Руководитель Епархиального миссионерского отдела рассказал о Крещении Господнем
19 января Церковь отмечает праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Руководитель Епархиального миссионерского отдела и духовник Православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Нижний Тагил иерей Алексий Бессонов рассказал о Крещении Господнем и о традициях праздника.
19 января Православная церковь празднует один из двенадцати великих праздников. Он имеет 3 названия. Первое – Крещение Господне, мы вспоминаем историческое событие, которое произошло почти 2000 лет назад на берегу реки Иордан. Здесь звучал голос последнего ветхозаветного пророка, который призывал людей подготовить себя к пришествию Мессии. Он говорил «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Многие шли исповедуя свои грехи и погружались в воду. Пришел среди них и безгрешный Господь наш Иисус Христос. Иоанн увидев Его сказал: «Зачем ты пришел ко мне? Мне надобного креститься от Тебя.» Христос ответил: «Оставь ныне, нам надо исполнить всякую правду». И когда Он крестился – разверзлись небеса и Дух Святой, в виде голубя, сошел на Него и раздался голос Отца: «Это Сын мой, в Нем мое благоволение».
Второе название – Богоявление. Потому что Иисус Христос явил Себя людям и потому что Бог открыл Себя, как святую Троицу. Отец свидетельствует, Дух сходит в виде голубя, а Сын стоит в реке Иордан.
Третье название праздника – Просвещение или праздник Света. Потому что в этот день в древней Церкви уверовавшие принимали таинство Крещения и для них это переход от тьмы к свету, от греховной жизни к жизни с Богом.
В праздник Крещения дважды совершают великое водосвятие. Обычно, первое — во время сочельника перед праздником Крещения, когда освящается вода в купели, стоящая посредине храма. А во второй раз она освящается непосредственно в сам праздник Крещения, в водоеме недалеко от храма. Во время морозов в эти дни прорубают «иордань», такую полынью в форме креста, рядом обычно ставят аналой и деревянный крест.
После литургии к этой проруби люди идут крестным ходом, священник служит молебен и три раза опускает в воду крест, испрашивая на воду Божие благословение. После чина освящения вода уже становится крещенской, люди умываются ею, желающие могут также окунуться в проруби, хотя это не обязательно.
В народе считается, что полноценное окунание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов. На самом деле, это заблуждение, обряд купания относится только к народным, но не Церковным, традициям и обрядам.
Без воды мы не можем жить и мы не ценим этот Дар, когда она у нас есть. Набирая святую воду будем помнить, что Господь нам дал множество даров, и самый прекрасный Его дар – это жизнь. Начнем же в этот день, ценить этот дар, преображать его и поблагодарим за него Бога.
Пусть Крещение Господне станет для нас праздником радости покаяния, освобождением от грехов.
Пусть Богоявление станет для нас праздником радости Веры, познанием Бога.
Пусть Просвещение станет для нас праздником радости добродетельной жизни и люди видя ваши добрые дела прославят Отца нашего, который на небесах, ныне после и во веки веков.