Литургия в день ап. Андрея Первозванного
13 декабря, в день памяти св. ап. Андрея Первозванного, Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского в Красноуральске. Владыке сослужили секретарь епархии игумен Алексий (Орлов), духовенство города.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом:
«В этот праздник рад поздравить вас с днём этого великого святого. Как сказал отец настоятель, действительно, он пришёл, и удел его был велик. И он достойно исполнил всё, что полагалось исполнить апостолу, как и всем другим апостолам, которые, как мощнокрылые орлы (есть таке сравнение для апостолов) отправились в мир, погружённый в неведение, ещё даже не осведомлённый, с евангельской вестью. Она с поразительной скоростью распространялась их трудами — и в Индии, и в Испании, и где только их не было. Вот до Херсонеса дошёл святой апостол Андрей, говорят, даже и на Киевских холмах побывал. Безусловно мы, может быть, не зная в точности всей географии его путешествия, пунктуально и по датам, но сердцем у умом понимаем и чувствуем, что этот апостол был для нас особо важным. Потому что нашей земли коснулась его проповедь, его пречистые стопы ступали по окраинам нашей земли, собственно для нас он является Первозванным апостолом. То есть тем, кого Господь призвал действительно первым на этот подвиг, который оставил свои сети, мрежи, и вместе с Петром пришёл.
Только подумайте, как было трудно придти к Господу апостолам, когда просто, допустим, Филипп говорит: «Вот я нашёл того, кто Спасителем мира является», а ему говорят: «Разве может быть что-то хорошее, если он в Назарете родился?» Действительно, он такой израильтянин настоящий, нелицеприятен и нелукав. Один говорит: «Не очень то верю», а он говорит : «Приди, и виждь!». Такое понимание — «Приди, и виждь!» — относится ко всем нам, конечно. В том смысле, что мы в своём сердце должны увидеть Христа. Вот вроде о нём говорят, и все верят, но мы думаем, это так, далеко это от нас. Есть какая-то история священная, она относится к своему времени.
Ничего подобного. Вся священная история присутствует в нас самих, и всё, что касается святых, всё, что касается их слов, каждое из их слов относится не к тем людям, которые были там, а к нам прежде всего. Мы так думаем, что они ходили и просвещали, а мы теперь тут стоим такие непросвещённые, ничего не знаем, как говорится, сердцем только верим. Ну, да, конечно. Представьте себе, что эта история относится к каждому из нас, что вот это «Приди, и виждь!», это тоже мы нашими духовными очами должны увидеть в себе благодать, увидеть благодать церкви, впитать её, она отразится в нас, затем она отразится через нас в других людях. Если мы будем плодами этой благодати, правильно их использовать.
Господь создал нас с тем сердцем, в котором Божья благодать, безусловно, должна отразиться, в одних — с большей силой, в других — с меньшей. Вот так Господь устроил, что он был далёк от людей, и в то же время близок, они его искали всегда – и заветные праведники, и старцы. И мы тоже с вами понимаем, что есть Бог, Творец Вселенной, Создатель мира. И мы молимся ему «Отче наш», мы молимся ему, конечно, больше, чем всем святым, потому что, если посчитать, что мы три раза в день пищу принимаем, говорим «Отче наш!», и вслушаемся в эту молитву, мы молитвенники, мы практически святые, потому что мы три раза в день вспомнили нашего Отца Небесного.
Мы не можем его увидеть, он на небесах. Мы его увидим, конечно, во втором пришествии. Но он нам оставил церковь святую, он нам ставил память о своих апостолах, сегодня такой праздник. Не случайно здесь святой Андрей Первозванный расположен на вашем иконостасе рядом с крестителем Руси Владимиром. Он тоже видел только языческих богов вокруг себя, и воспитывался как язычник, не смотря на то, что бабка у него была христианка. Он царь, он князь. Попробуй царю скажи: «Давай будем переменять веру». Язычник был, поступал как язычник, строил храмы, капища для всех тогдашних своих богов в Киеве. Но сердце его было не на месте, он понимал, что народ должен знать единого Бога, только один Бог, одна святыня может ответить на все сердечные чаяния народа. На все вопросы о смысле жизни. Чтобы, идя на охоту, помолиться одному Богу, идя на торжище, другому Богу, по каждому делу в свое ведомство, как у нас вот, знаете, когда к чиновникам идем. Нет конечно. Это мелко, это человека не обоготворяло, не делало его возвышенным.
И вот он пришёл к тому, что увидел, и на этих же киевских холмах, когда святой благоверный великий князь Владимир осознал единобожие именно в том виде. Хотя к нему приходили многие из тех, которые одного Бога исповедуют, не сектанты какие-то приходили, а приходили иудеи. Вот тот самый Бог, в которого мы верим, Бог Исаака Авраама Иакова, и в которого они тоже верят. Это и наш тоже Бог. Приходили очень энергичные мусульмане, которые в то время очень динамично развивались, только-только 300-400 лет тому назад, это они уже пол мира, завоевали. Но он всё-таки склонился к вере греческой, к вере византийской, кроме того смог придти, взять Херснес и продиктовать свои условия. И получает это, и крестится с дружиной, крестит Киев. На тех местах, где Андрей Первозванный когда-то осветил своим присутствием. И вот это цель, и последовательность попечения Божия о земле, о мире. Везде мир, везде люди, говорящие на разных языках, но к ним приходят посланцы от Господа нашего Иисуса Христа, и последователи, которые созиждут веру.
И вот мы этот год там и отмечаем. У нас был год преподобного Сергия Радонежского, который заканчивается, вашего святого, его имя этот храм носит. Он оказался очень важным для нас, потому что мы услышали, что он сказал такие слова: «Верю и единством спасётесь». И только сейчас мы понимаем, что нам больше нечем спасаться, как только единством и верою. Мы позабыли, что мы должны быть едины, мы каждый сам по себе. Сейчас разойдёмся, и даже друг друга некоторые не знают вообще. Ну, пришли, помолились, толкнули локтями и ушли. Мы, как орехи с горы, катимся, грохоту много, а общения никакого. Вот этого единства нет в общине церковной, а как она может быть вообще у народа у всего? Какое единство? – кто в лес, кто по дрова, все думают только о том, как же мы выживем, какой я несчастный, ой нас обидели и вообще, что нам делать. А если бы мы с церковью были, а мы с церковью есть с вами, то мы, конечно, понимаем, что всё равно с Богом останемся, что он всё равно в наших сердцах. Это вера, которую принесли нам Андрей Первозванный и его последователи, которые защищали эту веру – Александр Невский, Дмитрий Донской, все святые, на которых батюшка показал рукой, и сказал: «Смотрите, это всё наши защитники, нашей веры». Вот в этом есть вся суть сегодняшнего нашего праздника – в единстве нашей истории, в единстве нашей веры, и в единстве нашей любви, и все эти понятия связаны только одним — Господом нашим Иисусом Христом. Аминь».