Там, где есть любовь, нет страха
3 мая, в Неделю жен-мироносиц, в Скорбященском женском монастыре состоялось архиерейское богослужение. Преосвященнейшему Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, духовник Православной гимназии иерей Алексий Бессонов, клирик Скорбященского монастыря иерей Евгений Самойлов.
Проповедь по запричастном стихе произнёс священник Алексий Бессонов:
«В Неделю святых жен-мироносиц мы вспоминаем тех, кто послужил Господу в земной жизни. В Евангелии называются имена Марии, второй Марии, Иоанны, Саломии, Сусанны и других. К ним причисляются и сестры Лазаря Марфа и Мария. Это все те, кто спешил ко Господу, когда, казалось бы, есть некое окончание. Учитель с нами, Он проповедует, и вот Он умер – точка. Поэтому апостолы не идут: Распятие… и знак окончания предложения.
Жены-мироносицы, которые слушали Его сердцем, пришли ко Гробу, чтобы окончить дело любви – помазать его миром. Они принесли сосуд, который благоухает. Этот сосуд – символ любви, указание, что смерть не может нас победить. Смерть не может остановить любовь. В Церкви есть особое служение жен-мироносиц. Мы все разные, но в этом служении заключено главное – любовь ко Господу. В раю Бог сотворил мужеский и женский пол, чтобы мы учились друг у друга. В женщине есть то, чего нет в мужчине. Если мужчина постигаем мир разумом, то женщина – сердцем. Мы созданы разными, чтобы мы могли помочь друг другу.
Жены-мироносицы бегут ко Гробу и несут свои сосуды любви. Апостол Павел говорит, что в Доме Божием разные сосуды: золотые, серебряные, глиняные, и у каждого есть свое место. Но мы знаем, что некоторые наряжают себя, как прекрасный сосуд, но изнутри может идти не благоухание, а зловоние. Грех делает душу человека зловонной, его жизнь смердит. А любовь благоухает. Поэтому в «Песни Песней» царя Соломона Христос назван разлитым благоухающим миром. Когда-то Он был заключен в один сосуд – Пресвятую Деву, но впоследствии он привлек многих «пчел». Каждый из нас должен стать этим сосудом. Только Христос может сделать нас благоухающими. Иногда мы рассуждаем: я к человеку с добром, я к нему со всей душой, а он от меня бежит? Почему? Наши дела говорят за себя. Человек пытается что-то навязать другому, но Христос деликатен, Он, как тонкий аромат, входит в нас. Поэтому жены-мироносицы и бегут ко Гробу. Только любовь может помочь нам услышать, что сказал Ангел: «Что ищете живого среди мертвых? Его здесь нет!»
В этот день мы должны остановиться и подумать. Один греческий старец рассказал мне притчу о вентиляторе. В Греции жарко, и в храмах везде вентиляторы, чтобы было движение воздуха. Прибор крутится, делает тысячи оборотов, но попробуй вынуть вилку из розетки. Один сделает несколько оборотов, другой – два, третий – всего один. Так и люди. Они ничего не могут без Бога. Вот Адам и Ева, жившие в раю, подумали, что источник энергии заключен в них самих и отсоединились от Творца. Сколько ни делай оборотов, все равно наступит момент, когда «прибор» заглохнет, если отсоединил себя от Источника Жизни и Любви – Господней Чаши. Без этого прикосновения мы не можем жить. Хотите, чтобы в вас Эта Любовь всегда двигалась и не прекращалась? Живите и стремитесь, как мироносицы, послужить Христу. Когда будем искать Его свет, Его жизнь, Его мир, только тогда будем для других светом, жизнью и миром. Аминь».
По окончании богослужения владыка Евгений поздравил матушку Марию и сестер обители, православных женщин с праздником и обратился к верующим со словом:
«В Неделю жен-мироносиц посреди Пасхальных песнопений контрастно звучат песнопения Великой Пятницы:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Церковь в это день хочет особенно почтить людей, которые совершали погребение Господа нашего Иисуса Христа.
Точку в сознании людей поставила смерть Христова. Но точка стала запятой.
Смерть – это раздел. Человек способен любить, и для нас естественно, когда один живой человек любит другого живого человека. Это меняет их цели в жизни. Но гораздо выше и более свято чувство любви к мертвому. От живого можно что-то ожидать: тут вступают комфорт и корысть, возможности материального и душевного порядка: карьера, успех, самоутверждение, свершения и др. Но представьте: мать любит умершего сына, ходит к нему на могилу, разговаривает с ним. Ее влечет любовь, ее сердце наполнено. По слову святых отцов, у матери, потерявшей детей, сердце занято ими. Для себя в сердце такой матери остается маленький, ничтожный уголок. Это, пожалуй, самое яркое проявление человеческой любви. Это некая искра, некое подобие любви, огромной, невыразимой, солнцеподобной любви, которую испытывает Бог к людям.
Гроб, в который вместил Себя умерший на Кресте Бог, местечко ничтожное – это как сердце матери, которая оставляет для себя маленький уголочек. Господь Вседержитель, Бог Неба и земли, оказался во Гробе, а все остальное Он отдал Своим возлюбленным детям, в том числе и Царство Небесное.
Среди людей нашлись те, кто смог любить Его не только живого, но и мертвого, кто послужил Господу после Его Крестной смерти. Это добрый плод рода человеческого: Иосиф Аримафейский, богатый человек, член совета, но не участвовавший в «совете беззаконных», пожертвовавший своим значением и статусом ради мертвого Господа и отдавший Ему свой дорого приобретенный гроб; Никодим, член высшей человеческой иерархии, пришедший к Иисусу ночью, чтобы научиться Жизни, и имеющий надежду на Него. Они сняли с Креста окровавленное Тело, обвили Его чистою плащаницею и совершили погребение по законам того времени. А рядом стояли две женщины, взирающие на то, что происходит. Они не имели возможности участвовать в погребении Господа, но не уходили, чтобы узнать, куда будет положено Тело Иисусово.
Лишь воссияло солнце, они пришли ко Гробу, заранее купив дорогое благоуханное миро, чтобы помазать Господа. Он не посрамляет их упования: жены-мироносицы возвещают ученикам о Воскресении.
Для нас это сердечные воспоминания и не вполне осознанные образы, на которых мы учимся. Мы должны прилагать их стремления, желания, поступки к себе. Мы должны учиться любить и слышать Господа: и Того, о Котором мы узнаем в Священном Писании, и Того, Которого мы видим и слышим во время Богослужения, и Того, к Которому мы обращаемся в молитве, и Того, Который нам является в окружающих нас людях. И примером для нас являются жены-мироносицы…»
Владыка Евгений заключил: «Там, где есть любовь, нет страха» и призвал всех собравшихся в Вознесенском соборе искать любви ко Господу. Он оценил поступки жен-мироносиц с позиций современной ситуации. В соответствии с заповедью в субботу они никуда не пошли и не стали преодолевать кордоны тогдашних «полицейских», а пребывали в покое дома, но как только забрезжил рассвет воскресения, сразу двинулись в путь ко Гробу. Послушание Закону и Богу, Преданию, которым они жили, было превыше желания их рвущегося сердца. Это нам всем урок.
Правящий архиерей поздравил прихожан монастыря: с 55-летним юбилеем Светлану Алексеевну Минину и с днем Ангела Ирину Милюсовну Мыльникову.
Все молящиеся в храме совершили традиционный крестный ход вокруг обители. Снова и снова звучали в монастыре стихиры Пасхи. Все женщины получили из рук юных волонтеров весенние лесные цветы.