Город святого Лазаря
На сайте Скорбященского женского монастыря продолжается публикация путевых записок о паломничестве на остров Кипр. Первая часть путешествия уже была размещена на сайте Нижнетагильской епархии — Золотой лист, плывущий в морской синеве.
Под крылом самолета гладь моря. И солнце… Оно встретило паломников и спряталось на несколько дней! Древний Китион теплом не радует.
Февраль на Кипре – мертвый сезон: пляжи пусты, туристов мало. С моря, неутомимо делающего свою работу и выбрасывающего на берег тонны черных водорослей, дует пронизывающе холодный ветер. Почему-то вспомнился рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»: американский миллионер купил дорогое мировое турне, чтобы отдохнуть от «трудов праведных», но Италия, в которой лишь два десятка пасмурных дней в году, теплом и солнцем его не утешила. Не в человеческих силах разогнать тучи над Средиземным морем!
Впрочем, святая кипрская земля и Ларнака (ударение на первом слоге) дарят тепло совсем по-другому.
«Все дороги ведут к храму» – эта расхожая русская фраза неожиданно видоизменяется в Ларнаке: иди по берегу моря, по набережной, построенной пару лет назад и отвоевавшей у морской стихии с десяток метров, – и обязательно попадешь к храму в византийском стиле, одному из трех, сохранившихся на Кипре после владычества мусульман. Это храм святого Лазаря – друга Христова. Находится он в турецком квартале, где много нежилых, с заколоченными дверями и окнами, разрушающихся домов. Но с ними ничего нельзя сделать, разве что поставить подпорку для падающей крыши. Турки-киприоты эмигрировали, но их собственность неприкасаема. Все это земное, преходящее как будто бы перестает существовать перед лицом великой тайны.
История воскрешения Лазаря, трогательная до слез, на одной из икон храма, уставленного стасидиями, в том числе и именными. Господь торопится в Вифанию, чтобы воскресить своего друга, брата Марфы и Марии… Четверодневного, лежащего во гробе – в пещере, уже смердящего… Одно слово Иисуса Христа – и повернуто время вспять, преодолены законы земной жизни – и мертвый стал живым, как мы с вами. А еще – Христос плакал о нем… Это большая тайна. Спаситель будет плакать в день торжественного входа в Иерусалим, а через несколько дней в Гефсиманском саду, молясь до кровавого пота о Чаше и прося Отца Небесного: «Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Но первый раз плакал о друге…
История воскрешения Христом Лазаря Четверодневного, мощи которого почивают в главном храме Ларнаки, удивительна вдвойне, когда вспоминаешь «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Соня Мармеладова читала несчастному убийце Родиону Раскольникову это место из Евангелия, и дрожал, и рвался ее голос от слов Марфы: «Господи! я верую, что ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27).
На иконе Лазаревой субботы обвитый погребальными пеленами выходит из гроба, чтобы умереть вновь. После воскрешения Лазарь, который никогда не улыбался, прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году. Часть святых мощей его здесь, у входа в храм, в серебряной раке. Другая часть мощей почти тысячу лет назад была перенесена в Константинополь, а после одного из крестовых походов оказалась в Марселе, но была утеряна. Глава же святого Лазаря была обретена на Кипре совсем недавно, в 1972 году, когда во время ремонта открылся мраморный саркофаг с надписью по-гречески φίλος («друг»).
Гробница святого Лазаря — друга Христова
У мощей друга Христова всегда народ. Приезжают и большими группами, и поодиночке. Подолгу молятся. Вот греческий батюшка Михаил отслужил молебен, вся группа паломников усердно вторила ему. Подпевали и мы: «кирие элейсон».
В храме по вторникам и субботам русским паломникам обязательно расскажут историю о том, как Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе (так прежде называлась Ларнака), так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его, «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:11).
Валерий Александрович Зыков, руководитель Русского православного образовательного центра, делится с паломниками недавней историей: в 1996 году прибыли на остров американцы, чтобы исследовать на подлинность мощи святого Лазаря. Экспертиза, которой много лет сопротивлялся епископ Китийский Хризостомос (Махериотис), не потребовалась: по храму, полному верующими, разлился аромат, а все три иконы и гробница Лазаря замироточили.
В храме святого Лазаря есть кусочек России. Смоленская икона Божией Матери, подаренная царем Алексеем Михайловичем Тишайшим, почитается как чудотворная. К ней постоянно притекает киприоты, так же как и к иконам святой великомученицы Параскевы, святого Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца.
Смоленская икона Божией Матери — дар из далекой России, икона всех кипрских святых и икона святой великомученицы Параскевы
Храм святого Лазаря напоминает нам и о посещении Кипра Пресвятой Богородицей. Печаль святого Лазаря о том, что он больше не увидит Пресвятую Деву, повела Ее в путь. Лазарь послал в Святую землю корабль, чтобы привезти Ее на Кипр вместе с Иоанном и другими учениками. Но Китион не принял корабль. По Промыслу Божиему начался шторм, и корабль отнесло в Эгейское море, в Грецию, к берегам святой Горы Афон, где Дева Мария обратила язычников. И умоляла Своего Сына о тех, кто в будущем будет здесь «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим. 6:2). После Афона Божья Матерь доплыла до Китиона, где встретилась со святым Лазарем и подарила ему архиепископский плащ, шитый ее руками. На святой земле эта встреча воспринимается как ныне происходящая. Киприоты почитают Божию Матерь, Ее Успение является государственным праздником, выходным днем.
Дорогой от пристани, по которой шла Пречистая, по которой шли к дому святого Лазаря апостолы Павел, Варнава и евангелист Марк, мы прошли много раз, и улица эта становилась все короче, а храм все ближе.
Не так давно в храме святого Лазаря начался пожар. Об этом напоминают немного обгоревшие иконы верхнего яруса барочного иконостаса XVIII века. Пока вызывали пожарных и молились о спасении храма, огонь прекратился сам собой – и ничего заливать не пришлось. На вопрос: «К чему бы это?» – прозвучал неожиданно веселый ответ настоятеля: «К ремонту».
Начавшийся в храме святого Лазаря пожар чудесно прекратился
В гробнице Лазаря, расположенной под алтарем, житель Лимассола Александр (он представился «Саша») коленопреклоненно молился, а потом заговорил с нами на смеси греческого, русского и английского, попросил о нем помолиться.
Здесь киприоты и паломники из других стран берут воду из источника, который забил в день появления в храме американских экспертов, и по традиции оставляют у иконы восковые фигурки: младенца, похожего на советского пупса (значит, случилось долгожданное прибавление в семействе), мужской головы (значит, страдалец избавился от головной боли). В последний день к ним добавилась фигурка руки… Чудеса продолжают происходить!
Икона в гробнице святого Лазаря с восковыми дарами
Здесь же, у гроба Лазаря, познакомились с бывшей жительницей Молдавии. Узнав, что мы из России, Тамара неожиданно стала петь:
Где-то там далеко и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он не раз говорил, беспрестанно твердил:
Слава Богу за скорбь и за радость.
Слава Богу за все, слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь и за радость.
Мы подхватили вслед за ней. Ее внучка лет двенадцати Иулиания тоже запела вместе с нами. Мы, православные христиане, и правда, очень близки друг другу. Святые с радостью соединяют нас.
Имя Лазаря связано еще с одним преданием и достопримечательностью города. В пригороде Ларнаки расположено Соленое озеро, куда прилетают зимовать красавцы фламинго. Обычно летом водоем пересыхает, а в этом году было очень холодно и зимой воды в озере оказалось слишком много – и две птицы погибли. Долго надо всматриваться, чтобы увидеть вдалеке розовые точки. Это фламинго, в парах сохраняющие друг другу верность даже до смерти, стоят в воде и лакомятся креветками, дающими им удивительный окрас цвета заходящего солнца. Когда-то, во времена Лазаря, это место было огромным виноградником. Однажды, проходя мимо и испытывая жажду, он попросил хозяйку дать ему винограда, но получил лживый отказ. Мол, в корзине не сладкие, сочные плоды, а соль. Так озеро стало природным памятником жадности и лицемерию.
Соленое озеро Ларнаки, где зимуют фламинго
Сестра N.
Скорбященский женский монастырь