Кто богат, тот и свят?

17 марта в обители состоялась пятая беседа из цикла «Страсти и добродетели». Она была посвящена страсти сребролюбия. Беседу провел иерей Алексий Бессонов. Публикуем ее содержание в жанре записок.

О, не останется там всуе
Одежда нищему твоя,
Она покроет там тебя,
И ты воскреснешь,
Аллилуйя!

Сребролюбие – это не про меня?

Как святые отцы описывают сребролюбие? От простого до страшного: любление денег, движимого и недвижимого имущества, желание обогатиться, размышление о средствах к оному, мечтание о богатстве, опасение старости, нечаянной нищеты, болезни, изгнания.

Конечно, такие мысли одолевают: кто обо мне в старости позаботится? куда вложить деньги?  Если они нас беспокоят, то можно говорить об этой страсти. Она сидит глубоко, растет и ищет выхода.

Сюда же относим скупость, корыстолюбие, пристрастие или излишнюю, болезненную любовь к вещам, телесным предметам, лишающим нас духовной свободы, а также увлечение суетными попечениями, любление подарков, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, нуждающимся и, наконец, разбой, воровство.

У нас столько образов перед глазами, что надо накапливать, стяжать, денег нет, ты не богат, другой миллионер или миллиардер, а у тебя этого нет, и мы говорим: «Я не обладаю этой страстью!»

Эта страсть овладевает как богатыми, так и бедными. Человек не может успокоиться. Для этой страсти всегда есть оправдание. Видя богатых людей, мы говорим: «Я же ниже их».

Как развивается грех?

Известный двигатель торговли – реклама. Она развивает те страсти, о которых шла речь на предыдущих встречах (чревоугодие, блуд).

Фотографы говорят, что тяжелее всего фотографировать еду, чтобы она были привлекательной. Как правило, изображения с настоящей едой приходится обрабатывать в фотошопе.

Как рекламируется блуд, все знают. Третье, что цепляет зрителя: на экране успешные люди! Ты тоже этого достоин. Это главный тезис. Ты достоин большего, чем все остальные!

На экране красивая девушка мажет себя кремом и говорит: «Такая кожа только после этого крема». «Мне бы такой крем, – появляется мысль и здесь же противоположная ей: «Зачем он мне? У меня же подобных кремов полная тумбочка».

Реклама продолжатся: «Только этот крем имеет такое количество витаминов». Идет описание греха. Начинается собеседование с грехом: «Такого у меня точно нет», но доводы разума еще сильны: «У меня есть крем с таким витамином, второй – с другим витамином. Не нужен он мне!»

Последняя фраза в рекламе решает все: «Ты этого достойна!»

Так можно сказать про любую вещь: машину, телефон, одежду, очки и пр.

Мы смотрим и заражаемся. «Я же немногого хочу», – оправдываем мы себя, в то время как грех овладел нами.

Не жили богато…

В борьбе с любой страстью есть конкретные советы, которые могут помочь человеку. Святые отцы говорят: делай так, и начнется душевная работа. Но не в случае со сребролюбием. Святые отцы пытаются убедить нас историями о том, как человек не заботился о благах, а Господь ему все равно дал необходимое.

В Священном Писании никогда не осуждается награда за труд. Нигде не говорится, что за работу не должны платить. Наоборот, начальник, не отдавший работнику до захода солнца его плату, виновен: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Кор. 9, 9).

Как нам избавиться от крайностей? Только через Евангелие. Обратите внимание на притчи, в которых богачи показаны не в лучшем свете: о богаче и Лазаре, о безумном богаче, о богатом юноше. Мы видим, что человеку, который имеет богатство, трудно войти в Царствие Небесное. Этот груз ему мешает.

В христианской истории было не так много благодетелей. Христиане, как правило, жили небогато. Но Господь нигде не ругает богатых, Он пытается вразумить грешника. Вспомните богача, который ломает старые житницы, чтобы построить новые, шире прежних: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12, 20).

Нил Синайский пишет о том, чем лучше нестяжательство. Нестяжательный, теряя имущество, не печалится. Нестяжательный живет незаботливую жизнь, в молитве, в чтении, в прогулках. Богатый думает, как бы ему сохранить имеющееся. Забота о богатстве – всегдашняя болезнь. Нестяжательного смерть не держит, ему не за что держаться. Стяжательный только и думает: я себе дачку достроил, рыбалочка будет чудная, машинка прекрасная, только что новую приобрел. А тут смертельная болезнь.

Причины сребролюбия

Максим Исповедник пишет: первые три главные причины сребролюбия – сластолюбие, тщеславие и неверие.

С первым все понятно, но и второе губит человека. Человек ходит довольный и считает, что у него жизнь удалась. Случается, что собираются одноклассники и хвастаются друг перед другом: кто чего достиг. Вроде ходил счастливый, а начал сравнивать себя с другими, и счастье куда-то подевалось. В современной жизни можно порекомендовать: не смотрите Инстаграм, особенно своих друзей. У вас появится ощущение, что все успешны, кроме вас. Все хотят поделиться радостью, представить себя в лучшем свете. На фото дети нарядные, опрятные, дом – полная чаша… А что специально была заказана фотосессия – мы на это внимания не обращаем.

Мы «больны» неверием

Главная причина сребролюбия – неверие. Самый известный сребролюбец – Иуда. Иоанн Богослов четко говорит: «Он был вор». Любовь к деньгам – это не жажда их в большом количестве, а чтобы они просто были! Поэтому Иуда просит за Христа цену раба – 30 серебренников. Мое, личное, оно греет.

У нас есть святые Иоанн Милостивый, Филарет Милостивый – это пример того, как человек раздает, а у него становится больше. Царь Давид пишет: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36, 25).

Блаженные, например, Ксения Петербургская, просили милостыню. Но они никогда не были голодными. «Хлеб насущный» у них всегда был. Мы каждое утро молимся главной молитвой, которую нам дал Иисус Христос: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

В книге «Милосердия двери» А. Арцыбушев (монах Серафим) пишет о Серафимовой копеечке, которой владела его мама. С этого момента она не знала нужды: был хлеб и одежда. Эта копеечка была как благословение.

Господь нам всегда дает норму. Это знают многодетные семьи. Когда много детей, на них надо много тратить. Но, как правило, у отца с матерью за много лет ничего не меняется: жалованье каким было, таким и осталось, а цены растут. Но хуже жизнь не становится. Если Бог дал дитя, Он даст и на дитя. Это закон. Если ты доверяешь Богу, голодать ты не будешь.

Апостол Павел: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4, 11–12).

Все познается в сравнении

Почему человек хочет денег? Чтобы быть независимым. От кого? От мира?

Кто работает в социальной сфере, тот знает: найти того, кому живется хуже, очень легко. Есть люди без жилья, с массой проблем, они мало что могут себе позволить, но когда они начинают помогать в социальном служении, оказывается, что другим – еще хуже. Очень быстро происходит осознание того, что «у меня все есть».

Все познается в сравнении. Многие могут вспомнить бабушек и дедушек, у которых всю жизнь было одно пальто. Есть документы, касаемые раскулаченных в конце 1920-х годов: описывается, какая была богатая семья, а у хозяйки две юбки. Или у батюшки была зимняя теплая ряса, которую он не успел перешить на два детских пальто. Дети ходили в школу по очереди, так как зимней одежды у каждого не было. Многие могут вспомнить те времена, когда семьи были многодетные, и одежда была только у детей постарше. Младшие всю зиму проводили в доме. Когда дети начинали учиться, к дому подъезжала телега, малышей закутывали в шкуру и везли в соседнее село на учебу, а возвращали тем же способом. Носить реально было нечего.

Я не призываю, чтобы детям ничего не покупать. Но мы много имеем и разучились это ценить. Надо научиться благодарить Бога.

Человеку нужно немного

Посмотрите на советские фотографии идеального быта. В журналах показывалось, как должно жить: диванчик, коврик, столик, книжки, небольшой книжный шкаф, утюг, телевизор, шторка. У человека все есть – кажется, что это идеал. А сейчас у нас на каждого члена семьи шкаф плюс комод. Мы все копим: на всякий случай, пусть будут две-три пары, чтобы запас был. Но, как известно, к гробу багажник не приделаешь.

Патриарх Павел Сербский имел одну залатанную рясу и любил чинить одежду и обувь. Он знал расписание храмов в городе Белграде и ходил пешком на службы. Мог прийти к священнику и, увидев дырочку на его одежде. доставал из кармана иголку с ниткой и зашивал. А когда приезжал к сестре на чай, она, случалось, его стыдила: «Ты же патриарх, что у тебя за ряса?!», на что следовал ответ: «Зачем мне две, я не могу носить их одновременно».

Старец Паисий жил так, что, не возвращаясь в свою келью, мог переезжать в другое место. Когда он отошел ко Господу и люди захотели что-нибудь взять себе на память, в келье взять было нечего. У него была простая бумажная Иерусалимская икона. На стенах у него висели иконы из календарей. Кофе он варил в консервной банке. Сладости, которые приносили ему как угощение, он раздавал паломникам. Поэтому он ни к чему не был привязан.

Попробуйте сейчас переехать в другое жилье. Это целая проблема, так как у нас много вещей. Все бросить могут только люди совершенные. Они раздают все. Нам же остается благодарить Бога и стяжать добродетель, противоположную сребролюбию. Суть этого греха в том, что мы стремимся не к Небу, а к земле – быть уверенным в завтрашнем дне.

Пророк Аввакум говорит: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя» (Авв. 3, 17–18).

О милостыне, благотворительности и лишних вещах

Главное средство борьбы со страстью – милостыня. Как научиться ее подавать? Нестяжание возможно только если мы отдаем то, что чуть-чуть жалко. Милостыня должна немного вызывать сожаление. Еще надо понуждать себя подавать милостыню чуть больше и с принуждением.

Раньше нормой было, чтобы дети подавали милостыню. В храме дети должны класть монетки на подносы. Они должны приучаться, что, получив от мамы денежку, они ее отдают. Видя отклик, ребенок счастлив. Совершенно недопустимо, когда взрослые говорят детям: «Ты зачем отдал, я тебе купила». Душа скукоживается от чувства – это мое!

Апостол Павел призывал верующих завести копилку и каждый день откладывать понемногу, чтобы в воскресение приносить как милостыню. Это были священные деньги, которые нельзя тратить на себя. В общине эти деньги собирались и отдавались тому, кто нуждался. Человек становится банком, который копит на нужду другого человека. По этому принципу создаются кассы взаимопомощи.

Авва Дорофей, когда наставлял своего ученика Досифея, заметил, что тот в лазарете пользуется одним ножом. Когда выяснилось, что у него удобная ручка, Дорофей сказал: «Ты привязал к нему свое сердце». Он сказал ученику никогда его не брать. Действительно, можно привязаться к удобной вещи, и человек не может от нее отказаться. Это очень тонкие грани в духовной борьбе.

Помогает и принцип минимализма: человек старается сократить все, чтобы у него дома ничего лишнего не было. Все ненужное старается раздать. Те, кто это приобрели, говорят: пришли сон, ощущение легкости жизни, мы стали больше гулять, двигаться. Вещи держат дома. Только кажется, что вещи, лежащие на полках, никак на тебя не влияют. Влияют, и еще как!

Движение от себя

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Почему же сребролюбие, страсть сребролюбия несовместимы с жизнью по Христу? А потому, что главной направляющей жизни во Христе является движение не к себе, а от себя, вопреки человеческим инстинктам, а говоря о жизни современной – вопреки всем стереотипам жизни, вопреки всякой моде на образ жизни и на образ мысли. Жизнь со Христом – это движение от себя. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Это движение от себя и есть смысл жизни во Христе; и сребролюбие как жизнь для себя, как собирание для себя несовместимо с жизнью во Христе».

О сбережениях и горнем

Нагорная проповедь начинается со слов: «Блаженные нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский размышлял об этом. Кто такие нищие? Те, которые не имеют пропитания и желают его. Или те, кто не имеют крова и желают его. Нищий духом ищет Горнего. Господь же сказал о том, что не нищие спасутся, а те, кто уверен, что не имеет ничего своего, что все принадлежит Богу.

А сбережения обманывают. Вспомните, как они пропадали много раз. Если надеемся на себя, то теряем все.

Конечно, полезно обращаться к Евангелию: «…скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог [скажет]: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 18–20).

Куда потратить «лишнее»?

Купцы, имена которых мы знаем, не детям, не внукам оставляли свои состояния, а тратили на народ. Храмы у нас были самые лучшие, и галереи, созданные ими, – тоже наше всеобщее достояние.

Рекомендую посмотреть фильм об Иннокентии Сибирякове «Помогите мне, я страшно богат!» (2016)

Новости, Новости епархии | 3 апреля 2021

Вам может быть интересно: