«Прикоснуться к тайне жизни…» — интервью Владыки Евгения в газете «Салдинский рабочий»
Казалось бы, только в прошлом году Нижнетагильскую епархию возглавил епископ Евгений, но за такой небольшой срок прихожане салдинских храмов успели всем сердцем полюбить молодого архиерея. Бывая на службе, слушая праздничные проповеди Владыки, невольно ловишь себя на мысли: епископ Евгений одарен обаянием Божьего человека, от него идет особое тепло, согревающее своей любовью всех верующих.
В чуткости и внимательности епископа Нижнетагильского и Невьянского Евгения убедились и корреспонденты городской газеты «Салдинский рабочий». Эксклюзивное интервью готовилось в один из самых почитаемых христианских праздников — Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
— Владыка Евгений, известно, что Вы получили светское образование (МАИ) и профессия у Вас была весьма востребованная и популярная – инженер–системотехник (понятнее, наверное, для читателей – программист), но Вы, проработав определенное время по специальности, все же выбрали путь и призвание служить Богу. С чего начинался Ваш путь ко Христу?
– Вряд ли кто-то сможет сказать достоверно, когда начался его путь ко Христу… Когда я учился в институте, у нас были очень интересные предметы, в том числе связанные с экспертными системами и разработками в сфере искусственного интеллекта. И светило науки профессор Владимир Александрович Ильин нам говорил: «Дорогие молодые люди! Мы такие высокие вещи изучаем, но запомните раз и навсегда: никакого на свете искусственного интеллекта нет и никогда не будет. Истинный интеллект – только у человека, и разум – тоже». И мне было интересно размышлять, откуда же у человека интеллект, в чем – источник этого интеллекта, и естественно, мысли дошли до некого высшего разума. А когда старший брат принес Евангелие и рассказал мне о православном вероучении, все сразу встало на свои места, и отпала необходимость в искусственном интеллекте и высшем разуме, потому что православное вероучение открыло, что Бог – это и есть источник разума, Он сам – Разум, и не надо выдумывать вместо него никаких протезов в виде искусственного интеллекта.
— Кто оказал влияние на формирование Вашей личности как пастыря и теперь уже архиерея?
– Множество людей. Это и первый батюшка, к которому я когда-то пришел на исповедь, и который, слава Богу, по сей день жив. И множество прихожан тех замечательных храмов, в которые я ходил на службы. Помимо этого, были замечательные книги, которых и сейчас очень много в православных лавках.
— Как отнеслись Ваши родители к тому, что Вы решили посвятить свою жизнь христианскому служению?
– Родители не были воцерковленными с детства, и для них это было не очень понятно. Но они отнеслись с большим уважением и понесли часть трудов вместе со мной, за что я им очень благодарен. Они взяли на себя житейские, бытовые нагрузки, чтобы у меня была возможность полноценно посвятить себя священническому служению.
— Понятно, что Библия и Евангелие – это главные книги жизни. А есть ли у Вас любимые труды святоотеческой литературы?
– Конечно. Например, уже в девяностые годы, которые совпали с началом моего христианского пути, издавалось много замечательных книг. Я помню книгу Сергия Нилуса «На берегу Божьей реки», прекрасное произведение о жизни Оптинских подвижников. Или – «Описание Серафимо-Дивеевского монастыря», это книга, составленная священномучеником Серафимом Чичаговым, она посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Или – удивительная книга о новомучениках Оптинских «Пасха красная», которая стала ярким явлением своего времени. А из святоотеческих книг мне очень близки труды сербского святителя Николая Велимировича. Далее можно долго перечислять.
— Недавно закончился Успенский пост, он самый короткий из всех Постов. Что мы могли успеть сделать за такой непродолжительный период для своего духовного роста?
– В духовной жизни, как, например, в спорте, есть разные виды упражнений. Например, марафон и бег на короткие дистанции. Они значительно отличаются друг от друга, и не может человек одновременно заниматься тем и другим. В духовной жизни марафон – это Великий пост, а есть такая краткая дистанция, но совершенно яркая, как Успенский пост, он длится всего две недели. Он посвящен Успению Божией Матери, и важно успеть прочитать сказание о Ее жизни, почитать акафист Божией Матери, Ее Успению. А можно пройти этот Пост, молясь совершенно замечательными короткими молитвочками, которые посвящены Пресвятой Богородице. И все это позволяет за короткое время Успенского Поста прикоснуться к тайне жизни, чистоты и воскресения Пресвятой Богородицы. Это самое главное, что необходимо сделать.
— Разговорилась с верующей женщиной, она посетовала, что последнее время болят ноги и выстоять Литургию бывает сложно, скамеечек не так много, да и если есть, то заняты людьми более старшего возраста, чем она. На Кипре в церквях скамеек достаточно – для всех прихожан, да и у нас в России в некоторых сельских приходах «сидячих мест» немало и на службе подавляющее большинство сидит (конечно, кроме самых важных моментов Литургии). Видимо, этот вопрос поднимался и раньше, ведь есть известное выражение святителя Филарета Московского «лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Может быть, в праздничные и воскресные дни в храмах добавлять скамейки на богослужение?
– Я знаю, что если батюшка в храме заботится о своих прихожанах, то он старается сделать так, чтобы для каждого человека, которому тяжело, нашлась скамеечка. В русской православной традиции нет такой практики, чтобы весь храм был заставлен скамеечками, как это есть на Востоке. Но тем не менее, скамеечки в храме всегда есть, а если Вам тяжело, а их не хватает, имеет смысл подойти к батюшке и сказать об этом. И он обязательно поможет. А если этого вдруг не произойдет, нужно поискать приход, где скамеечка для Вас найдется. Это выражение любви друг к другу: помогать нести немощи друг друга. Некоторые прихожане носят с собой складные стульчики, если есть такая возможность, кто-то даже оставляет их в притворе. А некоторые прихожане, например, всегда смотрят вокруг и ищут человека, которому тяжело, и предлагают ему сесть на скамеечку – как это бывает в автобусе.
— Владыка, что самое главное в жизни христианина? И как прийти к вере?
– Самое главное в жизни христианина – верить в Воскресение Христово и в то, что сами мы воскреснем. И с такой высоты смотреть на все, что происходит вокруг. Приход к вере – это всегда призыв Божий. Господь каждого человека и часто призывает к вере, а мы плохо это слышим, далеко не каждый слушает. Чтобы прийти к вере, нужно постараться услышать этот призыв Господа, который приходит через разные события и обстоятельства. Например, Апостолов Господь позвал как рыбаков, сказал: «Идите за мною, будете ловцами человеков». А апостолу Матфею, сборщику налогов, Он сказал: «Оставь свои налоги и следуй за Мною». Или возьмите разбойника, распятого на кресте. Господь увидел его покаяние, и сказал: «Сегодня ты будешь со Мною в раю». Каждого Господь призывает по-своему: кого-то через болезнь, кого-то через достаточную сытую жизнь. Один человек учится терпеть болезнь, другой – благодарить за все, что есть. Чтобы прийти к вере, важно перестать сопротивляться Божьим призывам. Или можно начать с малого – с искренним порывом прийти в храм. А там уже Господь призовет. Иисус Христос сказал своим Апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».
— Работа журналиста сопряжена с получением информации и позитивной, и негативной. Как утешать читателей нашей газеты по поводу различных реформ, той же – мусорной, пенсионной, — они уже свершившийся факт.
– К сожалению, сегодня, после долгих лет атеистической пропаганды, из жизни человека исчезла духовная составляющая, которая его защищала от всех невзгод. Представьте: едет автобус по неровной дороге. Между дорогой и пассажиром, что в нем сидит, есть мягонькие колеса и упругие амортизаторы, которые сглаживают шероховатости пути, не дают каждой кочке и каждому камню сотрясать этот автобус так, чтобы он прыгал. Так и духовная жизнь для человека – это дар Божий, который смягчает удары, что жизнь человеку преподносит. Если он живет без помощи Божией, без жизни духа, то это все равно, как если бы он ехал в автобусе, где вместо мягких колес поставили железные, от железнодорожного вагона, и вместо амортизаторов прикрепили жесткие крепления. Тогда каждый камушек на дороге трясет человека. И пожалуйста: пришла пенсионная реформа – и она воспринимается как трагедия. То же – реформа мусорная или какая-нибудь другая. Человек, привыкший жить материальными ценностями и стремлениями, когда узнает, что у него их отнимают, воспринимает это известие как трагедию – у него отнимается все! В этом смысле Запад уже давно живет материальными ценностями. И на Западе так стараются материальные ценности развить, что везде очень комфортно: и машины хорошие, и социальные пакеты замечательные, и прочее. Но в душе у людей при этом очень пусто, духовная составляющая в жизни отсутствует. А у нас в жизни некомфортно, и при этом духовной составляющей не многим больше. Итак, люди, которые свою жизнь разделяют с Богом, с Церковью, имеют амортизаторы. Их бьют – а им не больно, у них отнимают – а они не беднеют. Наши предки жили по сравнению с нами гораздо беднее. Десть-пятнадцать человек ютилось в одной двухоконной избушке: бабка, дедка, отец, мать и шесть-десять детей. И кушали один-два раза в день, не так, как мы. И еда у них была скромная. И одни сапоги на десять лет жизни были. А люди Бога за все благодарили и жили радостно: песни пели, детей воспитывали. У нас сегодня есть много обуви, разнообразная еда, и живем мы в просторных домах, и дрова не рубим и не носим. А мы при этом не довольны: мусор подорожал, а нас уже трясет. На пять лет пенсию продлили? Так раньше вообще не было никакой пенсии. И люди жили при этом и радовались, потому что духовный компонент, вера в Бога, осознание смысла своей жизни, дают силы человеку переносить любые нестроения и неприятности. А если этого нет, то каждый комариный укусик будет выводить человека из себя, и весь мир вокруг будет рушиться.
– Как сегодня верующему человеку работать в СМИ общественно-политического характера?
– Надо сегодня верующему человеку работать не только в СМИ, а вообще везде, свидетельствуя о том, что Бог есть. Рассказывать людям о радости жизни с Богом и в Боге: о том, что работать водителем верующим – лучше, чем водителем неверующим, что воспитывать детей в вере и благочестии в Церкви – лучше, чем делать это без опоры на веру в Бога. Говорить и творить правду. И эта правда реально изменит жизнь окружающих.
— Что такое праведный гнев, и по отношению к кому или чему он оправдан?
– В Священном Писании есть слова: «Гневайтесь и не согрешайте». Гнев возникает тогда, когда мы видим неправильные, несправедливые поступки тех людей, которые находятся рядом с нами или далеко от нас. Святые люди говорят, что нужно отделять зло от человека, который зло творит. Такой замечательный святой как Силуан Афонский говорил, что люди в мире делятся не на злых и добрых, не на плохих и хороших, а на людей, познавших Бога, и которые Его еще не познали. О тех людях, что еще не познали Бога, он молился: видя их дурные дела, он сожалел о них, плакал и просил Бога, чтобы они Его познали. И вместо праведного, как кажется, гнева, у него рождалась сильная и действенная молитва. И эти люди таким образом приходили к Богу. Вывод в том, что гнев, в любом формате, человека разрушает. Но я еще напомню замечательные слова святителя Филарета Московского: «Любите врагов своих, поражайте врагов Отечества и гнушайтесь врагами Божиими». Если тебе лично что-то делают не по делу, то с любовью относись к такому человеку. Если разрушают твою страну или творят горе другому человеку, то его надо защитить доступными средствами. Ну, а гнушаться врагами Божиими – это уже искусство, о котором нужно посоветоваться со священником лично.
— Когда духовный отец находится далеко, и за пастырским советом человек обращается путем мобильной связи, как Вы относитесь к такого рода общению? И – к общению со священником через социальные сети, телевидение, всевозможные Интернет-ресурсы?
– Личное общение с духовником – это когда одна личность общается с другим один на один. Если это происходит посредством разговора – это самая распространенная и замечательная форма. Возможно общение посредством письма. Многие святые с духовными чадами общались в переписке, и она сохранилась. Например, переписка преподобного Амвросия Оптинского, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоустого. Они окормляли духовных чад путем переписки. Если эта личная переписка будет вестись путем электронной почты или каких-то мессенджеров, от одного человека к другому, то это вполне приемлемая форма духовного общения. А если такая переписка выходит в общественное пространство, в социальных сетях начинают делать паблики, это уже не личное общение, а публицистика. Но совершенно нормально в современных условиях общаться с духовником путем мобильной связи или переписки. При этом, конечно, надо иметь в виду, что мобильные сети совершенно не защищены, разговоры легко становятся достоянием третьих лиц. Чего уж не стоит делать, так это, наверное, исповедоваться по телефону. А духовные советы получать вполне можно.
— Испокон веков на Руси у православных христиан было в почете социальное служение. Как это направление развивается и укрепляется в епархии, возглавляемой Вами?
– Я бы не сказал, что социальное служение стремительно развивается, это не простой процесс. Но тем не менее, как при многих приходах, так и при монастырях, существуют социальные центры помощи нуждающимся, в первую очередь многодетным, мамам, находящимся в трудном положении, и больным. Деятельность социального отдела, которая объединяет приходские социальные службы, весьма разнообразна и интересна. Я рекомендую каждому читателю приехать в храм преподобного Сергия Радонежского в Нижний Тагил и познакомится с замечательными людьми, которые в качестве добровольцев свое личное время посвящают помощи тем, кому тяжело.
— Как реагировать верующему человеку, когда высказывают недовольство по отношению к священнослужителям, обвиняют их в обогащении, роскоши… Хотя многие батюшки живут очень скромно.
– Неверующий человек радуется, когда другому плохо. А человек верующий благодарит Бога за то, что другим хорошо. И Бог за это дает, чтобы и ему было хорошо. Когда верующий человек видит другого в благополучии, он благодарит Бога, что Тот даровал ближнему благополучие. Если в этом благополучии находится священнослужитель, то стоит поблагодарить Бога, что Бог его дал. И попросить при этом о своей собственной нужде. И никогда не смотреть на окружающих людей завистливым оком. Есть, к сожалению, такое явление, когда осуждают священников. Говорят, допустим: «Вот какой! Едет на такой крутой машине!» А ты не поленись, познакомься лучше с жизнью этого священнослужителя. Вдруг неожиданно обнаружишь, что у него восемь детей?! Потом, узнав, попробуй сам годик на своих плечах нести воспитание восьми детей. При этом тебе предложат ездить на хорошей машине. Да человек через месяц завоет и скажет: не надо мне ничего, только дайте мне диванчик, чтобы я спокойно лежал! Очень многие люди, находясь в праздности, начинают мерить по своей праздности людей, которые по какой-то причине имеют благополучие. Господь очень просто говорит: «Я – Судья, вы, пожалуйста, не судите, Я воздам». И, возможно, что тому, кто не по делу пользовался каким-то благом, Бог пошлет болезнь, или печаль, или какую-то потерю. А тому, кто не пользовался, не пошлет. И дай Бог, чтобы никто из читателей газеты не испытал таких скорбей.
— Архиерей в свободное от богослужений время имеет право на хобби?
– Конечно же, право такое он имеет. У апостола Павла есть замечательные слова: все мне можно. А потом добавляет: но не все полезно. И то, что не полезно, он говорит, лучше не делать. А есть ли хобби у архиерея или нет – это уже дело индивидуальное. Я, например, знаю архиерея, который прекрасно играет на скрипке. И как-то, находясь в одной командировке и живя с ним в одной гостинице, я через стенку слышал, как в начале седьмого утра он уже играл на скрипке. Он уже проснулся, совершил свои монашеские правила, и славил Бога через музыку. Хобби должно находиться в рамках благочестия и здравого смысла. То, что полезно, как хобби хорошо. А тем, что не полезно, заниматься не стоит.
— Владыка Евгений, Вы находитесь в таком высоком сане, и архиерейский крест на все окружение (священнослужителей, всех верующих) налагает особые обязанности – беспрекословное послушание. Это же так сложно: с Вами никто не спорит, никто не возражает»! Всегда правым быть трудно. И как же тогда фраза: в споре рождается истина?
– В моей жизни не было ни одного дня, когда бы никто не возражал и не спорил. Всегда кто-то спорит, возражает и оказывает непослушание. Быть всегда правым, конечно, трудно, но у меня таких ситуаций не случалось. И постоянно приходится спорить, доказывать, убеждать. В первую очередь – убеждать себя самого в том, что правильно, и как нужно поступать, а потом этими убеждениями делиться с другими, что бывает очень непросто. А что касается истины, то она не рождается в споре, она живет независимо от нас. Она не требует, чтобы ее кто-то придумал или доказал, она объективно существует. Но когда мы спорим, мы к ней приближаемся. Мы в споре можем отсечь ложные суждения и приблизиться к истине.
— Владыка Евгений, благословите наших читателей.
– Мы просим, чтобы Божия Матерь, праздник Успения которой сейчас празднуется, благословила и каждого читателя индивидуально, и всю редакцию, и всех, кто трудится по выпуску этой газеты, и лично Вас.
Салдинский рабочий № 33 от 29 августа 2019 года