Помнить уроки прошлого, чтобы не допустить повторения в будущем
5 лет назад редактор сообщества Храм-памятник жертвам ТАГИЛЛАГа услышала от недавно почившей вдовы тагильского краеведа Ивана Трофимович Коверды – Людмилы Николаевны (Царствие ей Небесное!) – мысль о том, что в церковном музее Скорбященского женского монастыря, который тогда только начал создаваться, должна быть экспозиция, посвященная Второй площадке Тагилстроя. Тогда автору этих строк идея не казалась убедительной. Но прошло время, и оно показало правоту Людмилы Николаевны.
В обитель регулярно приносят предметы, принадлежавшие спецпереселенцам с Украины, из центральной полосы России и др., потомки которых уже родились и жили в Нижнем Тагиле. Конечно же, мы общаемся с дарителями, записываем их рассказы о владельцах церковных книг, икон, складней и др. предметов церковной истории. Так постепенно стала наполняться живыми примерами тема репрессий ХХ века, без которой история Нижнего Тагила будет не просто не полной, а несостоятельной. Мы хотели донести простую мысль: когда о Нижнем Тагиле говорят как о городе трудовой славы, вспоминают его промышленную мощь, не нужно думать, что заводы-гиганты были построены силами трудолюбивых и убежденных в идее социализма комсомольцев-добровольцев. Это непростительное заблуждение или недомыслие. Нижнетагильский металлургический завод, Уралвагонстрой и десятки др. объектов города возведены непосильным трудом сначала раскулаченных крестьян, а потом заключенных Тагиллага. Конечно, приезжали на эти стройки и свободные люди, но их было значительно меньше подневольных.
Так родилась идея группы памяти в социальной сети «ВКонтакте». Возникла она ровно год назад, 18 декабря 2019 года.
Когда группа памяти создавалась, у редакции было много планов. Мы хотели рассказывать тагильчанам и всем интересующимся прошлым России об истории концлагеря № 2, истории Тагиллага, записывать воспоминания репрессированных г. Нижнего Тагила (тех, кто родился, жил, был сослан или находился в заключении), а также их родственников, публиковать архивные материалы по уголовным делам, вести летопись строительства в поселке Кирпичный храма-памятника жертвам Тагиллага, сбор средств на который начался с февраля 2016 года.
Благодарим Наталью Мяконькую, Василия Рыбакова, Елену Столярову, Тамару Винник, Анну Новикову, Галину Фокину, Ольгу Гомонюк за материалы о спецпереселенцах и репрессированных предках. Конечно, их семейные истории не могут ничего добавить к общеисторической картине репрессий ХХ века, но их свидетельства, подкрепленные архивными документами и фотографиями, важны для нас, тагильчан.
За этот период мы приобрели небольшое число подписчиков, но, надеемся, они будут верны теме сообщества и примут активное участие в ее развитии, как происходило это в течение всего 2020 года.
Благодарим добровольцев (мы сознательно не употребляем иноязычное слово «волонтер», в русском языке есть замечательное слово «доброволец» — человек, проявляющий добрую волю!) Анну Новикову, Дину Улезько, Марину Гонцову, Владимира Городилова, Алину Маслову, Наталью Фомину за составление «Книги памяти репрессированных тагильчан». Ее страницы были опубликованы в группе с 21 марта по 2 июня 2020 года.
Также выражаем признательность Тамаре Винник, Ольге Буйначёвой, Татьяне Барановой, Ольге Гончаренко, Анне Новиковой, Ольге Никулиной, которые осенью 2020 года начали составление «Книги памяти заключенных Нижнетагильского концлагеря № 2» и практически закончили эту работу к 100-летию его открытия. После редактирования «Книга памяти» будет опубликована на сайте обители и в нашей группе «Храм-памятник жертвам Тагиллага».
Что немаловажно для дела молитвенной памяти, были составлены два синодика для церковного поминовения. В их оформлении приняли участие Ольга Гончаренко, Тамара Винник, Денис Потапов, Татьяна Баранова, Анна Новикова. А 30 октября 2020 года в женском монастыре состоялась панихида по жертвам политических репрессий, на которой звучали имена репрессированных тагильчан. Это только начало пути. Предстоит еще очень много сделать для восстановления имен лежащих в нашей, тагильской, земле, но самое главное – привлечь новых заинтересованных людей, для которых тема репрессий личностно значима. Думается, вы заметили, что инициатива наших добровольцев во многом определяется семейной историей страданий и испытаний.
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря