Школа радости
Более 10 лет отдала воскресной школе при Скорбященском женском монастыре педагог Валентина Михайловна Никитина.
Валентина Михайловна, по профессии учитель математики, много лет проработала в детском доме № 1. Здесь она учила ребят рукоделию, а когда вышла на пенсию, то Господь через Галину Павловну Чибисову привел ее в воскресную школу при Скорбященском женском монастыре. Она стала преподавать Закон Божий для воспитанников детского дома в возрасте 10–12 лет.
Об этом ее рассказ:
«Поначалу православной литературы никакой не было. Потом появилось обилие книг, в том числе и литература для детей с красочными картинками. Эти книги я приносила на урок, и ребята встречали их с большим воодушевлением.
Когда я начала работать с детьми в воскресной школе, сразу появилась потребность самой учиться. Так я оказалась на миссионерско-катехизаторских курсах г. Нижнего Тагила.
Готовясь к урокам, я многое впервые познавала сама. Мы, педагоги, многие вещи знаем поверхностно, но тонкости и конкретности пришлось постигать через самообразование. Сначала я сама узнавала о святых, например, о святителе Спиридоне Тримифунтском, блаженной Ксении Петербургской и др., а уж потом шла к детям.
Они удивляли тем, что ходили в школу с радостью. Помню девочек из второго интерната, очень старательных и внимательных на уроках. В классе могло быть 11–14 человек, и было пусто и грустно, когда зимой по болезни приходили только 5–6 человек. Иной раз ребенок переставал ходить в воскресную школу. Это как зубная боль: постоянно ноющая.
Уроки Закона Божьего, как правило, заканчивались чаепитием и теплым общением. В нем ребята очень нуждались.
Конечно, детям нравились праздники, например, Масленица или День Ангела с блинами или другим угощением. Накануне стоишь у плиты, чтобы их порадовать. Помню, с каким вниманием и даже замиранием сердца слушали ребята мои рассказы из русской старины или об отпавших ангелах. Приходили на уроки и учителя из школы детского дома. Все: и взрослые, и дети – любили игровые программы. Почему-то запомнился плакат: дети едут на поезде через поля и реки, а по небу ангел летит. И мы «едем» до следующей станции: «Каравайная», «Именная», «Трапезная» – и всем очень весело.
Все мои коллеги, педагоги воскресной школы, поддерживали друг друга и с большой любовью относились к детям, которые одаривали нас ответной любовью. Они с теплом встречали организатора школы Елену Арсеньевну Углову, которая трудилась от души. Татьяна Евгеньевна Гирицких красочно, выразительно рассказывала детям, не отходившим от нее, жития святых угодников Божиих.
Когда воспитанники детского дома посещали воскресную школу, они регулярно ходили на службы, исповедовались и причащались, и хочется верить, что они не покинули храм Божий, когда выпустились из детского дома».
Особенность педагогического труда заключается в том, что его результаты могут проявиться не сразу, а через много лет. Это касается не только общеобразовательной, но и воскресной школы. Для чего эти ранние вставания в выходной день, походы в храм, а потом на занятия в воскресную школу? Неужто мало сидения за партой в будни? Ответ может быть только один:
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА – ЭТО ШКОЛА РАДОСТИ!
С В. М. Никитиной беседовала В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря