинном 1804 года постройки в трёх престольном храме в честь пророка Божия Илии.

Имеются сведения, что в тот период его служения у отца Анатолия не складывались взаимоотношения с Исполнительным советом храма, так как его члены «недружелюбно относились» к священнику. Дабы не усугублять обстановку отец Анатолий просил Высокопреосвященнейшего Алексия (Коноплёва), архиепископа Калининского  и Кашинского, перевести его на другой приход. Но активные прихожане Старицкого храма (23 человека) в своём письме от 31 мая 1980 года просили владыку оставить им полюбившегося пастыря, который «служит очень хорошо и выполняет все церковные обязанности… и которым мы очень довольны».

Последним местом, связанным со Ставропольской епархией и служением батюшки на её территории стал город Хасавюрт Дагестанской АССР, где в течение двух лет отец Анатолий священствовал в величественном Знаменском соборе.  В виду достижения преклонного возраста по собственному прошению указом от 25 июля 1984 года  Преосвященнейшего Антония (Завгороднего), епископа Ставропольского и Бакинского, отец Анатолий был освобождён от пастырских обязанностей и выведен за штат.

За долголетнее усердное и ревностное служение Церкви Христовой от лица священноначалия Русской Православной Церкви отец Анатолий Пахомов был отмечен многими церковно-иерархическими наградами:

— правом ношения набедренника, камилавки;

— наперсного креста (1948 г.);

— возведение в сан протоиерея (1957 г.);

— правом ношения палицы (1963 г.);

— наперсным крестом с украшениями (1968 г.).

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом, по представлению архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва), в честь праздника Святой Пасхи в 1980 году отец Анатолий был удостоен ещё одной высокой награды для пастырей – правом ношения митры.

Спустя годы, после окончания Второй Мировой войны батюшка был отмечен государственной наградой, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1983 году Советским комитетом защиты мира с формулировкой «За активную деятельность в движении сторонников мира» заслуженный протоиерей был награждён Почётной грамотой.

В 1994 году Божий Промысел привёл его на Урал в Свердловскую область. Вместе с дочерью Лией (1933-2020), внучкой Ангелиной и племянницей Анной Ивановной Костиной (1925-2008; после кончины о. Анатолия приняла монашеский постриг с именем Мария), они поселились в городе Новоуральске.

Через год завершилось строительство первого городского храма. Отец Анатолий старался участвовать во всех праздничных богослужениях, принимая исповедь у прихожан. Для многих новоуральцев отец Анатолий стал заботливым отцом, духовным наставником и добрым утешителем в бедах и напастях. Открыться, показать своё духовное несовершенство можно было не только в храме у исповедального аналоя, но и у него дома. Для духовных чад двери его квартиры, которая была любезно предоставлена ему для проживания городским приходом, были всегда открыты.

27 апреля 1996 года состоялось торжественное и историческое событие в церковной истории города. Преосвященный Никон (Миронов), епископ Екатеринбургский и Верхотурский, в сослужении многочисленного духовенства совершил чин освящения Новоуральского храма в честь святого преподобного Серафима Саровского. В момент встречи архиерея маститый старец-протоиерей вышел из алтаря при полном священническом облачении и митре. На какой-то миг его походка стала твёрдой и уверенной, спина выпрямилась, лицо преобразилось, морщинки исчезли. Перед владыкой он предстал весь в сиянии от благодатной духовной радости. Участвуя в богослужении, отец Анатолий, при встрече архипастыря преподнёс ему для целования напрестольный крест. Сколько же таких ярких и приятных моментов было за все многолетние годы его пастырского служения?

В канун Рождества Христова 1997 года  в  Новоуральском театре Оперетты Урала в рамках театральной гостиной состоялся праздничный концерт духовной музыки. Профессиональные вокалисты и певчие квартета «Преображение» под руководством Евгении Решетниковой исполнили разные хоровые произведения, в том числе, и созданные отцом Анатолием.

Последние годы жизни старца-протоиерея были омрачены немощами и болезнями: резко ухудшалось зрение, болели суставы и многое другое. Превозмогая себя, батюшка по-прежнему никому не отказывал в духовной беседе, в совете или наставлении. Самые близкие его духовные чада были всегда рядом и помогали ухаживать за ним.

29 мая 2001 года в 10 часов 45 минут утра завершилась земная жизнь митрофорного протоиерея Анатолия Пахомова. Прощание и отпевание новопреставленного пастыря было совершено в Новоуральском храме в честь преподобного Серафима Саровского. Прощание с отцом Анатолием началось с вечернего богослужения, совершённого накануне отпевания. Перед началом Всенощного бдения гроб с телом почившего пастыря был установлен в храме. Отпевание состоялось 31 мая.

Оно было возглавлено клириком  Екатеринбургской епархии архимандритом Ипатием (Сыромятниковым; 1935-2014) – священнослужителем Свято-Троицкого храма города Невьянска. Ему сослужили клирики Свято-Серафимовского храма и сонм духовенства. Богослужение и чинопоследование отпевания прошло при большом стечении народа.

Гроб с телом протоиерея Анатолия Пахомова с пением великопостных ирмосов «Помощник и покровитель» был обнесён вокруг храма, а затем препровождён для погребения на кладбище посёлка Верх-Нейвинск.

Яркий и благодатный образ этого замечательного пастыря навсегда запечатлён в памяти и сердцах, знавших его. Да сотворит ему Господь Вечную Память!

Дионисий (Денис) Щербина, псаломщик  храма  Воскресения Христова, посёлка Верх-Нейвинск

Новости, Новости епархии | 23 мая 2021

Вам может быть интересно: