Как становятся подвижниками?
Пятое заседание киноклуба, открытого при Скорбященского женском монастыре, было посвящено фильму режиссера Николая Досталя «Монах и бес» (2016 г.). Эта картина получила несколько премий на церемониях «Ника» и «Золотой орел», а также Гран-при на Фестивале православного кино «Покров». Фильм заявлен как фантастическая трагикомедия с элементами мистики. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенов сын, который умеет творить чудеса: за час расчистил древний колодец, может плыть на плоту против течения, будучи связанным по рукам и ногам, и прочее. По ходу сюжета зритель понимает, что природа этих чудес вовсе не божественна: в монаха вселился бес по имени Легион, чем и объясняются все странности его поведения. Бес всячески искушает монаха, чтобы сбить его с пути служения Богу. Иван обещает продать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион соглашается и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим, где Иван отправляется поклониться Гробу Господню и насильно увлекает за собой Легиона, после этого бес очеловечивается и теряет магическую силу По возвращении на родину их принимают за бродяг, жестоко секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает от ран. Его душа возносится на небеса, а бес Легион, окончательно уверовав, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником.
Этот фильм вызвал разногласия среди участников киноклуба, которые по-разному оценивали некоторые эпизоды. Например, момент с якобы «продажей души дьяволу» вызвал споры среди обсуждающих: действительно ли монах продал душу, или это был хитрый ход с его стороны: заманить беса обманом в Иерусалим, в Храм Гроба Господня. Ведь после посещения Святой земли бес полостью потерял свою силу, а значит и душу продавать стало некому. Да и не смог поймать Легион душу, отлетевшую от умершего в конце фильма Ивана. С другой стороны, силу-то бес потерял, но ведь бесом быть не перестал, хоть и ушел в конце фильма в тот же монастырь.
Надо сказать, что споры вызвал далеко не только этот эпизод: фильм действительно противоречивый и очень неоднозначный. С одной стороны, игра со злом, заигрывание с бесом ни к чему хорошему привести не может, с другой – чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы главного героя Ивана. Одна из участниц обсуждения произнесла очень важную мысль о том, что без борьбы с бесом нельзя стать подвижником. Священник Алексей Исмагилов согласился – о том, что главная идея фильма – именно борьба. Тяжелая, трудная борьба с бесом, находящимся внутри. Борьба, которую окружающие не видят, но которая помогает духовно расти. При этом бес не старается погубить человека в прямом смысле, физически, он не подвергает его тяжелым испытаниям, а пытается сломить в мелочах и радуется этим победам. Отсюда искушение богато накрытым столом, предложение написать донос и прочие мелочи, которым, кстати, Иван не поддается. Несмотря на то, что бес вроде и помогает Ивану справляться с поручениями, которые дает монаху игумен, тем не менее, Иван в своей борьбе с бесом идет до конца. Если смотреть шире, то эта внутренняя борьба идет у всех героев: у игумена, у монахов, даже у императора, и все они по-разному в ней себя проявляют. Более того, по выражению одной из участниц киноклуба, фильм «пропускаешь через себя», потому что такая борьба с бесом, с искушением может идти и в душе каждого зрителя, и у каждого она своя.
У некоторых участников фильм вызвал неприятие, поскольку может непосвященного зрителя даже отвернуть от православия: монахи показаны комично, игумен также производит не лучшее впечатление, сцена исповеди выглядит и вовсе издевательски. Прозвучало даже слово «антихристианство». Тем не менее, большинство участников киноклуба положительно высказались о фильме. Это, в первую очередь, художественное произведение, режиссерский замысел, и несмотря на то, что в его основу легло Житие Святого Иоанна Новгородского, фильм, конечно, ни в коем случае не каноничен, и с этой точки зрения оценивать его нельзя. К нему нужно относиться скорее как к сказке. Этот фильм снят для богословски неподготовленной аудитории, и комические моменты придают ему изюминку, включены в фильм для того, чтобы вызвать у этой аудитории интерес, иначе массовый зритель просто «не пойдет».
Также прозвучала интересная мысль о том, что отношения Ивана с бесом – это своего рода смирение, ведь герой понимает, что никуда ему от беса не деться. Но при этом православный зритель должен понимать , что и бес может сделать ровно столько, сколько попустит ему Господь. Более того, даже зло, которое совершают бесы, Всевышний способен претворить в добро, идущее кому-то на пользу. Главный подвиг в фильме принадлежит, безусловно, монаху Ивану, а остальные, кто его окружает, им напитываются. Даже игумен, который в начале фильма лжет митрополиту (пусть и из благих побуждений), и вообще выглядит довольно неприятно, к концу исправляется и уже предстает перед нами совсем в другом качестве.
Таким образом, подавляющее большинство участников клуба сошлись во мнении о том, что фильм «Монах и бес», при всей своей неоднозначности, имеет глубокий философский смысл. Это фильм, по выражению самого режиссера о любви. Если рассматривать глубже – о том, что любовь способна вызвать покаяние. Ведь даже бес, оказавшись на Святой земле, потерял свою бесовскую силу и в итоге принес покаяние. И пусть православный зритель знает, что бесы не могут покаяться, но человек — может! Об этом и фильм: прикосновение к Христу исцеляет и преображает, и это-то и есть подлинное чудо.
Евгения Зацепина, прихожанка Скорбященского монастыря