Рукописи не горят? Записки церковного краеведа
Статья церковных краеведов Д. Щербины и В. Чемезовой о современном состоянии церковного летописания обращена к настоятелям, сотрудникам храмов, педагогам воскресных школ и всем православным христианам, интересующимся церковной историей.
Чтобы не навалилось беспамятство
Наши предки в далеком 1866 году по указу Святейшего Синода стали вести церковные летописи. До революции 1917 года в каждом приходе были такие особые «бланковые книги», куда записывались исторические сведения о храме и его святынях, о духовенстве и явлениях приходской жизни, в том числе и о «бытовом православии».
Введенская церковь Нижнего Тагила
В Государственном архиве Свердловской области хранится документ, к которому прикасаешься чуть дыша. Это летопись Введенского храма Нижнетагильского завода, которую хотелось бы видеть на полке православной библиотеки в репринтном исполнении. Чистые листы бумаги, аккуратно исписанные безукоризненным каллиграфическим почерком… Блестящий русский язык, отсутствие ошибок… На протяжении почти 32 лет летопись вел сначала второй священник, а потом настоятель храма Иоанн Флавианов, уроженец Воронежской епархии, выпускник Пермской духовной семинарии. Из года в год скрупулезно велись им записи о погоде и природе, урожаях, ценах на хлеб и мясо, эпидемиях дифтерита и холеры, священниках и диаконах храма, событиях общецерковной и приходской жизни, о вкладах, пожертвованиях на храм (до последней копейки, с указанием имен и фамилий благодетелей!), о строительстве и ремонте, отводимых суммах и пр. Из этой летописи в Скорбященском женском монастыре узнали о приписной к Введенскому храму – кладбищенской церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Малой Кушве.
Короткий абзац, но за ним вырастает целая история: в 1893 году «пристроена новая паперть с крыльцом, а прежняя паперть обращена в трапезу; сделаны хоры, а под папертью – колорифер для отопления церкви». Могут ли быть интересны кому-то эти подробности? Ответы могут разниться, но если эти факты были зафиксированы, значит, они имели значение для летописца. Вот записи отца Иоанна заканчиваются (батюшка почил в праздник Крещения Господня в 1913 году), и далее, как будто бы резаком по чистому листу – сделанные уже карандашом списки исповедавшихся и причастившихся Великим постом 1925 года… Фамилии, имена, много повторяющихся… Узким специалистам по церковной истории и эти данные могут быть интересны. Такое чувство, что приходская жизнь Введенского храма в первые послереволюционные годы замерла, ушла внутрь и без своего летописца утратила дыхание.
Выйско-Никольский собор — усыпальница господ Демидовых
Или другой документ, уже на канцелярских бланках конца XIX века – летопись Выйско-Никольского собора, усыпальницы господ Демидовых.
В первой части кратко излагалась история храма и прихода. В современной части были разделы:
- О церкви или храме;
- О священно- и церковнослужителях;
- О приходе и прихожанах;
- Явления и события, выходящие из рода обыкновенных;
- Годичные записи о родившихся, умерших, брачующихся, присоединившихся к Православию, о бывших и не бывших на исповеди и у святого причастия.
В летописи Выйско-Никольского храма в отличие от Введенского записи велись уже более небрежно, с дописками, исправлениями. Какие-то записи принадлежат священнику Александру Хохлову, пишущего и для «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», а вот первого летописца определить пока не удалось.
Когда невольно сравниваешь две эти летописи, чувствуется, что ритм жизни за пару десятилетий изменился, но все-таки благодаря этим источникам церковному краеведу есть на что опереться, в то время как другие храмы Нижнетагильского завода летописей таких не имели вовсе или они попросту не сохранились в период Гражданской войны и гонений на Церковь. В Скорбященском женском монастыре летопись не велась точно – об этом есть указание в одном из отчетов.
Приходская жизнь представляет для краеведа самый большой интерес. Ради нескольких абзацев статьи приходится перерывать сотни страниц церковной периодической печати или архивных дел, чтобы обрести заветную «жемчужину» – имя священнослужителя или краткий репортаж об архиерейском богослужении, которые были в те годы редкостью: случалось, что в некоторые приходы архиереи наведывались раз в 60–80 лет.
Современная жизнь еще более стремительная, чем сто лет назад. Сегодня церковно-приходская жизнь ничуть не менее активная, чем была ранее, но обрела новые формы. Как много делается на некоторых приходах! Но об этом опыте могут не узнать наши потомки. Ведутся ли записи, кто принес в дар храму икону, или колокол, или великопостное священническое облачение? когда в храме появилась новая святыня и сколько человек пришли отслужить первый молебен? случались ли чудеса по молитве перед иконой с частицей мощей? кто основал воскресную школу и преподавал в ней? в какой день и куда состоялась паломническая поездка прихожан? Все эти и другие вопросы как бы проходят мимо и остаются без внимания. Надо серьезно подумать, как всем вместе попытаться возобновить традицию ведения на приходах церковных летописей. Тех книг, где были бы отражены исторические моменты прошлого, но и не забыта фиксация событий, современного состояния приходской жизни.
Конечно, что-то в этом направлении делается. В 2012 году издательство Московской Патриархии, исполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, выпустило в свет новые метрические книги и богослужебный журнал в соответствии с утвержденной Синодом единой формой (журнал № 88 от 27.07.2011 г.). Сколько бы их ни критиковали на форумах, других источников сведений о крещеных, пришедших в храм на богослужение и причастившихся Святых Христовых Таин не будет.
Каждый год настоятели храмов изнывают от отчетов и напрягают сотрудников, отвечая на многочисленные вопросы епархиального управления или Московской Патриархии. Если бы помнить, какую ценность будут иметь эти файлы лет через сто! Если не канут в лету, конечно. Но в этих бумагах точно не будет того, что мы называем «бытовым православием». Этот пласт церковной жизни может просто «испариться».
К большому сожалению, в наши дни традиция церковного летописания практически угасла, ушла, исчезла, незаметно сошла на нет. Было бы замечательным явлением начать его на приходах. Требуется возрождать нужную для христианского общества культуру ведения и оформления на приходах исторических фотоальбомов, куда помещались бы не только снимки исторического характера, но и велись записи с торжественных служб с архиереем, о приездах в храм гостей, о посещении святынь или иные храмовые торжества и престольные праздники. В ведении таких альбомов могли бы себя проявить прихожане-пенсионеры, педагоги воскресных школ, для которых это прекрасная возможность проводить с детьми занятия по церковному краеведению. Именно они могут побудить юных христиан через изучение местной церковной истории уважать и любить малую родину, ту землю, на которой ты родился и живешь. В церковно-краеведческой работе заключен весь спектр миссионерской деятельности, но, к сожалению, ею занимаются отдельные энтузиасты.
На заре создания фотографии понимали важность снимков церковно- и священнослужителей. Сегодня каждое такое фото является событием. Вот, например, групповая фотография, которую можно датировать 20–27 мая 1928 года. На ней в центре правящий архиерей, епископ Кунгурский, ныне священномученик Аркадий (Ершов) с сослужащим духовенством и прихожанами Выйско-Никольского собора. Этот снимок стал ценнейшим историческим документом: примерно половина из 56-и человек «опознаны», рядом с владыкой мы видим священномученика Сергия Увицкого, пресвитера Нижнетагильского, членов его семьи, священнослужителей Нижнего Тагила, пострадавших в годы гонений: Михаила Оранского, Всеволода Черепанова, Константина Плясунова, Валентина Паникаровского, Леонида Леонова, Иоанна Крылова и их домочадцев. К сожалению, не все фамилии удалось определить: монах Михаил, диакон Димитрий, зато (о, удача!) остались в истории председатель приходского совета Выйско-Никольской церкви Павел Александрович Федоров, благодетель Яков Павлович Всехвальнов, председатель приходского совета Александро-Невской церкви Параскева Ивановна Свечкина. Кто бы вспомнил этих людей, если бы не записи, заботливо сделанные кем-то на обороте?
Духовенство г. Нижнего Тагила и прихожане Выйско-Никольского храма. 20 – 27 мая 1928 г.
Верхний ряд (слева направо): 3) Яков Павлович Всехвальнов 6) Николай Сергеевич Увицкий 7) Николай Сергеевич Исаев
2 ряд: 2) Зинаида Паникаровская 3) диакон Валентин Паникаровский 4) матушка диакона Леонида Леонова 5) диакон Леонид Леонов 7) председатель приходского совета Павел Александрович Федоров 9) диакон Казанской церкви Димитрий 10) протодиакон Димитрий Андреев 11) пономарь монах Михаил
3 ряд: 1) матушка иерея Иоанна Крылова 2) иерей Иоанн Крылов 3) протоиерей Михаил Оранский 4) настоятель храма протоиерей Сергий Увицкий (прославлен в лике святых) 5) протоиерей Всеволод Черепанов 6) епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) (прославлен в лике святых) 10) настоятель Иоанно-Предтеченской Сухоложской церкви иерей Константин Плясунов
4 ряд: 2) матушка протоиерея Михаила Оранского 3) Ольга Сергеевна Увицкая 4) Павла Ивановна Увицкая 5) Юлия Всеволодовна Черепанова 8) игумения Мария (Крузе) 9) председатель приходского совета Александро-Невской церкви Параскева Ивановна Свечкина 10) Мария Александровна Плясунова
Или фотография более позднего времени – 1950-х годов (датировка примерная, хотя это снимок более близкого к нам времени!), на которой мы видим духовенство Казанского храма и близлежащих к Нижнему Тагилу сел во время приезда владыки Товии (Остроумова). На ней протоиерей Василий Отавин († 1957), иерей Александр Кожевин († 1970), диакон Григорий Пономарев († 1997), протоиерей Орест Бычковский († 1981) – будущий владыка Николай – архиепископ Пермский, протоиерей Александр Введенский. К сожалению, так мы и не знаем фамилий диакона Александра, иерея Димитрия, иерея Николая, один из батюшек вообще не опознан.
Священники Нижнего Тагила. Не позднее 1957 г.
Стоят слева направо: протоиерей Василий Отавин, диакон Александр, прихожанин, иерей Александр Кожевин, диакон Григорий Пономарев и неизвестный священник
Сидят слева направо: протоиерей Орест Бычковский, иерей Димитрий, архиепископ Товия (Остроумов), иерей Николай, протоиерей Александр Введенский
Других подобных фотографий советского времени просто не существует. Их уникальность и ценность для церковного краеведения заставляют задуматься о том, как сегодня ведется фотосъемка. Очевидно, отношение к фотографии серьезно изменилось. На церковных сайтах и в соцсетях часто видишь фотографии плохого качества, сделанные на смартфон и, как правило, без подписей. Когда сравниваешь их со снимками столетней давности, становится просто обидно. Что от нас останется? Как готовились к съемке, как наряжались, как снимались наши предки и как относимся к ней мы, православные христиане начала XXI века?
К большому сожалению, на многих приходах ушла такая традиция, как совместное фото в дни церковных торжеств вместе архиереем. Где архипастырь вместе с сослужащим духовенством, а народ вместе со своим владыкой? Сейчас, когда в наличии столько возможностей и обилие фототехники, мы все реже собираемся для общего снимка. В первую очередь эти фотографии мы делаем не для себя, а для будущих поколений, таким образом фиксируя церковную историю своего храма и прихода, популяризируя и сохраняя наследие той духовной культуры, которую мы унаследовали от наших славных предков.
В настоящее время в Скорбященском женском монастыре для музея церковной истории и библиотеки готовится самиздатовская книга «835 дней на Нижнетагильской земле», в которую войдут проповеди, речи, интервью Преосвященного Евгения, епископа Нижнетагильского и Невьянского, ныне нашего митрополита. В этом издании использовано 170 открытых источников. Их количественный и качественный анализ позволяет сделать простой вывод о том, в каких монастырях, на каких приходах есть внимательное отношение к архипастырскому слову. Очевидно, что силами Информационного отдела епархии невозможно записать все проповеди владыки, или этой деятельностью должен заниматься отдельный сотрудник. Все-таки это дело настоятелей храмов, приходов. Приезд владыки – событие. Слово, им сказанное с амвона, должно быть зафиксировано.
Протоиерей Иоанн Федорович Двинянинов (1849-1907)
Сто лет назад, когда не было аудио- и видеозаписывающих устройств, к слову архипастыря было очень бережное отношение. Почему-то испытываешь большую радость, когда читаешь подробные отчеты об архиерейском служении с дорожными подробностями, с храмовыми проповедями, словами, сказанными при встрече с конкретными людьми, или, например, все поздравительные речи в день 35-летия священнического служения настоятеля Введенской церкви Нижнетагильского завода Иоанна Феодоровича Двинянинова (ЕЕВ. 1907. № 5, неофиц. отд. Л. 123–133). Грустно читать отчет о современной архиерейской службе, заканчивающийся словами: «В завершение богослужения состоялось славление (допускаются варианты), после чего Владыка (имярек) обратился к собравшимся со словом назидания» или «По окончании молебна Владыка (имярек) поздравил духовенство и прихожан с праздником и обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом». А самого слова нет! Искусство стенографии оказывается более продуктивным, чем съемка на цифровую видеокамеру или запись на диктофон в смартфоне.
В первую очередь необходимо заинтересовать настоятелей и клириков приходов, чтобы их молитвенные возглашения: «о создателях святаго храма сего…» были не формальными, а приобрели видимые формы. Как благостно и приятно знать о том пастыре, который служил до тебя. А если еще на стенде размещена о нем информация с благодарением: предстоял перед престолом Божиим и молился в храме до тебя. Это и есть наша благодарная память и наша персональная молитва о них. Если мы точно знаем, за кого молимся?
В одном из храмов г. Санкт-Петербурга есть такая трогательная для сердца традиция: перед Всенощным бдением на престольный праздник служится панихида, за которой поминаются имена всех церковно-священнослужителей, когда-либо служивших в этом храме, активных прихожан, вошедших в историю. Это свидетельствует о том, что история храма изучается, настоятель храма с его помощниками бережно относятся к памяти… Но главное – имена этих отошедших ко Господу священников и мирян запечатлены в различных документах: летописях, публикациях… Кто-то их изучает… Кто-то составил этот синодик для поминовения!
Панихида по жертвам политических репрессий. 30 октября 2020 г.
Нечто подобное произошло 30 октября 2020 года на панихиде по жертвам политических репрессий в Скорбященском женском монастыре, которую возглавил Преосвященный Алексий, епископ Нижнетагильский и Невьянский. Добровольные помощники обители составили синодик для поминовения тагильчан, которые были репрессированы в 1930-е годы и реабилитированы в конце 1980 – начале 1990-х годов. В списке оказалось 2898 человек, среди них 30 священнослужителей и 7 монашествующих Нижнетагильского церковного округа. Эта поисковая работа стала настоящим делом памяти. Во время подобных событий возникает живая связь разных поколений православных людей.
Благодаря пастырям советского времени для нас и будущих поколений сохранились многие храмы и святыни. Священники богоборческой эпохи буквально насмерть стояли, чтобы храм не закрыли, не осквернили, не снесли или устроили в нем отхожее место. Они противостояли атеистическому злу светских властей. Было это в нашей истории совсем недавно. В масштабах всей Русской Церкви много делается для сохранения в памяти скорбных страниц отечественной церковной истории. Но на отдельных приходах недостаточно делается для популяризации жизни и духовного подвига тех, кто молился в храме!
Один из авторов статьи застал то время, когда бабушки, вырезая из «Крестьянки» и «Работницы» цветные изображения Сикстинской Мадонны, оформляли их в рамки с бумажными цветами, затем несли в храмы на освящение как самый дорогой Образ. Как ни странно, их освящали, так как большеформатные иконы в храмах в те годы не реализовывали. Старухи искренне верили и молились на эти иконы-«самоделки». Священник не смел даже сказать: «Опомнись, старая, ведь это не образ Богоматери, а картина на духовную тему». Все с любовью, терпением и благодарностью милостиво принимали, верили и жили в простоте с глубоким упованием на милость Божию. Это и есть наша общая история Церкви в период ее возрождения.
Кто-то скажет, что сегодня приходские летописи приобрели другой вид: рассказы о церковных событиях переместились из бумажных носителей на сайт, в группу соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» и др. Но здесь возникает много практических вопросов. Куда девается информация о почившем настоятеле, когда его место занимает другой, или прежний настоятель переводится в другое место? Правильно: она просто удаляется. То же самое происходит со многими обновляемыми страницами. Так будут утрачены данные о педагогах и воспитанниках воскресной школы и многое другое, если сайт вообще останется в сети. Или попробуйте в соцсетях, где каждый день выходит 3–4 поста, найти записи летописного характера полугодовой давности. Попробуйте! Вы эти соцсети просто возненавидите. И справедливо! Они созданы для того, чтобы человек ничего не помнил, так как любой пост «живет один день» в прямом и переносном смысле слова.
Сайты и страницы в соцсетях не могут быть заменой живой приходской летописи. Как дополнение, но не более. В этой ситуации почему-то вспоминается американский президент Дональд Трамп. Был Трамп в Twitter – и нет его. «Рукописи не горят»? Еще как горят!
Скорбященская кладбищенская церковь
Одному из авторов этой статьи несколько раз снился один и тот же кошмарный сон – кошмарный сон церковного краеведа: вдруг… по велению чьей-то злой руки из компьютера исчезают один за другим файлы: документы, фотографии – все то, что скрупулезно собиралось годами, раскладывалось по папкам и подписывалось. Ты видишь, как они раскрываются перед тобой на экране во всем содержательном богатстве и уносятся в черную дыру. Просыпаешься в холодном поту… Девственно чистый диск памяти. Ничего не сохранилось! Для вечности, к которой мы все стремимся, может, совсем даже не важно, кто заложил первый камень в основание храма, но для земли – важно! Помним же мы протоиерея Алексея Львовича Карпинского, благочинного Нижнетагильских храмов, пришедшего 26 июня 1864 года в лес на Малой Кушве и после молебна положившего первый камень в основание будущей Скорбященской кладбищенской церкви.
Хочется немного помечтать: на каждом приходе покупается хороший фотоальбом и толстая книга с надежной обложкой и качественной бумагой, настоятель храма назначает летописца, а лучше двух-трех. Служится молебен святому Нестору Летописцу, монаху Киево-Печерского монастыря конца XI — начала XII веков. На совещании обсуждается: что и как, с какой периодичностью будет записываться. И начинается работа… ради потомков. Не сбор «покрытой пылью» информации, уходящей вместе с людьми, а живая жизнь Церкви.
Д. Щербина, В. Чемезова, церковные краеведы
Скорбященский женский монастырь