Слово епископа Евгения в Неделю Крестопоклонную
22 марта 2020 года, в третью Неделю Великого поста, Неделю Крестопоклонную, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Божественную Литургию по чину святителя Василия Великого в храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в городе Нижняя Салда.
По окончании Божественной Литургии Владыка Евгений обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским наставлением.
«Сегодня день памяти сорока мучеников Севастийских, сорока молодых людей, талантливых, сильных, которых поставили перед выбором: если вы веруете во Христа, если вы в Церкви — вы умрёте, а если вы отречётесь от Христа, от Церкви – продолжится ваше биологическое существование.
Мы сегодня прославляем их за то, что они сделали этот выбор. Мы прославляем их деяния, которыми они освятились и вошли в Небесные обители. Для нас это важно сегодня, потому что времена сейчас очень тревожные, и в то время, когда у христианина в уме, в его сердце должен быть приносящий радость, утешение и укрепление Господь наш Иисус Христос, до нас доносятся совершенно другие звуки, другие слухи, и мы видим совершенно другие реалии.
В последние дни [я] размышлял над тем, что же мы слышим вокруг себя? Да, действительно проходят какие-то моры вокруг нас, и уже среди нас. Люди умирают, и это распространяется. Мы переживаем, что рано или поздно и до нас дойдет. И вспоминаются слова из Святого Евангелия от Луки, где Господь, уже перед Своими страданиями, обращается к ученикам, говорит о последних временах, о том, что будут великие знамения на небесах и будет великое уныние народов, и люди будут умирать от ожидающих их болезней, несчастий, потрясений, будут умирать только от ожидания, и будет великое уныние и какое-то угнетенное ожидание.
Мы сегодня смотрим на Крест, на котором распят Богочеловек, сегодня мы смотрим на икону, на которой умирают 40 святых людей. Мы не обливаемся слезами, мы не унываем, не говорим: «Ой, только бы с нами этого не произошло!» Из года в год мы говорим о том, что, Господи, дай нам сподобиться, дай нам прожить христианскую жизнь с совестью чистой, с любовью ко Господу, к людям, как исполнение нашей христианской жизни.
Что же нам унывать? Неужели мы сомневаемся в том, что Господь, который управляет всем миром, каждой букашкой, каждым нашим волоском, что Он недоглядел, не рассчитал, и потому какой-то вирус проник на нашу Землю, проник в наших людей? И Он теперь не знает, что делать, и мы не знаем, что делать? Он прекрасно знает, что делать. Но если внимательно посмотреть на то, что происходит вокруг нас, то можно нарисовать такую картину: Господь Бог, который держит на руках весь мир, каждого из нас, Он держит, а мы как дети неразумные хлещем Его по этим рукам. Мы говорим: «Уйди, ты мешаешь нам жить».
Сколько раз эти слова произносятся, произносились за прошедшие дни, месяцы и годы. Мы не будем говорить о далеких 17-х, 18-х, 30-х, о последующих годах прошлого и нынешнего столетия. Сегодня нельзя прийти в европейскую школу, нося на груди крест. Нельзя, потому что, как говорят, этим ты можешь оскорбить людей других национальностей, других вер. Столько столетий, тысячелетий никто никого не оскорблял, люди прекрасно жили, и ходили в одни школы, а теперь нельзя, нельзя упоминать имя Божие в общественных местах. Но зато можно извращать образ Божий, который есть в человеке: родитель номер один, родитель номер два и родитель номер три — это уже норма для тех мест, где сегодня люди изнывают от этого мора, который к ним пришел. Можно долго перечислять, какое издевательство над человеком и Богом происходило и будет происходить по сей день, когда Господь, только на какой-то миллиметр, подвинул Свою руку, которой держит всё, и люди почувствовали это, но еще не осознали того, что это вразумление, призыв к покаянию: покайтесь, всё пройдёт, Господь даст вам исцеление. Но об этом, к сожалению, ниоткуда, ни из каких источников к нам не приходит, никаких слов об этом не говорят.
Мы не будем говорить за весь мир, но скажем только за нас, за Церковь, за людей, которые понимают, что происходит, за людей, которые понимают, зачем живем, ради чего живем и понимают, как должны жить особенно сейчас, в дни Великого поста. Для нас большое утешение, что мы дожили до сегодняшнего дня и имеем возможность поклониться древу Христову.
Помните, что 14 августа совершается праздник Кресту Господню в воспоминание того, как в Константинополе были летом, в летние дни моры, разводились всяческие заразы, от которых люди болели и умирали. И ничего сделать нельзя было и никакого лекарства придумать. Возносили Крест Господень из храма, ходили крестным ходом, освящая пространство вокруг себя и самих себя, постились, приносили покаяние, и эти моры утишались. Поэтому вот сколько праздников уже растворилось в пластах истории, а эти события вспоминаются каждый год до сегодняшнего дня, потому что в нём колоссальная сила.
Сколько столетий назад, тысячелетие жили и пострадали мученики Севастийские. Мы вспоминаем их, потому что они поставили приоритеты и не говорили: как же так, мы сейчас пойдём в воду, простудимся, умрём от воспаления лёгких, нельзя так. Нет. Они понимали, что на одной чаше весов — их жизнь и скорая смерть, а на другой — их вера и вечная жизнь. И они сделали правильный выбор. И нам тоже надо делать правильный выбор каждый день, не обесценивать ни силу Честнаго Животворящего Креста, ни предстательство святых, ни забывать, что у каждого дома есть Святая крещенская вода, которую с благоговением нужно принимать. У каждого в сердце должна быть вера, вера, которой мы должны утешать людей, которые находятся рядом с нами, они не имеют этой веры, они изнемогают от уныния.
У каждого из нас на груди и в храме крест Христов. Это великая сила. Надо помнить, надо ограждать себя крестным знамением, быть готовым, если Господь призовет нас сегодня от какой-нибудь болезни, не только от этого страшного слова, которое сейчас все называют, надо быть готовым с радостью, с благодарностью за проведенную жизнь предстать пред Господом.
У нас есть Честные Животворящие Таины Тела и Крови Господних, которые мы принимаем. Что такое причастие? Мы принимаем из рук Христовых Самого Христа. Представляете, это Те руки, через которые мертвый юноша, сын вдовы, ожил, Те руки, которые прикасались к прокаженному, и прокаженный становился абсолютно здоровым человеком. Тот голос, который мы слышим в храме за богослужением, это голос Христов, Который сказал: Лазарь, восстани — и уже разлагающийся мертвец ожил. Вот Кого мы принимаем, к Кому прикасаемся. Если у нас вера действенна, то никаких сомнений: куда нам идти в эти выходные дни, что нам делать, кому нам молиться, к каким святым прибегать — никаких вопросов не будет. Поэтому сегодня замечательный день, встреча нас друг с другом в храме Господнем. И дай нам Бог не бояться, не унывать, не издыхать от этого уныния, а делиться этой благодатью, этим благовестием с теми, кто рядом с нами, с теми, кто ещё не имеет такой веры, такого упования. Помоги нам Господи!»