«Освободить монастырь»: столетие назад
21 ноября исполняется 100 лет со дня открытия концентрационного лагеря №2 на территории Скорбященского женского монастыря.
Освободить монастырь, монашенкам приготовить помещение в срочном порядке для 500 человек»
(телеграмма от предсовтрударма Л.Д. Троцкого за № 3084)
На основании постановления губисполкома от 17 ноября 1920 года в Нижнем Тагиле на территории Скорбященского женского монастыря был организован концентрационный лагерь № 2. Вознесенскую церковь опечатали, трудящихся в сельскохозяйственной артели «Улей» монахинь, воспитанниц монастырских школы и приюта выселили.
21 ноября из Екатеринбурга в Нижний Тагил были доставлены 420 заключенных. Летом 1921 года сюда поступили участники Тамбовского восстания, составившие 75% от всего контингента. За колючей проволокой оказывались и иностранные граждане: поляки, литовцы, латыши. Всего за 19 месяцев существования лагеря через него прошло 932 человека и сменилось 9 комендантов.
Больше всего в концлагере было осужденных за контрреволюционные действия (агитацию против советской власти, шпионаж) и политическую неблагонадежность. Попадали в лагерь принудительных работ и за уголовные преступления: кражу, спекуляцию, скупку краденого, – и за преступления по должности: взяточничество, растрату денег и подлог документов. Сидели в концлагере за бандитизм и грабеж, дезертирство из Красной Армии и побеги из лагеря военнопленных. За различные преступления против советской власти давались сроки в 1, 3 года, 5, 7, 10, 15, 20 лет, иногда в делах встречаются формулировки «без срока» или «до конца Гражданской войны». Случалось, что по амнистии 20-летний срок превращался в 5-летний. Все заключенные были поделены на три группы: испытуемые, исправляющиеся, образцовые.
По приказу № 1 подъем в лагере был в 6.30 утра, после чая начиналась поверка. Работали с 8.00 до 12.00, обед и отдых длились полтора часа. Далее продолжались работы до 17.30. В 18.00 был ужин. На 20.00 назначались поверка и вечерний звонок. В воскресные и праздничные дни звонок на подъем звучал на полтора часа позднее, а поверка проводилась в 21.00. Такой «курортный» режим дня, конечно, не соответствовал действительности. Многие зэки работали вне лагеря: трудовой день на заводе начинался в шесть часов утра, поэтому выходить из лагеря под конвоем необходимо было в 4.00. Ежедневно концлагерь давал укомхозу до 50 рабочих разных специальностей. Также зэки трудились на ремонте арестного дома, в горздрав- и горобротделах, в уездно-городской милиция, в уголовном розыске на хозработах, а также в портняжной, сапожной, столярной, кузнечной, электромонтерской мастерских, на хлебопекарне и в прачечной на территории монастыря.
Сначала в штате сотрудников лагеря числилось 29 человек, но в июне 1921 года по личному приказу главкома С.С. Каменева в бывший монастырь были откомандированы 60 красноармейцев, в том числе 12 человек для охраны карцера.
В лагере сидели 17 лиц духовного сословия, среди них православные священники Павел Изгородин, Александр Борков, Николай Шимановский, Геннадий Беневоленский, Иоанн Малиновский – отец прославленного в лике святых Александра Малиновского, афонский монах Макарий Чирков, католические ксёндзы Викентий Балюль и Викентий Грашис. Известными узниками концлагеря № 2 были А.Н. Словцов, в будущем директор Нижнетагильского Демидовского музея, и М.Н. Ветлугин, комиссар Временного правительства по Верхотурскому уезду.
28 и 30 января 1922 года во время медосмотра 237 зэков из 338 были признаны нетрудоспособными. С октября 1921 года по июнь 1922 года в лагере умерли 265 человек. Только за декабрь 1921 года отошли ко Господу 36 человек. В январе 1922 года число умерших увеличилось до 75 человек. Только в Крещенский сочельник почили 8 зэков. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 человека, и 253 из них скончались в лагере. Хоронили всех умерших в братских могилах на монастырском кладбище.
«…нами обследованы Екатеринбургский губернский концлагерь № 2 и арестный дом. Под лагерь занят бывший женский монастырь и скорее похож на дом отдыха, нежели на место заключения преступников»
(доклад от 1 июля 1921 года представителей Наркомата юстиции А.А. Лисицына и ВЧК И.И. Скрамэ председателю ВЦИК тов. М.И. Калинину)
1 июля 1922 года лагерь был расформирован. Территория бывшего монастыря перешла в ведение Нижнетагильского уисполкома. 5 декабря 1922 года здесь был открыт Детский городок.