Возобновились воскресные занятия по церковнославянскому языку
26 января возобновились воскресные занятия по церковнославянскому языку. Их тема — «Читаем Всенощное бдение».
После Рождественских каникул возникла необходимость освежить в сознании ход Всенощного бдения, и все собравшиеся в монастырской библиотеке вместе составили план уже изученных частей богослужения, разобрали, когда и почему происходит открытие или закрытие царских врат, каждение алтаря и всего храма, сделали вывод о символизме происходящего за богослужением.
Далее разобрали молитву входа, читаемую священником, прослушали песнопения «Свете тихий» в исполнении женского и мужского хора и прокимны всех дней недели и разобрали их.
Возглас: «Премyдрость, прости» – напоминает нам о том, что сейчас нужно стоять прямо и со вниманием слушать.
Узнали, что такое прокимны перед паремиями: «Аще кому имать быти бдение, или полиелeй, чтyтся паремии прaзднику или святому».
Знакомство с паремиями к двунадесятым, великим праздникам – отдельная тема для занятий, а вот с прокимнами к дням недели мы уже познакомились.
Прокимен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, впереди лежащий) – это несколько раз звучащий стих из псалмов, возглашаемый чтецом и поемый хором перед произнесением паримий. Последовательно прочитывая прокимны, мы смогли сделать вывод, что их содержание связано с наполнением недельного круга богослужений.
А тех прихожан, кто не посещает занятия, просим обратить внимание на последовательность прошений в молитве входа: «не уклони сердeц нaших в словеса или в помышления лукaвствия». Сестры монастыря нам, мирянам, объяснили эту кажущуюся нелогичность.
Как вы думаете, почему на первое место поставлены «слова», а на второе – «помышления»? Есть о чем подумать.