Русская трагедия
21 февраля в монастырской библиотеке прошла беседа Надежды Дмитриевны Даниловой о романе Федора Михайловича Достоевского «Бесы»
Это шестой роман Федора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр. Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное С.Г. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке. В романе отражено поразившее всех явление политической жизни страны — «нечаевщина». С 1869 года Нечаев живёт заграницей и участвует в выпуске целого комплекса прокламаций, среди которых и был «Катехизис революционера», который является плодом коллективного творчества, вобравшим в себя идеи не только Нечаева, но и Бакунина, и П.Н.Ткачева, которым принадлежат базовые положения «революционного макиавеллизма». В «Катехизисе» впервые в русской истории была сформулирована программа широкомасштабной террористической деятельности. Революционная практика Нечаева выразилась в основанной им организации «Народная расправа» (осень 1869 г., Москва). Инспирированное руководителем убийство члена организации студента Иванова привело к судебному процессу над нечаевцами, имевшему широкий резонанс в русском обществе.
Роман тяжело писался, тяжело печатался и подвергся жесточайшей цензуре. В результате был напечатан в журнале «Русский вестник». Критикой роман был жесточайшим образом обруган. Критика советовала «поставить крест на этом писателе». Спустя пол века роман был признан пророческим. Сергей Николаевич Булгаков в 1914 году писал, что это не политический роман, а религиозная драма. Однако, в советское время роман был запрещен.
Достоевский предчувствовал, что революционное «бесовство» еще принесет России и всему миру немало бед. Время подтвердило самые худшие его опасения. В «Бесах» вообще очень многое предсказано с поразительной точностью.
Этот роман, в котором гениально угадано все то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия, оказался почти совсем не понят не только по выходе в свет, но и еще долгие десятилетия спустя. Критики-современники называли роман «бредом», «белибердой», «клеветой». Например, Н. К. Михайловский писал: «…нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом»; в общественном движении нечаевщина «составляет печальное… исключение», «третьестепенный эпизод». И. С. Тургенев же утверждал, что «у Достоевского нападки на революционеров нехороши: он судит о них как-то по внешности, не входя в их настроение».
Ho при этом вспомним о том, что Достоевский в начале работы над романом отказался от простого обличения нигилистов и «мошенников-социалистов». Введя в роман фигуру «вождя», Ставрогина, Достоевский показывает: трагедия современной ему России в том, что именно лидеры, кому полагалось быть лучшими, поражены безверием и образуют нечто вроде черной дыры, через которую врываются силы зла. Ведь рядом со Ставрогиным как бы усиливаются отрицательные качества у всех окружавших его: и у Шатова, и у Кириллова, и у Лизы, и у Петруши. К сожалению, это положение Достоевского оказалось понято еще менее.
Надежда Дмитриевна настаивает, что каждый взрослый человек должен обязательно причитать роман «Бесы», не смотря на всю его сложность. В процессе обсуждения были использованы отрывки из фильма «Бесы» (2014 г.) В. Хотиненко, поставленного по мотивам романа.
В конце беседы завязалось активное обсуждение. Главный вопрос, который волнует всех — воспитание будущего поколения.
Скорбященский женский монастырь