Идущий с молитвой
В Лазареву субботу на сайте Скорбященской женской обители было опубликовано окончание цикла очерков о паломничестве на остров Кипр – землю святого Лазаря. Для тех, кто только сейчас присоединился к чтению репортажа об этом чудном паломничестве, предлагаем ознакомиться с предыдущими частями:
Введение: Золотой лист, плывущий в морской синеве
Часть 1: Город святого Лазаря
Часть 2: Лучше гор…
Часть 3: От мира Ангелов
Часть 4: Благодать в воздухе и на земле
Часть 5: Будни и праздники
«Паломник – это не пилигрим, а человек, идущий с молитвой»
Наш путь лежит в окрестности деревни Лазания, где располагается Махерас, один из крупных монастырей острова, – важнейший молитвенный центр Кипра. Из него вышли духовные вожди кипрского народа.
Дорога к этому монастырю необыкновенно красива и живописна. И вот вдалеке виднеются красные крыши храмов и монастырских построек.
Перед монастырем стоит памятник Григориосу Авксентиу – национальному герою кирпского народа, который спасался в стенах обители в одежде монаха от английских колонизаторов в конце 1950-х годов. Неподалеку от Махераса у Григориоса было укрытие, где его и обнаружили англичане. Не пожелав сдаться, он принял смерть в неравном бою. В народе его называют «Орёл Махера». Действительно, церковная история и национально-освободительная история Кипра тесно переплетаются.
Еще до входа за монастырские стены мы видим храм очень необычной архитектуры. Такие, по рассказу наших гидов Натальи Владимировны и Валерия Александровича Зыковых, строят в горных деревнях, когда храм как бы покрывается куполом и возводятся дополнительные стены для сохранения постройки от влаги, ветра и других неблагоприятных природных условий. Таким образом, вокруг храма возводится галерея. Это было одно из требований строителя. Как это произошло?
К молодому игумену Арсению пришел богатый человек – врач и сказал, что хотел бы на свои средства построить в обители храм, но высказал два условия. Первое вы уже знаете: заказчик пошел на дополнительные траты ради прочности и долговечности Дома Божия. Вторым условием было освящение храма во имя святителя Григория Паламы, которого очень почитал этот доктор. Действительно, храмов в честь воспевшего Нетварный Фаворский Свет святителя, память которого празднуется Церковью во вторую Неделю Великого поста, в мире не так уж и много.
Рядом с новым храмом располагается небольшое кладбище, где упокоился одобривший проект настоятель мужской обители архимандрит Арсений (Пацалос), жизнь которого трагически оборвалась в возрасте Христа 11 сентября 2004 года в авиакатастрофе над Эгейским морем. Он направлялся на Афон со своим духовным отцом – Патриархом Александрийским и всея Африки Петром VII (Папапетру) и сопровождавшими Святейшего лицами: митрополитами Пилусийским Иринеем и Карфагенским Хризостомом, епископом Мадагаскарским Нектарием, архимандритом Каллистратом (Иконому), архидиаконом Нектарием Кондойоргосом и несколькими мирянами, в том числе младшим братом Патриарха.
Тело отца Арсения долго искали в море, а когда проходило отпевание в церкви, в обители хоть и печалились, но не скорбели, а даже светло радовались, говоря: «Должен же кто-то на Небе учить детей!»
Все дело в том, что день его смерти пришелся на девятый день памяти по бесланским детям – в результате теракта в далекой для Кипра России погибли 186 детей. О событиях, произошедших на школьной линейке в День знаний в школе № 1 г. Беслана, архимандрит Арсений узнал из новостей, и вся его братия молилась за заложников, пока три дня длилось ожидание развязки, а после 3 сентября, когда поступили сведения о количестве жертв, – за погибших. Настоятель Махераса, светлый человек, очень любил Россию. Он помогал детям из российских детских домов, открывая на них счета в банке. Он обращался к прихожанам обители так: «Если вы хотите сотворить милость, помогите этим детям», – и показывал фотографии.
Тихое монастырское кладбище, где упокоился совсем молодой настоятель Махераса, стеснявшийся возложенного на него послушания, окружено высокими деревьями. Дорожка, усыпанная причудливыми шишками кипариса, ведет к главному храму обители.
Справа главная святыня обители − чудотворная икона Божией Матери Махериотисса, что в переводе означает Ножевая (по-гречески нож − μαχαίρι). Почему она имеет такое название?
В середине XII века отшельник Неофит получил откровение Божие и с учеником Игнатием пошел на чудный свет в долине между гор. В зарослях братья увидели пещеру, в которой обнаружили прекрасную икону Богородицы, которая и излучала свет. Рядом с иконой они нашли нож, давший название этому образу Пречистой. По другой версии, они расчищали себе дорогу от зарослей кустарников с помощью ножа. Как икона оказалась в пещере? По преданию, она была тайно доставлена из Малой Азии на Кипр во время иконоборчества между VII и IX веками и сохранялась здесь в течение нескольких веков.
Говорят, что эта единственная в мире икона Божией Матери, на которой Она изображена в преклонном возрасте. Впрочем, решайте сами. Вглядитесь в лик Богородицы Махериотиссы: вы увидите глубокие, печальные глаза, потемневшее от материнского страдания лицо. Считается, что этот образ писал евангелист Лука. Так что на Кипре почивают два из трех образов Пречистой Девы, относящиеся к кисти святого врача и иконописца. Третий, как известно, долгие годы сохранялся в Константинополе, а в 1383 году был чудесно перенесен в Россию: «светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона достигла берега реки Тихвинки.
Перед иконой Божией Матерью Махериотиссы особенно усердно молятся о бабушках, престарелых женщинах и вообще о родителях. По молитвам перед этим образом ваши родители никогда не останутся перед смертью без причастия, как это случилось с одним игуменом, которого, по преданию, не торопился причащать призванный священник. Сама Божья Матерь явилась к нему и велела поторопиться со Святыми Дарами.
Многократно горел монастырь Махерас, но икона Пресвятой Богородицы сохранялась невредимой. Чудом была спасена и рукопись устава монастыря. Пергамент до сих пор хранится в здании обители, равно как и грамота византийского императора, подтверждающая независимость Махераса. Увидеть эту реликвию сподобилась Наталья Владимировна Зыкова – наш гид, которой было дозволено посетить хранилище. Надев перчатки, она с трепетом смогла прикоснуться к листам этих исторических документов.
В современном Махерасе, где большинство икон и фресок написали русские иконописцы, течет тихая, размеренная жизнь. Кажется, что ничего не существует, кроме этого небольшого участка сотворенной Богом земли и Неба.
Вернули нас к реальности два кота, которые решили проводить нас из обители. Для Кипра эта тема особая. Как в очередной раз не вспомнить святую равноапостольную царицу Елену, которая, видя страдания народа от нашествия змей, завезла на остров египетских кошек. И, правда, кошачьи мордочки выглядывают то здесь, то там и немного отличаются от наших – русской и сибирской породы. Ласковые и преданные питомцы на Кипре везде, но в домах они не живут, а обитают на улице. Как не вспомнить очень смешной случай в Ларнаке неподалеку от храма святого Лазаря. На одном из участков за забором стояла лодка, а на ее борту грелись две кошечки, уткнувшись мордочками в бока друг друга. Пока автор этой истории доставала фотоаппарат и готовилась к съемке этой умилительной картины, откуда ни возьмись из всех щелей стали вылазить коты и кошки и располагаться на корме. «Мы готовы к фотосессии», – как будто бы говорили они, вытягиваясь перед вспышкой фотоаппарата.
В день отъезда, когда после многих пасмурных и прохладных дней наступило настоящее уральское лето, мы последний раз поклонились мощам святого Лазаря – друга Христова, постояли у его гробнички в храме Ларнаки. Медленно шли по набережной и слушали, как неутомимое море произносит свою тихую молитву Создателю и продолжает выносить на берег черные водоросли.
Мы покидали страну, называемую «солонкой Европы», где с осликов сразу пересели на «Мерседесы», где зимуют фламинго, где нет детских домов, где армейские сослуживцы ближе родных братьев, где на крещение младенца собирается от трех до пяти тысяч человек, где люди любят Бога и храмы, где так много православных святынь.
В аэропорту Ларнаки узнали о задержке рейса на полтора часа. Русскоговорящий сотрудник воздушной гавани, немного извиняясь, сказал: «Для вас подарок». Действительно, задержаться на святой кипрской земле – Божий дар. И вот под крылом самолета «золотой лист, плывущий в морской синеве» – благословенный Кипр. Вот он постепенно пропадает в дымке облаков… Впереди ждет Родина…
Сестра N.
Скорбященский женский монастырь