Фантастический реализм Дино Буццати
Последнее в уходящем году заседание Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» было посвящено творчеству странного и печального итальянского прозаика XX века Дино Буццати.
Завсегдатаям нашей гостиной имя этого автора не было известно. Между тем в Италии Буццати считается одним из крупнейших современных писателей. Его произведения включаются в школьные хрестоматии. Чем больше времени проходит после его смерти, тем более современным он кажется.
Журналист, писатель, художник… Дино Буццати одинаково комфортно ощущал себя в разных профессиях. Аристократ по духу, он стоял в стороне от политических веяний и литературных направлений. Боготворил свою мать, любил животных, наделял природу таинственной душой. Познакомившись таким образом с краткой биографией писателя, наши гости рассмотрели несколько его необычных картин, опубликованных в интернете.
Творчество Буццати парадоксально, фантастично, но, как ни странно, оно не оторвано от реальности. Его, как писателя, волновали проблемы современной техногенной цивилизации, неумолимый бег времени, экологические вопросы, а главное, что такое человек и его судьба в нашем мире. Краткий обзор произведений проиллюстрировал главные темы и особенности творческой манеры автора.
«Татарская пустыня» считается вершиной творчества мастера. Это роман о времени, съедающем жизнь, о том, как человек может сохранить свою душу даже перед роковой неотвратимостью времени. Одна из слушательниц сказала, что и мы точно так же, как герой романа офицер Дрого, живем какими-то мечтами, которые то ли сбудутся, то ли нет, и не ценим настоящий момент, сегодняшний день. И настоящая жизнь проходит мимо. Другая гостья отметила, что Джованни Дрого все же достойно встретил смерть и увидел звездное небо.
Проблему ответственности ученого за свои открытия увидели слушатели в рассказе «Свидание с Эйнштейном», в котором черт, шантажируя ученого, ускоряет научный прогресс. Экологический мотив звучит в рассказе «Как убили дракона». Тоску по утрате народных верований все почувствовали в рассказе «Бука». Страхи нашего подсознания услышали в рассказе «Капля». В рассказе «Коломбр» человек всю жизнь убегает от преследующего его чудовища и только в конце жизни выясняется, что чудовище гонялось за ним, чтобы подарить ему жемчужину. Так и мы, не понимая своего счастья, убегаем от него, говорили наши гости.
Для более подробного обсуждения мы выбрали рассказ «Собака отшельника». Жители городка Тис давно забыли Бога. Даже появление отшельника, поселившегося на развалинах часовни, и ночные чудесные сияния не тронули ничего в их омертвевших душах. И только собака умершего от холода отшельника заставила их бояться Бога. И за несколько лет жители городка меняются к лучшему, выросло новое поколение молодёжи, не знающей прежних пороков.
По мнению присутствующих, отшельник Сильвестро выполнил свою миссию. «Пути Господни неисповедимы, — говорили другие. — Он может и собаку послать для нашего исправления». «Что за наказание – присутствие Бога, если оно тебе не нужно!» — такая фраза звучит в тексте. Присутствие Бога как наказание, отметили третьи, и мы зачастую не совершаем плохих поступков не из любви к Богу, а из страха наказания. У Дино Буццати именно страх наказания пошел на пользу жителям города Тис.
В заключение наши гости пришли к выводу, что итальянский писатель все же верил в человека, как венца Вселенной. И эта вера сделала его Мастером, одним из самых интересных и значительных писателей XX века.