Школа приходского консультирования: «Апостолы и апостольство»
5 декабря в трапезной Казанского мужского монастыря состоялось очередное занятие Школы приходского консультанта, на котором присутствовали консультанты Казанского мужского монастыря и Свято-Троицкого кафедрального собора. На этот раз занятия были посвящены теме «Апостолы и апостольство».
Учащиеся Школы приходского консультанта, вместе с руководителем — Одинцовой Натальей Павловной, опираясь на толкования святых отцов Церкви, разобрали места в Священном Писании, посвященные избранию святых апостолов на служение.
Греческое слово ἀπόστολος переводится на русский язык как «посол». Понимание учеников Христовых как апостолов вытекает из слов Самого Спасителя: «Вот я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Мф. 10:16). Понятное, на первый взгляд, значение этой заповеди не может быть, однако, постигнуто во всей ее глубине, если мы не осознаем, кем именно ученики являются для Господа в Евангелии.
Фундаментальное отношение Христа к апостолам отображено Иоанном: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Что означает в Евангелии быть другом Божиим? Ученики в этих текстах предстают перед нами людьми, в которых очень много человеческого: им знакомо и малодушие, и тщеславие, и даже предательство. Их нельзя назвать героями, в том значении, в каком Божественное избранничество мыслит, например, античная мифология. Однако, в них есть нечто большее, что дороже всякой героики и высокого пафоса: детское, почти наивное стремление быть со Христом, идти за Ним, не зная до конца значения, смысла Его миссии на земле. Это лучше всего заметно на примере слов апостола Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:66). Он произнес это в один из наиболее драматичных моментов Евангелия, когда множество, казалось бы, верных учеников отходят от Христа, не поняв Его слов: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Вряд ли мы можем сказать, что Петр в то мгновение понял своего Учителя, но, в отличие от многих, он смог распознать в этих словах нечто такое, что заставило его, взрослого и здравомыслящего человека, не отступиться, но наперекор всему: логике, людскому мнению, продолжить свой путь со Спасителем.
Таково измерение дружбы в Евангелии: способность, несмотря ни на что, быть со Христом. Таким образом, первое и главное определение апостольства – быть другом Божиим. Эта форма личностных отношений распространяется и на апостольство Церкви: она, в этом смысле, есть «сообщество» друзей Христа, следующих Его путем. Это прекрасно иллюстрируют церковные молитвословия: «В путь узкий ходшии прискорбный, вси в житии крест, яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных».
В свете сказанного становится более понятным смысл послания апостолов. Они призваны не только нести некое религиозно-философское учение, но и открывать людям истину о том, что Бог изволил дать им Себя как Друга и Спасителя, а не в качестве некоего абстрактного Абсолюта, которому нет дела до человека с его скорбью и радостью, отчаянием и счастьем. В этом суть апостольского и христианского служения в мире. При всех своих несовершенствах мы продолжаем нести человечеству свет Бога, который есть Любовь. Это означает и определенную форму отношений между нами, как христианами: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).
В словах, сказанных апостолом, приходит Сам Христос: «Кто вас принимает, принимает Меня» (Мф. 10:40). А через Него мы входим в общение с тайной троического бытия: «Кто принимает Меня, тот принимает пославшего Меня», ибо «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Посланничество учеников неотделимо от события Пятидесятницы. Сила и жизнь апостольского слова есть сила и Жизнь Святого Духа: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Пятидесятница, в этом смысле, есть, прежде всего, чудо озарения Духом, чудо понимания рыбаками последних пределов смысла истории человечества, Космоса, мира горнего и мира дольнего. Поэтому центральное служение Церкви состоит, как не абсурдно бы это прозвучало, в самом факте ее бытия, задуманного Богом от сложения мира. Через нее проходит альфа и омега истории, в ней Господь, через Евхаристию единит Себя со всем творением, через нее люди озаряются знанием божественного.
Приходской консультант находится в притворе храма во время богослужений, и отвечает на различные вопросы как людей впервые пришедших в храм, так и постоянных прихожан. Поэтому очень важно научить, наставить, подготовить такого человека к несению важного, ответственного и самоотверженного служения приходского консультанта, а также повысить уровень богословских знаний.
В Нижнем Тагиле, в трапезной Казанского мужского монастыря, каждый первый четверг месяца, в 18:00, для всех желающих работает Школа приходского консультанта.