Дом, в который не стучатся…
Дом, в который не стучатся – родительский дом. В родительском доме человек появляется на свет, здесь живут близкие и любимые люди, здесь прошло его детство, здесь он повзрослел. В родном доме он получает первые уроки нравственности.
Когда человек забывает о своем семейном очаге, о родителях, дом умирает, и вместе с ним отмирают корни человеческого рода. На первом в наступившем году заседании литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» мы как раз и говорили о родительском доме. Для примеров взяли три рассказа – «За грибами» Леонида Наумова, «Родительский дом» Сергея Воронина и «Хозяйка» Бориса Екимова.
Два первых произведения повествуют об оскудении и умирании русской деревни. Герои рассказов Пелагея Кондратьевна и Николай Алексеевич, отметили наши гости, уже не надеются на дом: их надежды связаны с землёй, от которой, по их мнению, человек не сможет оторваться. Действительно ли в деревне с середины XX идет необратимый процесс – молодёжь покидает родное гнездо и устремляется в город на поиски лучшей жизни? Слушатели гостиной согласились с таким выводом. «За грибами» и «Родительский дом» написаны в 70-80 годах ушедшего века, и тогда уже деревни опустели. Среди присутствующих были люди с деревенскими корнями, ещё не порвавшие связи с отчим домом. Так вот, они говорили, что сейчас в деревне ситуация за время перестройки усугубилась. Если раньше в деревне не хватало рабочих рук, то сейчас там нет работы. Пелагея Кондратьевна и Николай Алексеевич ещё надеялись на дачников, которые, по их мнению, могут прокормить и себя, и на рынок привезут выращенную продукцию. Но наши участники после жарких обсуждений пришли к выводу, что российскую деревню может спасти только полноценная государственная программа по возрождению.
Людмиле понравился образ Пелагеи Кондратьевны, 87-летней старухи, оптимистки по натуре, сохранившей и крепкое здоровье и светлый ум. Лидия рассудила, что и Николай Алексеевич прав, пришедший в конце концов к согласию с самим собой.
Рассказ Бориса Екимова «Хозяйка» оставил гнетущее впечатление. Особенно эпизод, когда баба Куля умоляет невестку, стоя перед ней на коленях, не выгонять её с родного подворья. Ольга понимает, что поступает «не по-божески», но у неё цель – стать хозяйкой, чтобы новую свою любовь, Михаила, «брать… в дом и лепить новое гнездо…» Эгоистичная, жестокая, бессердечная, жадная – такими эпитетами наградили главную героиню наши гости. Людмила сказала, что Ольга взяла на себя мужскую роль: она всё решает сама, даже за чужого мужа. Возможно, что и первый её муж спился из-за неё. Про таких людей писал поэт Сергей Островой: «Там, где помещается душа, – У них дыра, наполненная тьмою». Александра отметила, что автор сравнивает бабу Кулю с образом Богородицы. Внучка Роза любит бабушку, ласково называя её «бабаничка», просит мать помириться и вернуть старушку в родной дом. Такой отзывчивой воспитала девушку не мать, а баба Куля, высказала свое мнение Надежда. Лариса заявила, что Михаил оказался не таким уж плохим человеком: хотя он и виноват перед женой и детьми, но он сразу бросает Ольгу, узнав, что она выгнала свекровь из дома. Людмила резюмировала: «По русской поговорке на чужом несчастье счастья не построишь. Вот и осталась Ольга одна: дочери ушли, завели свои семьи, Михаил не бросил, слава Богу, жену с детьми. Ольга теперь полная хозяйка над коровой, козами, гусями и курами. Соседи по хутору окончательно от неё отвернутся, и будет она изгоем в обществе. Жаль только бабу Кулю, которая уехала туда, где её никто не ждет».
Этот небольшой рассказ заставляет каждого спросить себя: способен ли я на сострадание, на добрые поступки? Что «там, где помещается душа»?
Заседание было грустным, но такие темы надо обсуждать, чтобы не очерствела душа.