«Для того чтобы стать святым человеком, нужно в жизни своей увидеть святого человека»
Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском соборе Невьянска.
По завершении вечернего богослужения Владыка Евгений обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
«Канон преподобного Андрея Критского закончился. Он великий и глубокий. Завтра и послезавтра уже не будет читаться канон преподобного Андрея. И то богатство, которое Церковь нам хочет передать, она передала, а вот приняли мы или нет — вопрос к каждому из нас. Насколько желали, насколько искали, насколько просили у Господа, чтобы Он приобщил нас к тайне Великого канона преподобного Андрея Критского.
Есть такая простая мудрость в Церкви: что нужно для того, чтобы стать христианином? Кто-то скажет, что нужно в храм ходить, кто-то скажет, что нужно книги читать, а ответ предлагается простой и очень точный. Чтобы стать настоящим христианином надо в жизни встретить настоящего христианина и пообщаться с ним. Для того чтобы стать святым человеком, нужно в жизни своей увидеть святого человека, пообщаться с ним. И тогда этот огонек передаётся от одного к другому.
Сегодня непросто явным образом встретить святого человека. Святые так не приходят: «Здравствуйте, я святой, давайте я вас научу». Но Церковь нам даёт возможность познакомиться, встретить святых людей. С этого места — с амвона — священник рассказывает нам о житиях святых, о подвигах святых, о земной жизни Спасителя. Но, наверное, глубже всего самая яркая возможность связана с этим начинанием.
Попытайтесь прочитать житие святого преподобного Андрея Критского. Мы читаем житие, но там нет ничего такого, что могло бы перевернуть наше сознание. Благочестивый юноша желает стать монахом, желает учиться, учится у одних учителей, у других, идет в монастырь, становится священником, потом епископ, живет долгую жизнь и либо в 75 или 85 лет (расходится историк) он отходит ко Господу. Что нас может здесь так зажечь?
А вот то, что открывается в дни Великого поста! Это не то, когда жил, где отслужил, когда умер — это обычно рассказывается в житиях святых. А вот то, что в каноне преподобного Андрея Критского, то, о чём он дышал, то, о чём он думал, то, о чем он плакал, то, чем горела его душа, и это открывается нам в эти четыре вечера, открывается по-разному. Канон называется Великим, потому что он большой. В нем, без малого, триста тропарей — триста воздыханий, восклицаний, которые разделены на четыре речи, а на пятой неделе Великого поста мы будем читать целиком и полностью.
Преподобный Андрей говорит о себе: «Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино». Вот, видите, как с каждым именем, разбойник, Петр, мытарь, блудница раскрывается большой сюжет из Нового Завета, это целые истории жизни. Вместе с благоразумным разбойником вопиет преподобный Андрей Критский: помяни меня во Царствии Твоем. Мы помним эту историю, эти события, как уже в последние мгновения своей земной жизни Христос распят на кресте между двух разбойников. Он слышит, как один из разбойников вместе со всеми насмехается над Ним: если ты Сын Божий, то спаси Себя и спаси нас, если ты Сын Божий, сойди с креста. Вот так смеются над распятым Иисусом люди. А другой разбойник его останавливает и говорит: неужели ты не имеешь страха Божия? Неужели ты Бога не боишься? Мы с тобой распяты, как злодеи. Мы с тобой распяты, потому что много недостойного совершили. А Он ничего не совершил, Он безгрешен.
Нам это трудно понять, каково это — быть распятым, что переживал разбойник, когда руки и ноги прибиты гвоздями и ты висишь на этих гвоздях, когда у тебя душа страдает от того, что сейчас закончится твоя жизнь, и больше ничего в твоей жизни — ни покоя, ни сна, ни радости, ни счастья не будет. И при такой боли ему еще хватает сил, чтобы беседовать, обсуждать что-то. И вот разумный разбойник, о котором пишет Андрей Критский, он говорит, что как разбойник я Тебе, Господи, вопию, помяни меня во Царствии Твоем.
Не говорит благоразумный разбойник, что Ты меня сними с креста, он не говорит, что когда-нибудь Ты там спаси меня и введи в Твое Царство. Он просит: когда-нибудь не забудь меня, хоть чем-то утешь меня в том ужасном адском пребывании, в котором я буду находиться. Что он слышит от Христа? Он не говорит, что когда-нибудь Я вспомню, может быть облегчу твое существование. Он говорит: сегодня же, сейчас ты со Мной будешь в раю.
Какой контраст! Человек, который прожил свою жизнь, делая только зло. И кроме убийства и воровства, у него было еще много пороков и один этот вопль искренний, от сердца умилостивил Бога, дал Ему возможность сказать, что сегодня же ты будешь во Царствии Моем, Господь его простил.
Преподобный Андрей от сердца вопиет вместе с разбойником: помяни меня во Царствии Твоем — и нас призывает к этому. Смотреть на себя грешного, увидеть свое зло, увидеть свои грехи, увидеть свое уныние, отсутствие в сердце молитвы. Увидеть это и возопить. Только одним воплем спасся разбойник. И нас призывает преподобный Андрей Критский вопить: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Когда мы будем на Литургии, когда мы будем читать Евангелие.
Сейчас мы будем говорить не о разбойнике, не о блуднице, не о хананее и не от других людях, о которых говорит преподобный Андрей. Но один тропарь, три слова, четыре слова — оно может принести столько пользы для нашего ума, для нашего сердца, что у нас появится желание жить, как у детей появляется желание быть героем, настоящим гражданином. Так и нам должно загореться желанием сегодня, сейчас, в сегодняшний вечер быть христианином, как подобает жить святому человеку.
Господи, помоги нам, возгрей в нас желание пройти сегодняшний вечер, завтрашний день, Великий пост, а потом, Бог даст, и всю жизнь свою вот в таком устроении, чтобы ковчег в нашем сердце построился, чтобы Господь услышал наши вопли и нас принял как разбойника во Царствии Своем. Господи, помоги нам в этом!