16 августа — день памяти святого заступника и небесного покровителя города Невьянска
16 августа (3 августа по старому стилю) празднуется день памяти священномученика диакона Вячеслава (Луканина) Невьянского.
Вячеслав Луканин родился 4 марта 1880 года в Перми, в семье священника Георгия Луканина, клирика домовой церкви Кирилла и Мефодия при Пермском духовном училище. Вячеслав от рождения был слабым ребенком и часто болел.
В 1897 году окончил Пермское Духовное училище. Господь даровал Вячеславу очень красивый, сильный голос. Это сразу было замечено его преподавателями и воспитателями, поощрявшими и развивавшими у мальчика его необычайные вокальные данные. Первым послушанием Вячеслава стало клиросное пение в училищном храме, где его назначили «старшим по хору». Учился Вячеслав с большим трудом, ежегодно пересдавая задолженности по истории, математике, физике и другим естественным наукам: он был вынужден пропускать занятия по болезни, а свободное время все чаще отдавал церковному пению.
После окончания Пермского Духовного училища он был направлен на регентские курсы, которые проводились ежегодно при Пермской епархии. По окончании этих курсов в 1899 году, поступил на первый курс Пермской Духовной семинарии. В марте 1901 года вынужден был прервать обучение по болезни.
Зная, что Вячеслав часто болеет и не может продолжать учебу, учитывая прекрасные способности юноши, и его необычайный голос, учительский совет семинарии, по окончании первого курса, решил оставить Вячеслава в штате Пермской Духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров, а также в 1901 году он был зачислен в архиерейский хор.
Видя любовь регента Вячеслава к пению, прихожане Мотовилихинского завода просили его организовать при их Свято-Троицкой церкви народный любительский хор и быть его регентом. Вячеслав Луканин не отказал им, и с усердием принялся за это благое дело. При этом он, как и прежде, продолжал служить в духовных училище и семинарии, петь в архиерейском хоре.
Пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн (Алексеев), поставил Вячеслава Луканина из чина певчих на должность помощника регента при архиерейском хоре и воспитателем певчих архиерейского дома. Новым местом жительства Вячеслава стал Архиерейский дом Пермского владыки.
16 июля 1902 года назначен псаломщиком при заводской церкви Святой Троицы г. Кизела Соликамского уезда. Сразу по приезде в Кизел, 20 июля 1902 года, Вячеслав Луканин взял под свое руководство храмовый хор. Он весьма успешно справлялся здесь со своими новыми обязанностями и за свои труды в дальнейшем получал многочисленные архиерейские грамоты и благодарности.
В 1903 году он женился на Марии Гордеевне Галкиной (1888 г.р.). Через год, в 1904 году у них родилась первая дочь Галина. Впоследствии в семье Луканиных родилось девять человек детей, трое из которых умерли во младенчестве, а последняя дочь Людмила родилась 31 августа 1918 года (через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске).
25 марта 1905 года Вячеслав Луканин был посвящен в стихарь.
В 1906 году стал членом православного братства свт. Стефана Пермского.
26 ноября 1912 года был рукоположен в сан диакона Пермским епископом Палладием (Добронравовым). Диакон Вячеслав не оставил управления церковным хором, а продолжал руководить им, как и прежде.
В 1915 года прихожане Мотовилихинского завода пригласили его служить к себе, в их заводской храм, уже в сане диакона. Резолюция о перемещении о. Вячеслава в церковь Мотовилихинского завода уже была напечатана в «Пермских епархиальных ведомостях» за 7 февраля 1915 года, но по неизвестной причине перевод о. Вячеслава в Мотовилихинский завод отменили. Он был оставлен на прежнем месте служения.
Отец Вячеслав был одним из организаторов церковно-певческих курсов в с. Усолье Соликамского уезда, происходивших с 19 мая по 9 июня 1915 года и преподавателем пения. Курсы эти происходили в помещении Усольского Земского училища и воочию доказали всю целесообразность и даже необходимость устройства подобных им.
27 июня 1916 года о. Вячеслава перевели на Серебрянский завод Кунгурского уезда на вакансию псаломщика. Почти сразу после перевода о. Вячеслав подал прошение перейти за штат, и через месяц, 18 июля, его просьба была удовлетворена. Находясь за штатом, из-за своих многочисленных болезней, о. Вячеслав продолжал служить и руководить детским церковным хором в Серебрянском церковном детском приюте.
В октябре 1916 года о. Вячеслав переехал служить в г. Шадринск Екатеринбургской епархии, преподавал церковное пение в Шадринском Алексеевском реальном училище.
В 1918 году вернулся в Пермскую епархию. 4 или 5 марта 1918 года о. Вячеслав был назначен в Невьянский завод Екатеринбургской епархии в качестве регента. Находился на должности псаломщика. В Невьянском заводе служил в Спасо-Преображенском соборе пять с половиной месяцев.
Современники называли о. Вячеслава Луканина «человеком с бархатным голосом».
Летом 1918 г. на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах: Шуралинском и Верхне-Тагильском заводах расположился революционный отряд «Красные орлы» — особый, специальный, карательный отряд, сформированный в г. Катайске органами Советской власти для «усмирения» и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей. Со стороны местных, «красных», властей был приказ о том, чтобы не проводить никаких сборищ по любым поводам. 6/19 августа должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне о. Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был.
На следующий день, 19 августа 1918 года, всех арестованных под конвоем привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец Вячеслав был среди прихожан и также рыл могилку. Он с достоинством попросил красноармейцев дозволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, о. Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша все, что попадало им под руки. Он было вступился, но не мог быть услышан. Стоя спиной к «варварам» о. Вячеслав молился перед образами. Видя его молящимся, один из «орловцев» выстрелил о. Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, прямо в храме, за молитвой.
Его волоком вытащили из собора и бросили в могилку, вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чем свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода за 1918 год.
Старожилы рассказывали, что в 1980-е годы при прокладке водопровода за алтарем собора сняли слой земли, где обнаружили три гроба. В 1990-е годы, при ведении работ по восстановлению собора, при вскрытии земли были вновь обнаружены останки неизвестных людей. Но раскопки приостановили, а имена усопших оставались неизвестными. Место это было до времени засыпано землей.
Отец Вячеслав причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года.
Тропарь, глас 2:
«Пою́ Бо́гу моему́ до́ндеже е́смь», – ку́пно с Дави́дом воспева́ше новому́ченик Вячесла́в; «Го́споди, приими́ ду́х мо́й», – я́ко Стефа́н воззва́, да возраста́ет се́мя Це́ркви, ю́же Госпо́дь на кро́ви му́чеников назда́, мы́ же с ни́ми вопие́м: «Приими́, Го́споди, же́ртву хвалы́ и воскликнове́ния».
Кондак, глас 4:
«Бо́гу се́рдцем по́йте», науча́л еси́. И, услы́шав твоя́ моли́твы, Госпо́дь, испыту́я же тя́ я́ко зла́то в горни́ле, до конца́ очи́стил еси́. Да принесе́ши Бо́гови свяще́нный да́р – се́рдце любокра́сное, диа́конство неподку́пное, святы́й священному́чениче Вячесла́ве, моли́ со дру́ги – му́чениками спасти́ся на́м.