«Надо трудиться над своим сердцем, если не хотим стать наследниками злодеяний царя Ирода»
11 января 2020 года, в день памяти мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений совершил Божественную Литургию в храме в честь Входа Господня во Иерусалим. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским наставлением.
«Сегодня день, когда Церковь сохранила память о младенцах, которых Ирод убил после Рождества Христова. Историки и Предание церковное говорит о том, что спустя год после Рождения Богомладенца Иисуса Христа, спустя год и четыре дня – двадцать девятого декабря по старому стилю, произошло это злодеяние. Пришла эта мысль, была положена дьяволом на сердце царю Ироду, который не дождался волхвов, который задумался о том, что происходит, пошел советоваться, спрашивать, что ему делать? У него появился конкурент, которой может забрать у него царскую власть. Историки говорят, что Ирод был престарелым к этому времени, в возрасте, он находился у края могилы, и сам это понимал. Но что делает бес с человеком? Он его делает безумным. Сказал бы старец Ирод: «Ну, вот, Слава Богу! Я – старый, отхожу. Родился младенец. Я не проживу тридцати лет, я уже старый. А Он только через тридцать лет получит возможность, хотя бы по возрасту, стать царем. Достойный человек пришел». Но, что делает Ирод? Он начинает проливать кровь вокруг себя. Вот это бесовское безумие находит на него. Он посылает воинов, и они совершенно бесчеловечно убивают младенцев в Вифлееме и его окрестностях. От двух лет и младше. Воины кого-то рассекают мечем, кого-то разбивают о камни, кого-то топчут ногами, кого-то душат. И плач, и рыдание слышатся в Раме, как об этом сказал пророк: «Рахиль плачет и не хочет утешиться». Гробница Рахиль находится в Вифлееме, поэтому пророк сказал, что Рахиль плачет и не может утешиться, потому что нет их.
Не останавливается Ирод на этом и направляет воинов в Синедрион, где находится Первосвященник и иерархи церковные те, которые на вопрос: «Где должен родиться Царь иудейский?», они сказали: «Пророчества говорят в Вифлееме иудейском». И за то, что они поучаствовали в этом, озвучили это пророчество, он убивает их: убивает Первосвященника Геркана и семьдесят членов Синедриона. И на этом не останавливается. Он отправляет своих воинов-посыльных, он думает, что слышал, что родился особый младенец, он не очень понимает кто, но слышал, что родился некто в семье священника Захария и престарелой Елизаветы. Он посылает воинов к ним, к родителям Иоанна Предтече, потому что слышал, что особый отрок родился, и воины требуют, чтоб Захария выдал своего сына. Захария не делает этого, и убивают его между жертвенником и алтарем. Господь сохранил жизнь и душу младенца Иоанна. Ирод в гневе, его гложет эта невыполненная месть. И он слышит, что люди, вокруг находящиеся, видят его безумие, пытаются сказать ему слово: «Ирод, остановись!» Его сестра, его брат говорят: «Ирод, ты делаешь не дело». Он и их убивает, он убивает свою жену, он убивает троих своих сыновей. До такого безумия доходит этот человек. И тогда Господь посылает на него кару: у него отекают ноги, у него начинают ноги гнить, у него слипаются ноздри, он не может дышать через нос, от него издается смрад совершенно невыносимый, и он гниет заживо и, съедаем червями, умирает. Но перед смертью он посылает воинов в тюрьму, потому что в тюрьме содержатся преступники и невиновные – разные люди содержатся в терме царя Ирода, и он говорит такие слова: «Чтобы они не обрадовались моей смерти, пусть лучше умрут». Он понимает, что умирает, он понимает, что люди будут радоваться его смерти, чтобы те люди, которые сейчас томятся из-за его злобы, не обрадовались его смерти, он убивает и их. И одно, и другое зло он прилагает, потому что его сердце преисполнено злом.
Сегодня в Евангелие произносились слова Христовы о семени горчичном. И что это за семя? И почему Господь о нем говорит? «Если веру будете иметь, как это семя, то передвинете горы». В другой притче говорит Господь: «Семя падает в землю и вырастает». Оно маленькое падает, но большое вырастает, и птицы небесные укрываются в нем. Но семена бывают разные: бывают семена благодатные, добрые, от которых мы питаемся, а бывают семена злые, ядовитые. И вот, какое семя попало в сердце человека, начинает там расти и вырастать, то такие плоды человек и приносит. В сердце царя Ирода попало семя дьявольское, семя злое, семя ненависти, семя греха, которое в свое время погубило Адама и Еву и которое разрослось по всему роду человеческому, оно произросло изобильно в сердце Ирода и произвело с ним такое безумие. Мы сегодня слышим и ужасаемся этому безумию, и нам слышать об этом больно, не дай Бог, нам увидеть что-то подобное.
Мы знаем, что есть люди, в сердца которых падает только доброе семя, оно прорастает и производит многие добродетели. А есть сердца, в которые падают и те семена, и другие, и в них идет борьба. Эта наши сердца. И от того, какое семя победит, зависит наше будущее. Либо мы приложимся к сонму убиенных младенцев, убиенных праведников, праведников не убиенных, праведников воскресших, либо праведников, расцветших и воскресших своими делами и славным житием. Либо в нас расцветет семя злобы, а оно небыстро растет, сначала незаметно, а потом так укрепляется, что человек видя себя, начинает ненавидеть себя, он ненавидит свое зло, он ненавидит свой язык, на котором говорит, он ненавидит свои мысли, которые производят постоянное действие, постоянную борьбу в уме и на сердце. Человек ненавидит дела свои, которые он по повелению своих помыслов производит, но он все равно делает, потому что семя укрепилось, корни проросли. Пленили сердце, пленили волю этого человека, и он уже не может не делать этого зла. Впрочем, как и у праведника, в его сердце произросли семена, которые были посажены родителями, духовными наставниками. Семена, которые сам принял человек, читая Евангелие и живя в Церкви. Эти семена добродетели тоже окутывают его сердце и производят такие мысли, такие действия, такие слова и дела, которые праведный человек не может не делать, он скорее готов умереть, чем отказаться от этих правильных и благих дел.
И вот, видя плоды жизни праведных людей, нашего Господа Богочеловека, родившегося Иисуса Христа, совершившего свое Богочеловеческое дело, дела Иоанна Крестителя, Захарии и Елисаветы, и прочих множества святых, зная и видя, читая жития святых и любя их, в нас начинают прорастать эти корешки, эти веточки, и рождаться у кого-то плоды. Если человек не делает этого, то семя тли произрастает в нем. И он уподобляется Ироду, и он не может уже с собой ничего делать.
В эти светлые дни Рождества Христова Церковь нас призывает к радости, Церковь нас призывает к милосердию. И конечно, Господь всегда нас призывает смотреть в свое сердце, что там произрастает – какие растения, какие семена посеяны, какие слова мы слышим, слушаем, читаем, какие слова мы произносим, какие чувства мы испытываем к людям, к миру, и разбираемся, что есть что. Либо пойти на исповедь выдернуть, вырвать из себя эти злые ростки, оставив место произрастать семенам и всходам благодатным. Либо кто-то скажет: «Ну, все так живут. Сейчас все так много говорят, пишут, смеются» и оставит произрастать сорную траву. Все знают, что сорная трава растет быстрее, она задавливает добрые, правильные семена. Всякий, кто огородом занимался, знает, как это происходит, что если его посеять и не прополоть, то все зарастет и хорошего ничего не вырастет. Надо трудиться над своим сердцем, если не хотим стать наследниками злодеяний царя Ирода.
Мы вспоминаем продолжающееся кровопролитие тех младенцев, которых сегодня, сейчас, в нынешний момент убивают на нашей земле свои матери; те кто совершает аборты — совершают дело – Ирода царя. Чем купился Ирод царь? Почему он стал Иродом, что теперь имя нарицательное? Мы не знаем. Но чем покупаются мамы и отцы, которым Господь дарует новую жизнь, дарует сыновей и дочерей, а они принимают решение, как Ирод? Ради чего? Из-за боязни. Ирод боялся, он трусил. И вот эти люди тоже боятся и трусят, что этот младенец, который родится, отнимет у них праздность, отнимет от них мнимую «сладость» их жития, отнимет у них беззаботную пору. Они боятся, и продолжают дела Ирода – убивать. И только покаянием, плачем и добродетельной жизнью можно исправить это злое дело.
Вчера довелось увидеть светлую и отрадную картину. Мы сегодня сокрушаемся, что кто-то делает аборты, бросает своих детей. А в нашем городе живет семья, в которой двадцать один ребенок – приемный ребенок, они растят. Простые люди, не олигархи. Отец работает в муниципальной службе водителем, мать работала швеей, теперь работает мамой. Двадцать один человек, двадцать один ребенок. За свою жизнь они вырастили сорок девять детей. Простые люди. И они не мнят что-то о себе, они не мнят себя святыми, они просто так живут и дарят доброту и полноту своего сердца людям. Кто-то проливает кровь, кто-то бросает своих детей, отказывается от них и идет в страну далече, а кто-то несёт на себе тяготы других, и этим спасает свою жизнь. Хотелось бы пожелать в эти светлые дни, искать правды, а найдя ее, взращивать и делать благие, добрые дела. С Рождеством Христовым!»