Чтобы слово проросло…
В 2018 году в Скорбященской обители стартовал проект «Полчаса с…». После воскресной Божественной Литургии в Вознесенском храме оставались прихожане, чтобы задать самые разнообразные вопросы игумении Марии , иерею Алексию Исмагилову , иерею Евгению Самойлову . Это были 30 минут общения на самые разные темы: от житейских до духовных.
7 февраля 2021 года на вопросы прихожан отвечал иерей Алексий Бессонов. Стенограмма этой встречи не имеет никакого смысла, так как здесь важны и контекст, и эмоциональное наполнение вопроса и ответа. Важно, кто и как задавал вопрос. Некоторые вопросы звучали так тихо, что, казалось, имеют частный, личный характер. Но в целом состоялся разговор о том, что тревожит современного христианина. Часть вопросов касалась трудных мест в Евангелии. Невозможно было избежать оценки современной политической ситуации: протестов 23 и 31 января в защиту А. Навального. И, конечно, многих прихожан волнуют вопросы воспитания детей.
Мы решили разбить вопросы по темам и представить, о чем шла речь, в жанре записок:
Читаем Евангелие
Как понимать слова Евангелия: «…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9)?
В этой притче рассказывается о человеке немилосердном, проворовавшемся, которому сообщили, что его воровство раскрыто и вскоре последует наказание. Он решил: прощу тем, чьи расписки с долгами хранятся у меня. Он уменьшил им долг. Для чего? Чтобы во время нужды они приняли его в свой дом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о богатстве (см. Слово 11. О богатстве и бедности). Что мы приобрели? Нам все Бог дает. Все богатство не наше, оно «неправедное», поэтому все должно идти на распоряжение Божие. Вспомним о десятине или евангельское: «раздай имение свое, раздай нищим». А на что мы тратим? Вот на этого осла (наше тело!), чтобы оно было толстым, жирело.
Христос говорит: тем, что ты имеешь, старайся помочь ближним. Господь тебе за это воздаст. То, что ты считаешь своим, тебе не принадлежит… Пример для нас – Филарет Милостивый.
Нищие, которых мы кормим, поим, молятся за нас, становятся нашими друзьями, ходатаями в Царствии Небесном и на Страшном Суде.
Почему Христос сказал, когда пришла Богородица с братьями: «… матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21)?
Не нужно смущаться этими словами Спасителя. В Евангелии очень мало сказано о Божьей Матери по Ее смирению. Но не упоминать о Ней было невозможно. Давайте ответим на вопрос: Кто больше всего слушал слово Божие и исполнил его? О Ней сказано: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Христос не унизил Свою Мать словами, сказанными ученикам, а наоборот, возвысил. И мы поем Божьей Матери: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Так он НАС поддерживает: вы хотите войти со Мной в родство, стать Мне родными, как Мать Моя? Матерь Божья является к Серафиму Саровскому со словами: «Этот рода нашего». И мы можем ими стать.
О социальном расслоении общества
Как понять, разобрать, кто за что сейчас воюет? Очень просто: Евангелие – это не про государство, не про социальное расслоение общества, ЭТО ПРО МЕНЯ.
Господь осудил воровство. Мы не имеем права воровать ни у человека, ни у государства. Сыны века сего догадливее… Они считают, что умыкнуть у государства – это не нарушение заповеди. Социальное расслоение всегда было. Но задумаемся… обратимся к истории. Это статистика, нам известная. Революцию на Урале сделали рабочие демидовских заводов. На Сысертских заводах такого не было. Рабочий тагильского завода получил заплату, водки купил и всех угощает. И эти люди бастуют, что им плохо живется. А человек, который этого не имеет, может сказать: «Мне не до ваших забастовок, мне работать надо, у меня семья, дети, мне их кормить надо».
Революция не может быть положительным явлением. Сегодня, отмечая день памяти новомучеников и исповедников Российских, мы знаем, к чему приводят лозунги за социальную справедливость: «Дайте нам хлеба!» А кто голодает? Кто сейчас видел голодающих? В 1990-е тяжелее было. В 1917 году Питер не голодал. Голод наступил, когда женщины вышли протестовать будто бы «за хлеб»… Революцию в Питере сделали женщины. И пошло!..
Я помню из своего детства, когда объявили, что в Нижнем Тагиле хлеба осталось на 1 день. После этого в течение недели хлеба не было никакого. Продавцы говорили, что хлеб привозят каждый день и даже больше обычного. Так же пропадало масло, гречневая крупа. Нет упования на Господа.
История про пузырек… и «наше будущее»
Однажды в Москве, когда у меня только родился первый ребенок, мне надо было ехать с одного края города на другой на уроки в гимназию. А карманы оказались пусты. По всей квартире собирали монетки, набралось ровно 28 рублей – на метро. Я должен был высыпать эту мелочь в кассу… из пузырька. По дороге встретил пономаря, который отдал мне долг 50 рублей. Этот пузырек до сих пор дома лежит как напоминание об этом случае.
В этой ситуации можно пенять на правительство: мы – молодая семья, я работаю, жена работает – а денег нет. Можно и воззвать: «Где Ты, Господи?»
Почитайте дневники отца Александра Ельчанинова. Он много пишет про молодежь. Вот говорят: «Молодежь – наше будущее», и многие ужасаются. Батюшка же пишет: как себя вспомню – я заносчивый, наглый. Я хотел, чтобы меня услышали – и не важно как. На бунты он смотрел снисходительно как на моменты роста.
Должна ли Церковь «воспитывать» государство?
Церкви это не нужно. Все политические силы хотят привлечь Ее на свою сторону. Все хотят иметь дивиденты за счет Церкви. Два мудрых человека – Патриарх Тихон и Патриарх Кирилл – постоянно вовлекаются в политические вещи. И как они поступали?
Когда Церковь на Украине страдает, Патриарх постоянно высказывается, призывает действовать. Когда возник конфликт в Осетии, Патриарх вступаться не будет. Это не наша территория. Она относится к Грузинскому Патриархату. Сколько бы ни говорили о несправедливости и стрельбе, ни одного заявление Патриарх Кирилл не сделал, т. к. это каноническая территория Грузинской Церкви. Да, мы молимся о мире, о людях, которые пострадали, соберем и отправим гуманитарную помощь. Но никто не пошлет туда наших священников.
Вспомним пример «Живой Церкви», которая в 1920-е годы стала сращиваться с государством. Ее поддерживали безбожники, которые потом уничтожали новомучеников. Этот путь слияния Церкви и государства совершенно неправильный.
Церковь не лезет в политику. Мы же на бытовом уровне не можем без нее – без политики. Церковь же только грех осудить может. Люди хотят, чтобы Церковь поддержала ту или иную политическую сторону. А у Нее совсем другая задача. Представьте: один христианин за Путина, другой христианин за Навального. Я могу быть за кого угодно. Но Господь дает правителя, за него надо молиться: Господи, дай Путину мудрости, а Навальному дай смирения. Политику невозможно не обсудить, но… надо все время сверяться с Евангелием. Как было в истории? Приходит Патриарх к царю и говорит ему: «Ты неправильно делаешь. Ты нарушаешь заповедь Божию». Он обличает конкретный грех.
Наш Патриарх, если послушать его проповеди, постоянно обличает: К его слову придраться невозможно (он говорит по Священному Писанию, по истории Церкви), поэтому придираются к внешним вещам.
Патриарх обличает богатых и бедных, он говорит небоязненно. Святейший говорит богатым, что дурно воровать, что грешно утопать в роскоши. Вторым внушает, что они завистливы, что должны пострадать, потерпеть. Если они не трудятся, не молятся, нет смысла жаловаться и сердиться на богатых.
Простая проповедь просится на школьный урок
На примере жития блаженной Матроны можно построить интересный урок. Мы говорим: она блаженная – значит счастливая. Конечно, вспоминаем Заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, алчущие правды, блаженны миротворцы и т. д. Предлагаем детям краткое житие святой. Она ничего не имеет: ни зрения, ни дома… ничего из того, что можно именовать счастьем. А дети в начале урока много всего наговорили о счастье: дома хорошо, есть родители, мама-папа здоровы, у кого-то собачка есть… Вся доска исписана «счастьем». Но у святой Матроны ничего этого не было. К концу урока доска пуста – мы все вычеркнули и стерли. Значит, счастье в чем-то другом?! Что у святой Матроны было такого, что делает ее блаженной-счастливой? Каждый может ответить на этот вопрос. Мы же можем внешне жить по заповедям – и не иметь счастья.
Мы все время чего-то ищем: счастья, социальной справедливости, пенсии большой… При Сталине многим вообще пенсий не платили. То, что мы имеем, нам не нравится. Бог же нам все дает.
О детском послушании
До какой степени требовать послушания от детей? Или давать ребенку высказаться и поступать по-своему?
Ответ может кого-нибудь обидеть. В семье должно быть так: папа должен безукоризненно слушаться Христа, мама должна безукоризненно слушаться папу, тогда будут слушаться дети. Но в доме вроде все, как положено, а дети все равно не слушаются. Причины тоже понятны. Если бы дети жили с вами где-нибудь подальше от социума, без интернета и не знали бы другого, то это можно было бы исполнить. Даже в современных мультиках приучают к непослушанию или дурному. Дети все знают о грехе, если имеют одну «штучку» под названием смартфон.
Как-то забираю сына из садика. Он мне по дороге говорит: «Папа, я плохие слова знаю». – «Серафим, так ты их не говори». – «Я и не говорю, но я их ЗНАЮ». Они уже ТАМ сидят. Как их вырвать?
Ребенок живет просто и делает так, как видит. И может задать закономерный вопрос: кому-то можно, а мне нельзя?
Воспитание остается за нами, родителями. Некоторые вещи, которые имеют отношение к жизни, надо требовать безукоризненно. Проблема в том, что у нас самих нет правил. Сегодня мы делаем одно, завтра другое. Если конфета всегда после обеда, ты не убедишь его раньше съесть. У нас самих всегда послабление, склонность ко греху. Воспитание надо начинать с себя.
О Православной гимназии
В чем отличие Православной гимназии от других школ? Мы даем им противовес. Другие школы его не дают. Мы всегда говорим: у тебя есть выбор – или жизнь, или смерть. И предлагаем ответить на вопрос: что Бог говорит на ту или иную тему?
Я не удивлюсь, если выйдет новость, что ученик Православной гимназии сделал что-то дурное. Он человек, он в миру живет. На него так же сыпется все то, что есть в мире. Разница только в том, что к гимназистам дурное приходит чуть попозже, чем ко всем остальным, но быстро уходит. Если во всех школах начнут курить, то у нас тоже начнут позднее на несколько месяцев. Государство спохватится, как было со снюсами, спайсами, а у нас это явление уже пресечено. Если у нас такая вещь происходит, то на один-два дня. Ученик, конечно, может выйти из школы и продолжить делать дурное, но мы предложили ему выбор, альтернативу. И у нас есть благодать силы слова, которую нам дает Господь. Все равно это слово прорастает – рано или поздно.
О новомучениках
У одного моего знакомого был дед из жандармов. Когда его спрашивали «Ты, дедушка, Перекоп брал?» – он отвечал: «Защищал, внучек». Т.е. был он на стороне белых, но избежать репрессий ему как-то удалось. «Мы же все за царя были, – говорил этот человек, – если бы он сказал с внутренними врагами расправиться, мы бы их в капусту». Подчистить бы хорошенечко, и жили бы сейчас припеваючи.
Человек этот не дождался канонизации царя. Умирая, он сказал: «Вот поэтому Иван Грозный и не святой, а Николай – святой». Последний царь любил даже такой народ. На него клеветали, а он любил. Он освободил трон, лишь бы народу хорошо было. Но ведь перегрызлись друг с другом. Царь пытался решить проблемы по-христиански. Он спасал СВОЮ душу. Он мог залить страну кровью, ведь были люди, любившие царя и готовые на все ради него.
О главном оружии
У нас есть молитва. Мы должны молиться о мире. Чтобы Господь вразумил всех быть помягче. Это наше Отечество. Погромами ничего не построишь.
Чтобы святые стали роднее, или Домашнее задание
Наши Небесные покровители не являются новомучениками. Прочитайте жития новомучеников Российских, которые носят ваше имя, порассуждайте, как они жили и чем угодили Богу.
Беседу записала В. Чемезова