Епископ Алексий совершил панихиду в день памяти жертв политических репрессий
30 октября, в общероссийский День памяти жертв советских репрессий, в Скорбященском женском монастыре состоялась панихида. Заупокойное богослужение возглавил Преосвященный Алексий, епископ Нижнетагильский и Невьянский, в сослужении секретаря Епархиального управления священника Григория Елохина, священника Алексия Бессонова и священника Алексия Исмагилова.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать…
(А. А. Ахматова «Реквием»)
Сегодня горечь русского поэта Анны Ахматовой о полном забвении имен невинно пострадавших в ХХ веке немного ослабла, так как постепенно мы узнаем о них все больше и больше.
Способствует этому и день памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября. Более 10 лет в разных городах проходит общественно-церковная уличная акция «Молитва памяти» — молитвенное чтение имен погибших и пострадавших в годы репрессий. В 2019 году в ней приняли участие 47 российских городов, в том числе и Екатеринбург, а также города Вашингтон, Йена, Кишинев, Ницца, Париж, Прага, Рига – там, где живут русские люди, которым дорога память о соотечественниках, пострадавших в годы гонений. В этом году акция проходит on-line.
Нижний Тагил с точки зрения этой темы город скорбный, трагический. В 1920 году на территории Скорбященского женского монастыря был открыт концлагерь принудительных работ, через который в течение 1,5 лет его существования прошло 932 человека, и более 400 здесь погибли.
С начала 1930-х годов в наш город тысячами привозили спецпереселенцев с Украины, из центральной России для строительства Нижнетагильского металлургического завода и «Уралвагонстроя». Количество жертв неисчислимо. ТАГИЛЛАГ официально возник в 1942 году, но его паутина опутала город намного раньше Великой Отечественной войны. Узнать количество заключенных ТАГИЛЛАГа сегодня не представляется возможным. По приблизительным подсчетам это 50–60 тысяч человек. Сколько их осталось лежать в тагильской земле – Один Бог весть!
Мы не можем установить памятник жертвам политических репрессий, строительство храма-памятника жертвам ТАГИЛЛАГа в поселке Кирпичный пока приостановлено, но мы можем своей молитвой почтить память всех невинно пострадавших.
Еще весной этого года группа добровольцев проделала грандиозную работу: была составлена «Книга памяти репрессированных тагильчан и жителей Тагильского округа» (современного Горнозаводского округа), которые пострадали в 1930-е годы. Имена заключенных, приговоренных к расстрелу или к значительным срокам заключения, а также истории тагильчан о репрессированных предках публиковались в группе «ВКонтакте» https://vk.com/public189991062.
Также волонтеры составили синодик для поминовения на панихиде. В списке оказалось 2898 человек. Это люди разных возрастов; мужчины и женщины; представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, финны, немцы, евреи, ассирийцы, корейцы, китайцы и японцы; люди разных вероисповеданий: православные, лютеране, католики, буддисты.
На панихиду по жертвам политических репрессий, которую возглавил Преосвященный Алексий, епископ Нижнетагильский и Невьянский, собрались тагильчане, которые и читали имена пострадавших.
Есть в этом списке 42 репрессированных священнослужителя и монашествующие. Приняли страдания ради Господа в 1923 году епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов), протоиереи Всеволод Черепанов и Павел Воецкий.
В 1930 году пострадал за православную веру ныне прославленный в лике святых священномученик Сергий Увицкий, имя которого уже не поминалось на панихиде. В поминальный синодик были включены имена сестер Скорбященского женского монастыря, арестованных в ночь в 8 на 9 февраля 1932 года: игумении Марии (Крузе) (мы не знаем, как закончила свои земные дни матушка: умерла ли она в тюрьме или во время этапа в Ирбитский домзак или на свободе); Ольги Кирюшиной, Марии и Феодоры Декуновых, Марфы Суворовой, Параскевы Гагариной, Пелагеи Сандаловой. Их монашеские имена нам, к сожалению, не известны.
На панихиде мы поминали батюшек Казанского храма Фаддея Авдеева, Симеона Воронина, Феодора Логинова, Конона Мартюшева, Василия Нагаева, Михаила Оранского, Александра Чиркина, Владимира Чеснокова, диаконов Валентина Паникаровского, Димитрия Рогалева, псаломщика Павла Ездакова, впоследствии протоиерея.
По массовому уголовному делу против церковников 1937 года пострадали священники Александр Мухин и Емельян Алексеев (село Лая), Исидор Зверев (село Башкарка), Василий Сарапулов и Николай Зубов (пос. Черноисточинск), Иоанн Морозов и Зосим Козлов (село Николо-Павловское), Кронид Конев (село Борисово), Александр Лямин (село Балакино), Александр Митюхляев (село Ново-Туринское), Аркадий Попов (деревня Северная), Иоаким Рысев (село Покровское), Александр Сергеев (село Петрокаменское), Харитон Субботин и Константин Плясунов (г. Невьянск), Вениамин Удинцев (село Петрокаменское), Михаил Хлопотов (село Шурала), Фотий Шандровский и Симеон Хлынов (г. Нижний Тагил).
В заключение панихиды епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий сказал:
«Чтобы прекратилась в нашем обществе Гражданская война, нам необходимо молиться не только о жертвах, но и о тех, кто осуществлял репрессии, за весь наш народ. Противостояние, которое возникло в начале ХХ века, к сожалению, сохраняется. Озлобление, ненависть продолжают оставаться движущими силами нашего общества. До тех пор, пока война всех против всех будет продолжаться, трудно будет что-то изменить в нашей жизни. В этот день, когда мы вспоминаем пострадавших в годы репрессий, давайте помолимся, чтобы Господь дал нам разумение не повторять исторических ошибок».
Также Владыка указал на необходимость изучения уголовных дел священно- и церковнослужителей для установления правды и восстановления доброго имени оболганных.