Молитвенный объезд под покровом ночи: уже несколько дней Нижний Тагил получает особое освящение

Ночью город тих и спокоен, как месяц назад: в полночь он привычно спит. Редкие автомобили проезжают по дорогам. Фонари неизменно освещают им путь, а в эту ночь еще луна делает дорогу ясной. В наш автомобиль она заглядывает через люк, подбадривает своим присутствием.

До начальной точки маршрута мы едем полчаса, с Вагонки. «Честно говоря, спать очень хочется, – замечает отец настоятель в дороге, – мне удалось только двадцать минут вечером отдохнуть».

Сегодня – Благовещение Пресвятой Богородицы, в храме утром служили праздничную литургию, и вечером отец Василий тоже служил. Завтра, а оно наступит уже минут через пятнадцать, вставать – как обычно, то есть рано.

Только эта ночная поездка – столь важная, что усталость всеми забыта, как только о ней вспомнилось. Ночь на восьмое апреля – четвертая по счету, когда Пресвятая Богородица через священство благословляет Нижний Тагил. Любящая мать заботится о тревожном ребенке – на ночь обнимет его, поцелует и перекрестит, споет колыбельную. А Пресвятая Богородица заботится о тревожном городе, о каждом из жителей, кто уже не первую ночь засыпает с неопределенным страхом и пугающей мыслью: «Что будет завтра?»

Впереди – молитвенный объезд города. В полночь выходим из Свято-Троицкого собора: отец Василий бережно берет с аналоя список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Верхнетагильской, идет из храма к автомобилю. Запевает: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…». Мы подтягиваем.

В автомобиле икона остается в руках отца Василия. Отец диакон и водитель, он же – алтарник включают запись молебного пения, Параклиса, Пресвятой Богородице: хоть луна и приноровляется время от времени заглядывать в салон через люк, читать самим молитвы по книжке невозможно. Поэтому слушаем и молимся про себя. «Царю Небесный, Утешителю…» Мы начали путь. Курс – в сторону женского Скорбященского монастыря, потом – через Старую Кушву, в сторону Вагонки…

***

В первый раз молитвенный объезд города прошел с субботы на воскресенье. Маршрут прокладывал архиерей, владыка Евгений. С тех пор еженочно, вслед за ним, в ночной дозор отправляются священники каждого тагильского храма по очереди.

– Объезжая город с иконой Пресвятой Владычицы Богородицы, мы молимся о том, чтобы Ее милость и милость Господа была со всеми нами, чтобы исчезла паника. Это наша посильная жертва Богу: своим личным временем, сном и спокойствием. Надеюсь, что она будет принята, ведь по словам преподобного Силуана Афонского, молиться за людей – это кровь проливать, – говорит Владыка. – Посмотрите: когда совсем еще недавно все было благополучно, сколько ропота и недовольства раздавалось, все, как казалось, шло не так. А когда наступило то, что есть сейчас, люди опомнились и говорят: ах, если бы сейчас все было хотя бы так, как месяц назад, потому что это хорошо! Но понятно, что прошлого уже не вернешь: ни режима работы, ни режима жизни, ни курса доллара, скажем и об этом.

И важно для себя сейчас уже понять, что ситуация, скорее всего, будет и дальше изменяться не в лучшую сторону, будет хуже, чем сейчас, и к этому нужно быть готовыми. Через месяц мы будем говорить: ах, если бы было хотя бы так, как сейчас, в начале апреля. Мы можем сегодняшние дни, наше текущее настоящее, уже спустя месяц, а то и меньше, вспоминать как какие-то невероятно замечательные для нас.

И какой же важно сделать вывод, что нужно каждому знать и помнить? Надо ценить каждый день: не роптать, а ценить, жить им полноценно. И трудиться над тем, чтобы завтрашний день не был хуже, чем сегодняшний. А если он будет хуже, не раскисать и не падать духом. Быть к нему готовыми.

Как правило, когда наступают тяжелые времена, неожиданно люди неверующие становятся верующими, а все пустое и наносное, дурное от души отшелушивается, и проявляется крепкое и настоящее. Те общественные беды, которые возникают в народе от сытости и пресыщения, отходят. Хочется верить в то, что с нами это как раз и произойдет, во всей полноте. И для этого я призываю каждого сделать над собой усилия, проявлять по отношению друг к другу настоящие, лучшие качества, присущие нашему народу, в том числе терпение и доброе участие в жизни ближнего.

Когда совершался первый объезд нашего города, были моменты, когда я думал о том, что сейчас сказал.

***

Мы по-прежнему в автомобиле. Особых событий, внешних, во время молитвенного объезда не происходит. Звучит молебное пение хора Святогорского монастыря. У водителя в руках – руль, у отца Василия – икона Пресвятой Богородицы, что незримо присутствует с нами в поездке, у остальных в руках – четки. Молчание нарушает только молитвенный полушепот отца Василия, когда он в очередной раз осеняет иконой город: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» И – просьбы по маршруту:

– Георгий, поворачивай направо, на Девятый поселок, чтобы как можно больше улиц охватить.

Едем на Максарева, потом – по Зари. От улицы Ильича сворачиваем в частный сектор, по Лесной – к Свердлова.

– Георгий, ты на какой улице живешь? На Дружбы? Давай мимо твоего дома тоже проедем, его иконой осеним.

– Хорошо, батюшка.

Едем здесь медленно – дорога без асфальта, вся в ямах. Потихоньку выезжаем к светофорам, и вскоре оказываемся на Восточном шоссе – привычной для всех дороге с Вагонки в старый город. Отсюда начинается путь в следующий район города – по Индустриальной, на Тагилстрой…

«Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая. Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая» – это молитвенные обращения к Богородице из акафиста, который читается перед Ее иконой «Знамение». Они подают надежду в скорбный час. Надежда на Богородицу врачует страхи. Ведь сколько раз в истории Руси скорбь народная со временем обращалась в радость именно Ее заступлением! Главное – Ей молиться.

В истории Руси молитва перед иконой Девы Марии «Знамение» не раз избавляла, по вере людей, при их желании исправиться к лучшему, от междоусобных распрей, нападений врагов, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров. Первообраз иконы «Знамение», Новгородский, явил чудо еще в 1352 году, при эпидемии чумы, и потом не раз она спасала верующий люд от неизвестных болезней. Чудотворные списки иконы, и Абалацкий, и Царскосельский, и Верхнетагильский, тоже являли чудеса по молитвам и вере людей. В том числе перед ними люди исцелялись от чумы и холеры…

***

– В нашей стране не раз случались серьезные проблемы и военного, и кризисного характера, – говорит владыка Евгений. – Можно вспомнить 1812 год – нашествие Наполеона, 1709 год – Полтавскую битву и войну со шведами, революцию 1917 года, 1941-45 годы. Всякий раз причина того, что на нас кто-то нападал и побеждал, заключалась не в силе врагов, а в нашей немощи и слабости. И сегодня причина того, что мы наблюдаем, кроется не в силе какого-то вируса, не в силе каких-то заговорщиков, а в нашей духовной расслабленности.

Если мы просто будем бороться с нынешней заразой земными средствами и ее победим – другая придет, а потом – третья. Нам же, чтобы преодолеть постигшее испытание, надо укреплять духовный иммунитет. А единственным реальным укреплением для него является правильность, праведность жизни, если еще проще сказать – исполнение заповедей Божьих.

Их мало, они просты и понятны даже ребенку. Когда народ их исполняет, Бог дает народу освящение – силу противостоять напастям и побеждать их. А если народ их не исполняет, то сила народа, благодать Божья, отнимается. И тогда даже самый маленький комарик, самая маленькая бацилла может поражать не только один народ, а все народы вместе взятые.

Надо смотреть не на последствия, а на причину происходящего. А она в том, что количество зла в нашем народе превозмогает все пределы долготерпения Божия. Как священник я могу поставить акцент в сложившейся ситуации именно на этом.

И еще прошу каждого горожанина услышать призыв святейшего патриарха Кирилла – к сугубой молитве. Молиться можно чтением Евангелия, чтением Псалтири, Иисусовой молитвы или той особой молитвы, которую мы возглашаем на литургии. Главное – чтобы эта молитва была.

***

Мы снова едем по Тагилу. Улица Индустриальная переходит в Металлургов. Проезжаем храм преподобного Сергия Радонежского. Поворачиваем на Балакинскую и возвращаемся снова на Индустриальную, уходим вглубь к Восточной. Этот район города хорошо известен только рулевому.

– Отец Василий, – кивает он в сторону. – Проезжаем детскую больницу. Здесь деточки сейчас лечатся.

– Да?! Пресвятая Богородице, помогай нам! – отец настоятель в который раз осеняет иконой темную глубину городских улиц.

Мы выезжаем на улицу Космонавтов и отправляемся по Верней Черепанова к Серебрянскому тракту. Путь – в сторону Горбуново.

Жилые дома и корпуса предприятий на несколько километров сменяет невозмутимо спокойный лес.

«Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая. Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения. Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая. Радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая; радуйся, бурем напастей повелевающая».

Молитва продолжается. Город ограждается и освящается.

***

– Сейчас большинству тагильчан приходится находиться дома, и это непривычно, долго. Многие уже устали. Как можно всех подбодрить?

Можно вспомнить один замечательный пример: сто лет назад наш народ загнал в изоляцию одну добрую, праведную многодетную семью – императора Николая II, его супругу и пятерых детей. Их изоляция началась в Царском Селе, потом продолжилась в Тобольске, затем – Екатеринбурге, в доме Ипатьева. Сохранились многочисленные свидетельства об отношениях между ними в этот трудный период жизни. Стоит их прочитать. Они находились в изоляции – и не в самоизоляции, а в принудительной. При этом какая радость, красота, доброта и благородство отношений, какая взаимопомощь царили в этой семье! Их образ поведения – это икона семьи, образец для нас. Я очень рекомендую познакомиться с тем, как святые люди находятся в изоляции – святая семья. И – поучиться у них, помолиться им о том, чтобы те непривычные, травмирующие нас условия жизни мы не превращали друг для друга в ад, но чтобы были способны подняться ввысь до высоты их отношения и к обстоятельствам, и друг к другу.

***

Последний отрезок пути молитвенного объезда города – Горбуново и Гальянка. По Горбуновской улице проезжаем мимо Никольского храма. Черноисточинское шоссе переходит в Октябрьский проспект, потом – в Уральский.

Здесь мы почему-то наконец замечаем одинокие светящиеся окна в высотных домах. Большинство горожан, как видно, спит. Но кто-то, – это мы так надеемся втайне – быть может, тоже молится в этот трудный для города и страны момент! Ночью – когда тишина и внешняя, и внутренняя способствуют особому вниманию. Когда в молитве особенно остро переживается присутствие Божье.

А кто-то, быть может, на спит у кроватки беспокойных детей. Или только пришел с работы или собирается в ночную смену – есть ведь и такие люди. В общем, нас эти светящиеся окна порадовали. Мы даже сказали об этом друг другу вслух.

Стрелки часов уже отметили половину второго часа ночи. Наш путь завершался в начальной точке пути, Свято-Троицком соборе.

Сторож открыл ворота: под своды храма возвращалась икона Той, что освятила сегодня Нижний Тагил и, как мы верим, одних утешила, в сердца других всеяла благое беспокойство, третьих побудила задуматься, так ли мы живем, как надо для чистоты совести и полного счастья – не только личного, но и общественного.

Через полчаса мы будем дома. Доброй ночи, Тагил!

***

Сегодня в полночь, и завтра – тоже, и – потом, город снова и снова будет освящаться ночной молитвой, посильной жертвой обычных земных людей. Очередным крестным объездом священников тагильских храмов со списком чудотворной иконы «Знамение» Верхнетагильская.

Дай Бог, молитвенников в нашем городе с каждым днем будет все больше и больше. Дай Бог, что мы будем искренне молиться и о собственном исправлении, и о благе народа в столь непростое время – время проверки на прочность, время особенного покаяния. Что будем при том прилагать усилия над собой, чтобы меняться к лучшему.

Молитва иконе Божией Матери «Знамение»

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Господу во время морового поветрия (эпидемии)

Го́споди Бо́же на́ш! Услы́ши с высоты́ свята́го Твоего́ Престо́ла на́с, гре́шных и недосто́йных рабо́в Твои́х, бла́гость Твою́ греха́ми свои́ми прогне́вавших и милосе́рдие Твое́ удали́вших, и не взыску́й с рабо́в Твои́х, но отврати́ стра́шный гне́в Тво́й, справедли́во на́с пости́гший, прекрати́ па́губное наказа́ние, удали́ стра́шный ме́ч Тво́й, неви́димо и безвре́менно на́с поража́ющий, и пощади́ несча́стных и сла́бых рабо́в Твои́х, и не обрека́й на сме́рть души́ на́ши, в покая́нии прибега́ющих с истомле́нным се́рдцем и со слеза́ми к Тебе́, Бо́гу Милосе́рдому, мольба́м внима́ющему и переме́ну подаю́щему. И́бо Тебе́ принадлежи́т ми́лость и спасе́ние, Бо́же на́ш, и Тебе́ славосло́вие прино́сим, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О том, как семья императора Николая II (святые Царственные Страстотерпцы) переживали свою вынужденную изоляцию (домашний арест в течение года и четырех месяцев), можно прочитать здесь:

Пьер Жильяр. «Император Николай II  и его семья».

https://www.litmir.me/br/?b=115267&p=43

Баронесса София Буксгевден. «Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Феодоровны, императрицы Всероссийской».

http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/691153-8-vencenosnaya-muchenica-zhizn-tragediya-aleksandri-feodorovni-imperatrici-vserossiyskoy-russkiy-hronograf-moskva.php

И на портале http://царская-семья.рф/

Новости, Новости епархии | 10 апреля 2020

Вам может быть интересно: