Воскресное богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе
9 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе. Владыке сослужили клирики храма. На Божественной литургии состоялась хиротония во пресвитера диакона Николькольского храма в пос. Висим Василия Майшева.
После Божественной литургии Преосвященный Иннокентий поздравил молящихся с праздником и обратился со словом:
«Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, святые отцы, отец настоятель, сердечно вас всех приветствую с воскресным днем, поздравляю вас всех с этим праздником для христианина, ибо каждое воскресенье для нас — это малая Пасха. В этот день мы особо радуемся, чтим его, и по завету всегда отдаем Богу. И вот сегодня в начале службы прозвучала тема одежды, облачения, если говорить по-церковному. Человек так был создан, что он уже имел одежду, кожу свою. Когда князь мира сего просил отдать ему во власть праведного Иова, говорил: «Так у него кожа есть, не пожалей его кожу». И Господь сказал: «Ладно, моего раба Иова предоставляю, чтобы ты и это отобрал у него». И он покрылся весь струпьями, лежал, но все равно не проклял Бога, сказав: «Бог взял, Господне благословенно вовеки».
Кроме этой кожи, когда люди вышли из Эдема, они стали одеваться, и первой одеждой стал в фиговый листок, которым прикрыли свою срамоту Адам и Ева. И Господь удивился тогда: «Откуда вы знаете, что вы наги?». После того, как мы совершили грех, мы чувствуем эту наготу. В этом смысл, наверно, нашей одежды и наготы. Мы перед Богом совершенно беззащитны, он видит нашу душу, и, конечно, там тело перестает быть тем материальным, в том смысле, что оно перестает быть тем, чего мы могли бы стесняться. Мы получим наши телеса, одетые опять же в эту кожу, но это будет другое тело.
Тем не менее, нашей одеждой часто является и нечто другое. Мы слышим с вами, в Писании говорится: «Обличися в одежду правды, в одежду богомудрия, в одежду нетления, совлечи с себя ветхого человека одежды». Что это значит ? – конечно, не вот эти наши, пусть даже очень красивые одежды. Кто-то украшает себя, а кто-то, как нам Златоуст говорил, «Да будет благочестеям вашим не плетение влас и не одежды великолепные, но потаенный сердца человек».
Этот потаенный сердца человек и те одежды духовные, в которые мы облекаемся, они как раз являются самыми важными, это одежда нашего целомудрия. Целомудрия в том смысле, что мы этой мудростью, которой нас научил Господь, пользуемся, как защитой, как неким покровом каким-то. И для нас это наши духовные одежды, которые дает нам святая Церковь, конечно же. Когда мы даже внешне, если мы благочестивы, мы выражаем свои чувства через какие-то наши действия — подходим к иконе, лобызаем её, целуем, приходим к святым мощам, как-то смиряем положение своего тела, не совершаем раскованных движений.
Внешний вид наш соответствует нашему внутреннему устроению в церкви, ну и разумеется, когда мы подходим к престолу, то уже тут каждый по своему чину облачается теми одеждами, которые Святая Церковь на протяжении тысячелетий утвердила, благословила. Благословила и чины, это еще и чин определенный, потому что здесь, на амвоне, произносится в этот момент молитва, вы их знаете. Когда мы надеваем поручи, соответствующие молитвы, когда надеваем все священнические одежды и епитрахиль, то священник произносит очень важные слова. Вот эти важные слова как раз направлены на то, чтобы наша внешняя одежда соответствовала тому, что мы сейчас будем творить здесь в церкви, нашему устремлению к Богу.
Когда мы приходим, к примеру, в Кремль, наверно вы бы не стали надевать штормовку, какие-нибудь кеды или майку с красивыми буквами иностранными, наверное надели бы рубашку, галстук, идете все-таки к руководителю большому. Когда люди шли к царю, они тоже облачались, этому соответствовал определенный этикет. Даже к царю такому, о котором мы привыкли думать как просто о царе. Как быть с Царем царей и Господом нашим? Как же мы должны к нему приступать, в каких же одеждах? Какие же одежды можно сотворить? Что, вот эти что ли? Они что, будут блестеть также? – Да нет же, они могут оказаться и черными. Очевидно, это одежда нашей молитвы, одежда нашей веры, одежда нашей преданности Богу. И, как вы помните, в сегодняшнем Евангелии, замечательное было Евангелие, в котором говорилось о бесноватом.
Бесноватый был вообще без одежд, то есть настолько он раздирал все. Он даже цепи разрывал — огромные, мощные цепи, потому что бесовская сила была в нем настолько велика, что против нее ничто не могло устоять. И только один Господь, когда его спросил: «Как тебе имя?» Он ответил: «Легион,» — потому что много бесов вошло в него. За него ответили те, которые были у него внутри. Вот это была как бы та отрицательная одежда внутренняя, которая наполнена тленом, чернотой, и вот этим бесам было имя Легион. И когда Господь очистил его, совлек с него эту одежду князя мира сего, который облек его внутреннюю душу в эту коробку, в этот черный ящик, Он, когда это очистил, повелел им идти в море, и они, конечно же, утонули в виде свиней.
Так получилось — именно свиньи, потому что Господь одновременно назидал жителей страны, которые как раз разводили этот вид животных, на нем процветали, на нем обогащались. Жизнь их была хорошая, сытая, но без Бога жизнь. Она вся устремилась в уход за этими животными. И он лишил их этого, заставил подумать о другом, духовном. Тем более, когда Бесноватый вернулся город, здоровый совершенно, наверное, им было, о чем подумать. Так что они даже испугались и пришли к Спасителю, но не пришли просить прощения, не пришли каяться, не пришли получить молитву и благословение на новую жизнь, а пришли сказать: «Господи, отойди от нас, не трогай нас, вот мы без тебя жили так хорошо — все есть, сытые, довольные. А ты, пожалуйста, не трогай нас». И Господь, конечно, удовлетворил их требование.
Вот так и мы с вами не хотим одеваться в светлые одежды церковные, порой говорим «Господи, подожди, мы тут немножко что-то поделаем для себя, или друг для друга, может и дела добрые, но наше оставь нам. Нашу одежду – спецовку эту, робу грязную – ты оставь нам. Она такая удобная, по телу прилипла, нам не хочется с ней расставаться. Поэтому наша облаченность в одежды правды, в одежды церкви, зависит от нас. Мы сами на себе ткем эту одежду, сами её на себя примеряем. Каждая наша исповедь, каждая наша борьба с грехом, каждое наше доброе дело, христианское, оно, уверяю вас, нас облачает в те одежды, в которые нас Господь потом возможно в Царствии небесном, если дойдем, конечно до него, облачит и благословит.
Я желаю вам всем доброго понимания наших слов церковных, того, что говорят вам священники, того, что вы читаете в книгах, и особенно того, что вы слышите. Вера ваша от того, что вы слышите. Даже пусть отдельные слова поются, читаются, говорятся — самые простые слова. Входит священник и говорит «Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию». Осмысляйте, что дары Господня действительно благодатны, что Он любит вас, в этот момент вы прикасаетесь к нему сердцем. Желаю вам этого вразумления доброго. Храни вас Господь и Матерь Божья!»