Вопросы семейного образования обсудили участники Рождественских чтений в рамках направления «Христианская семья — домашняя Церковь»
В рамках направления «Христианская семья — домашняя Церковь» Международных Рождественских чтений 26 января 2020 года на восьмой сцене МХАТ им. Горького состоялась работа секции «Семейное образование: практический опыт».
Речь шла о целях и задачах образования и воспитания христианина. Какова роль семьи, как уберечь детей от опасностей современного мира, как вырастить детей с православным мировоззрением и предотвратить отход подростков из Церкви — эти и другие вопросы обсудили участники секции в присутствии гостей из разных регионов России и ближнего зарубежья.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении говорил о проблемах школьного образования. Архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп осветил состояние и перспективы семейного образования на Украине. Грузинский общественный деятель, председатель Грузинского демографического общества XXI Леван Васадзе посвятил доклад роли семьи в образовании и воспитании ребенка. Также была затронута проблема мотивации ребенка к учебе. Художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков акцентировал внимание гостей на культурном воспитании детей.
Выступили и многодетные родители, практикующие семейное образование, — журналист-публицист Андрей Рогозянский и гость из Арзамаса священник Александр Шишков. Они поделились личным опытом, рассказали об успехах и проблемных ситуациях. Заведующая кафедрой педагогики и психологии семейного воспитания МПГУ, профессор, доктор педагогических наук Елена Приступа представила доклад «Современная инфраструктура поддержки семей в Российской Федерации». Директор Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус привлекла к общению с аудиторией своего сына Германа, несколько лет обучающегося на семейном образовании.
Игумения Свято-Тихоновского монастыря в г. Торопец (Тверская епархия) матушка Иоанна (Калашникова) рассказала о том, с какими проблемами приезжают к ней родители школьников, как важно сохранить отношения между родителями и детьми, о пагубном влиянии гаджетов и виртуальной реальности в целом на формирование личности ребенка. Общественный деятель Александра Машкова-Благих объявила о создании Национальной ассоциации семейного образования. Популяризаторы семейного образования в России, советники по вопросам развития домашнего образования Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства Алексей Комов и Ирина Шамолина говорили о необходимости объединения семей и популяризации семейной формы обучения.
***
В соответствии с российским законодательством, семейное образование является одной из форм получения образования и обучения вне образовательных организаций (ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ»), полностью равноправной со школьным обучением. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 44 ч. 3 п.п. 1 и 2) дает всем родителям без исключения право выбрать семейное образование для своих детей. Выбор используемых учебных материалов и пособий, содержание обучения на семейном образовании определяются родителями ребенка. При этом, в соответствии со ст. 44 ч. 1 Федерального закона «Об образовании в РФ», родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Таким образом, семейное образование является доступной для родителей альтернативой традиционному школьному обучению. Многие православные пастыри и педагоги, включая членов Патриаршей комиссии, положительно оценивают данную форму обучения.
В частности, в документе Комиссии «»Не хорошо быть человеку одному…»: православный взгляд на семью и проблемы современности», отмечается: «Важное значение имеет поддержка образовательных усилий семьи. Необходимо помнить, что именно родителям вручено самим Богом попечение о воспитании и обучении их детей, связанные с этим права и обязанности. Усилия православных христиан направлены как на защиту приоритетных прав родителей в этой сфере, так и на поддержку труда родителей в деле обучения детей. Важную помощь семье в этом отношении оказывают православные детские сады и школы, а также объединения родителей, решивших давать своим детям семейное образование».
В рекомендации круглого стола по семейному образованию, прошедшего 20 ноября 2015 года в Общественной палате РФ, указывается: «Семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями. Участники круглого стола убеждены, что семейное образование оказывает существенное положительное влияние на общество в целом. Оно не только отвечает всем требованиям к современным формам обучения, но и создает уникальные возможности для укрепления семьи и связей между поколениями, традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни. Семейное образование содействует повышению педагогической культуры родителей, возвращает семье присущую ей осознанную ответственность за воспитание и образование своих детей, вызывает к жизни различные формы самоорганизации семей. По данным зарубежных исследований, семейное образование также способствует передаче следующим поколениям ценностей многодетного образа жизни, тем самым содействуя демографическому развитию общества. Все эти стороны семейного образования полностью отвечают приоритетам, заявленным в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
По материалам пресс-службы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства