Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…
24 марта в Свято-Троицком кафедральном соборе состоялось собрание участников Библейского кружка под руководством священника Виталия Ярмулика. На этот раз обсуждали тему: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» (Мк. 4:21-25, Лк. 8:16-18)
«И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Мк. 4:21)
Слова простые, про свечу, кровать и т.д. Для того ли приносится свеча? В древности электричества не было и со свечой было всё понятно: поставишь под кровать, и кровать сожжёшь, и толку не будет от неё, как от источника освещения. А ставишь повыше, чтоб свет распространялся больше, на всех. Но разве Господь здесь даёт инструкцию как пользоваться свечой в случае, если стемнело на улице, или Он что-то другое хочет до нас донести? Расскажите, как вы понимаете о свече, о подсвечнике? Слушатели высказали свои предположения: Свет – Свет Христов, Евангелие Царствия Божия. Как миссию человек должен нести Его, раз зажегшись Им, светить всегда, светить везде;Человек должен гореть верой, светить, быть светильником; Свеча — это вера, которую скрывать не надо; Свеча – это Христос, а подсвечник — это мы.
— А кровать, что это такое? А сосуды здесь описываемые? Какие ещё есть варианты? Вот мы как люди, всегда ли соответствуем этому примеру, который Господь приводит, что свет нашей веры должен быть открыт, всегда ли мы стремимся быть доступными и открытыми? Или мы больше стараемся сохранять в себе человека внутреннего, как у нас обычно бывает? И можно ли вообще быть открытым? Где эта грань: кричать я верующий или тихо светить?
И вновь возникли мнения: у всех по-разному; в разумности; грань должна быть, чтобы держать ориентир; когда не спрашивают, молчать, не надо метать бисер перед свиньями; конкретный вопрос есть у человека, надо давать конкретный ответ.
Граничить с безумием не надо, но и скрывать себя не надо. Мы должны быть светом – огнём, не в плане сжигания, а в плане свечения потому, что каждый христианин — это ориентир.
«Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам». (Митрополит Антоний Сурожский)
Быть духовными маяками, потому что веру мы приняли апостольскую. Приняв её, мы приняли посланничество. Апостол — это посланник. И оно начинается от ближнего круга до любого человека, встретившегося на нашем пути. Быть посланником — наша задача. И свеча — это и Христос, и вера. Смысл таков, что если свет веры загорелся в тебе, значит он должен работать. Даже на начальном этапе – «стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». (прп. Серафим Саровский). Стяжание — это тоже миссия: ты можешь книг не писать, нигде не выступать, но при всём при этом, просто зная о твоём существовании, люди будут какому-то примеру научаться.
Жизнь наша христианская должна быть открыта, но не нараспашку – не просят не говори, спросили, знаешь, расскажи, не уверен, направь к батюшке…
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:22)
«Что бы кто ни делал втайне, доброе или злое, все обнаружится и здесь, и особенно — в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти». (блаженный Феофилакт Болгарский).
А ложь во спасение бывает? Ложь, что это? Это грех. Подставляем, получается: «Грех во спасение» — нет, такого не бывает, грех ведёт в другую сторону! Умирающему человеку можно врать, что у него всё хорошо? А, может, он упустит время на покаяние? Лжи во спасении быть не может и причины две:
1. Отец лжи – дьявол (клеветник).
2. Шило в мешке не утаишь. Семья или отношения, строящиеся на вранье – лучше бы вообще не начинались.
«И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим». (Мк. 4:24)
«Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, — говорит, — что слушаете; не опускайте ничего сказанного Мною. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам», то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения». (блж. Феофилакт Болгарский).
Бог судья, но суд Его основан на Любви. Человеческая справедливость — это одно пополам, а Божественная — совсем другое, Он руководствуется пользой для души.
В процессе беседы возник вопрос: «Действительно ли вне Церкви нет спасения?»
Если рай представлять, как райский сад и дом, где все живут и радуются, то встаёт вопрос: неужели жалко Богу пристроить ещё один подъезд для моих друзей безбожников? Не жалко, просто друзьям-безбожникам будет так тяжко там находится. Они при жизни-то видеть и знать Его не хотели, а тут их поселяют с Ним в вечность – это для них каторга. Даже лучше сказать, это как для человека с больными глазами смотреть на снег – больно, первая мысль убежать в темноту…
Поэтому Господь судит по милости и справедливости.
Нам не надо думать, кто и где будет, надо думать куда мы попадём сами. А вот какой мерой мерим в отношении с близкими – такой и нам отмерят.
«Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». (Мк. 4:25)
Звучит несправедливо. Тут важно определить, что имеет и что добавлено будет.
«Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается». (блаженный Феофилакт Болгарский).
Батюшка призвал слушателей внимательнее изучать Священное Писание, потому что в каждой, казалось бы, мелочи или маловажном на первый взгляд моменте кроется глубинный смысл, который Господь хотел донести до нас. Однако возник резонный вопрос в аудитории: «чем изучаешь дольше Евангелие, тем дальше чувствуешь себя от Царствия Небесного. Это нормально?»
На что отец Виталий ответил: «Мы же читаем Евангелие, чтобы познать как жить по-христиански. А, познав, спросить себя: живу ли я так? И исполняемое восполнить, а несовершенства исправить. Не надо бояться несовершенства жизни, бойтесь отчаяния в Спасении. Как открыто было преподобному Силуану Афонскому — «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
О времени проведения следующего занятия мы сообщим в ближайшее время. Следите за анонсами на сайте Нижнетагильской епархии.