О молитвенном правиле и мере поста
По благословению Преосвященного Евгения, епископа Нижнетагильского и Невьянского, с 2 июня в Скорбященском женском монастыре проходит цикл православных встреч «Полчаса с…». В рамках духовно-просветительского проекта 23 июня, в День всех святых, состоялась третья встреча из цикла «Полчаса с…».
На вопросы 20-и прихожан, собравшихся в Вознесенском соборе, ответил клирик Скорбященского женского монастыря иерей Алексий Исмагилов. Они в основном касались молитвенного правила и меры поста, что закономерно в день заговенья на апостольский, или Петров, пост.
Вопрос: Батюшка, является ли грехом молиться шепотом? Есть такое мнение, что таким образом ты тешишь бесов? По крайней мере, мне об этом говорила трудница одного монастыря.
Ответ: Это надо рассматривать в зависимости от ситуации. Если священник громко читает молитву, а кто-то в это время шепотом молится, мешая воспринимать слова другим молящимся, то этого, конечно, делать не надо. Но бывает и по-другому. Иногда плохо, невнятно слышно, что поют на клиросе или что произносит священник, тогда будет оправданно тихонечко молиться, чтобы не отвлекаться от богослужения. Если же хор прекрасно звучит и батюшка все слова молитвословий произносит четко и понятно, то нет необходимости что-то шептать. Надо быть просто внимательным. Раньше вообще было, что все присутствующие в храме пели вместе. Когда молитвы не были пространными, то не было разделения: хор поет одно, а священник произносит другое. Сегодня, когда содержание богослужения усложнилось, молитвословия стали пространными, иногда возникает соблазн молиться как будто бы отдельно, что-то шепча. Но тогда у тебя отдельное богослужение? Нет, конечно. Служишь ты не бесам, но Богу ли? Надо стремиться молиться всем единомысленно.
Вопрос: А дома так можно?
Ответ: Это зависит от особенностей человека. Кому-то надо громко читать, чтобы не отвлекаться. Другому человеку, наоборот, чтобы сосредоточиться, надо читать или про себя, или тихонько, шепотом. Главное – чтобы было общение с Богом, чтобы была молитва. Даже темп чтения индивидуален. Кому-то надо читать быстро, чтобы ни одна посторонняя мысль не проскочила, и при этом весь смысл молитвы улавливается. Другому человеку так не подойдет. Ему необходимо каждое слово медленно пройти, и тогда он по-настоящему настраивается на молитву. Думаю, что это субъективное мнение – относительно запрета шепотом произносить молитвы.
Вопрос: Я заметила, что во время Литургии одна женщина в храме читала правило ко святому причащению. Можно ли это делать? Очевидно, что она не успела прочитать его дома и теперь наверстывает упущенное.
Ответ: Для священника является строгим правило перед причащением. Если ты прочитал не все каноны, ты смертно согрешил. Что касается мирян, то традиции в разных странах серьезно различаются. Например, в Греции каноны перед причастием не читаются, утренние и вечерние правила достаточно усеченные и представляют собой чтение Псалтири. В Русской Церкви на богослужении звучат отрывки из Псалтири, Евангелия, молитвы, и если человек в это время дочитывает каноны – это неправильно. Главное, чтобы недочитанное правило не стало постоянным явлением. В данном случае мы не знаем обстоятельств, которые заставили женщину это делать. Мне кажется, что если не удалось по серьезной причине прочитать правило перед причащением, то надо смиренно молиться за богослужением, а в следующий раз постараться исправиться. Тем более что правило перед причастием и после причастия имеют примерно одно и то же содержание. Странно, когда человек будто бы участвует в службе и при этом читает что-то свое. Нарушается единодушное, едиными устами обращение к Богу.
А ситуации бывают самыми разными. Правило перед причастием мамы с тремя маленькими детьми совсем не то же, что монашеское правило. Маме, у которой много забот, можно дать послабление: она может читать сколько успеет. Или человек плохо видит и вообще не может ничего читать, и нет рядом того, кто бы включил ему аудиозапись правила перед причащением. Спрос с него совсем не тот, нежели с того, кто прекрасно видит. Нам надо сердце привести к состоянию сокрушения – это нужно поставить во главу угла, а не количество прочитанных молитв. Бывает так: прочитаем все правило «от корки до корки» и с гордостью идем причащаться и думаем при этом: «Господи, дай мне всех благ».
Вопрос: Бывает так, что я не успеваю прочитать утреннее правило и заменяю его чтением Символа веры, молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся» трижды. Можно ли так поступать?
Ответ: Мое личное мнение таково. Лучше уменьшить само правило, нежели ограничиваться чтением Серафимова правила для мирян. Когда преподобный Серафим давал благословение на это правило, он определял его как исключение, а не как постоянное молитвенное упражнение. Почему я так думаю? Человек, который не прочитывает всего правило, обкрадывает себя. Всего 7 молитв он читает вместо тех удивительных прошений, которые дали нам святые отцы Василий Великий, Антоний Великий, Ефрем Сирин и др. Утреннее правило очень содержательное. Пусть это будет всего 7 молитв, но они основаны на важном духовном опыте. Постоянная замена утреннего правила Серафимовым выведет нас из этого опыта, и мы многое потеряем. Всей жизнью, всем своим подвигом святые рождали эти молитвы. Все это потерять – ошибка.
Реплика: Святые только одной молитвой молились, а нам предлагается читать их во множестве.
Ответ: Нет, эта молитва – плод его духовных трудов и чтения большого числа др. молитвословий, например, из Псалтири и, конечно, Евангелия. Молитва из утреннего правила – это его творение.
Реплика: Есть такое замечательная фраза – «нудить себя». У тебя нет сил, ты хочешь спать – но заставляешь себя, пересиливаешь себя. Видимо, так надо читать правило?
Ответ: Я хотел бы привести такой пример. Кто смотрит телеканал «Союз», знает, что сейчас Евангелие читает священник Анатолий Куликов. Когда он был еще Толиком и проходил практику в Свято-Троицком архиерейском подворье, у него духовником был ныне архимандрит Димитрий (Байбаков), который руководит всеми православными медиа. Он вырастил много священников. У него была такая установка: вечернее правило умри, но прочитай. Только смерть может тебя от него избавить. Это сказано о преодолении. «Я не могу», – может сказать человек. «Это тебе только так кажется», – следует ответ. Попробуй себя преодолеть, несмотря на боль, усталость, сон и др. обстоятельства, и посмотри, что с тобой будет. Силы появляются, и ты понимаешь, что это было искушение. Анатолий меня и научил, что даже если я падаю, я его должен читать до конца. Отец Димитрий благословлял читать именно так – через преодоление. И потом оказывается, что боль, усталость, сон – это всего лишь наваждение. От твоих усилий они проходят без следа.
Правило на самом деле небольшое по сравнению с братским или сестринским правилом, которое длится несколько часов. Что такое 20 минут? Да практически ничего по сравнению с братским правилом: первая сотница (сто Иисусовых молитв) с земными поклонами, вторая – стоя, третья – с поясными поклонами, потом прочитывается полунощница и далее по уставу до окончания Божественной Литургии. 20 минут утреннего правила мы точно можем потерпеть. Вечером у монахов тоже немалое правило, чин прощения (мы, миряне, его служим только раз в году – в Прощеное воскресение, а в обители он происходит каждый вечер), келейное правило. Нам же надо всего 20 минут помолиться.
Почему такое большое молитвенное правило у монахов? Из опыта они знают, что количество переходит в качество. Первые молитвы только настраивают на полное общение с Богом, собирается внимание, и только потом через борьбу происходит Богообщение. Если же мы только несколько молитв прочитаем, этого просто не произойдет. Если же мы будем читать больше, то постепенно посторонние мысли отойдут, и мы сможет полноценно молиться. Духовно опытные люди это знают. Кто на пенсии и время позволяет молиться больше, они прочитывают далеко не только утреннее и вечернее правило. Они читают акафисты, каноны, Псалтирь. Некоторые героические бабушки каждый день в храм ходят, т. е. их правило довольно большое. Поэтому утреннее правило – это только разминка. Это как в спорте. Чтобы достичь каких-то более-менее стоящих результатов, надо постоянно наращивать нагрузки.
Человеку только поначалу может казаться, что он немножко помолится «с душой», и это будет лучше, чем он много прочитает без всякого внимания. Но это самое чтение «с душой» – всего лишь эмоции, ничего общего не имеющие с молитвой. А ты попробуй 15 молитв «с душой» прочитать – получится ли? Вряд ли. «Душа» быстро устанет, эмоции выгорят, мысли перестанут рассеиваться, и в конце появится внимательная молитва. Будет то, о чем говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): «Вкладывай ум в слова молитвы». Тут нет эмоций, нет переживаний, все это должно успокоиться, и будет только внимательная молитва. Я не помню, кто из святых так говорил: «…надо сосредоточенно прочитать несколько листов, чтобы потом молиться». Чтобы молитва дошла до сердца, сначала надо потрудиться умом. Если нам тяжело прочитать вечернее правило, значит мы еще не доросли до молитвы. Нужно нудить себя читать внимательно, и количество должно перейти в качество. У каждого свой путь. Понятно, что для кого-то, например, для матери, у которой много забот, и две молитвы будут подвигом. Но если у нас есть время и возможность молиться – нужно понуждать себя, чтобы количество перешло в качество.
Вопрос: Как поститься? Как определить меру поста? Можно ли в пост не есть мясо, а пить мясной бульон?
Ответ: Кто может, не ест вообще. У кого же нарастающие нагрузки, например, мужчина носит мешки с цементом или 12 часов машет двумя ломиками в пыли в обжимном цехе, такой вариант не подойдет. Спортсмены не могут поститься: их мышцы требуют мяса. Если на тяжелой работе не есть, вы просто заболеете и через полгода уволитесь. Надо смотреть на род деятельности. Если вы практически неподвижны, например, работаете в офисе, вы вполне обойдетесь без животного белка. Каждый определяет это себе сам. Что такое пост? Это состояние голода. Кто имеет возможность поститься построже, я бы к этому призвал.
Когда я первый раз прочитал Типикон, я очень сильно удивился. Первая седмица Великого поста – до пятницы ничего не вкушать, в пятницу – хлеб с водой. Особо больным можно в среду тоже принять хлеб с водой. Когда Русская Церковь принимала веру от греков, она приняла и их правила поста. А у греков же несколько уставов: есть устав для селян, работающих на земле, есть для горожан, для братии общежительного монастыря – третий, для скитян – четвертый. Русские взяли Студийский устав – самый строгий из всех и сделали его общим для всех. И опыт показал, что так жить можно. Возможно, поэтому так много было в России святых. Но строгость Студийского устава не для нас с вами. Мы можем к нему стремиться – это идеал. Но поститься нужно с умом. Есть заболевания, при которых поститься надо очень умеренно: диабет, заболевания поджелудочной железы и др., иначе пост будет последним в твоей жизни. Все эти нюансы надо определять с духовником.
Однако пост необходим, и от него даже появляются дополнительные физические силы. Это приходит с опытом. И некоторые болезни уходят от поста. Но еще раз повторюсь – важно состояние голода. Оно позволяет помнить о Боге. Ослабленное тело позволяет ослабить и движения души: и с гневом можно уже справиться, и с раздражительностью и с др. страстями. Плоть перестает давить. Если вы воздержались только от бутерброда с колбасой, в этом уже большая польза душе. Три дня полного или умеренного воздержания преображают душу. Другая степень подвига – другие плоды! Кто решится поститься по Студийскому уставу – многое приобретет. Даже простая еда ему будет в радость. Мы начинаем ценить простые вещи. Пост – это воздержание от удовольствий, в том числе и кулинарных. Пост позволяет и не в пост жить вполне воздержанно. Это касается телесного. А наши страсти получают силу от сытости – в этом нет никакого сомнения. В пост легко бороться с унынием и др. болезнями души. Тело было врагом, и вдруг стало другом тебе. Начинается подлинное покаяние, начинается борьба с грехом.
Давайте сравним. У католиков пост рекомендательный, протестанты о нем даже не говорят или постятся в таком случае: брат Антоний курит, и мы будем поститься или вообще не будем есть, пока он не бросит свое пагубное занятие. У нас, православных, пост обращен к покаянию души. Каковы были первые апостольские правила? Если священник не соблюдает пост в среду и пятницу, он низвергается из сана, если мирянин – отлучается от Церкви. Можно сказать, рубили голову!? Нет, пост – это дело серьезное. Легко отказаться от поста – но так же легко отказаться от духовной жизни. И только будет казаться, что ты верующий. Поголодай немного, и ты увидишь, что ты не добрый и не молишься. Он дает возможность духовно жить. А если вы не можете воздержаться от мясного бульона – принимайте его.
Вопросы и ответы записала В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря