Об умножении хлебов и… любви
29 мая, в праздник Преполовения Пятидесятницы, в Скорбященском монастыре состоялась Божественная Литургия архиерейским чином.
Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили скитоначальник Введенского Свято-Симеоновского мужского скита села Сербишино, благочинный монастырского округа иеромонах Евфимий (Репьев), клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, руководитель епархиального миссионерского отдела, духовник Православной гимназии иерей Алексий Бессонов, священнослужители монастыря иерей Евгений Самойлов и иерей Алексий Исмагилов.
По запричастном стихе проповедь произнес клирик обители иерей Алексий Исмагилов. Он напомнил евангельский эпизод о насыщении Христом нескольких тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, когда осталось еще 12 коробов еды. Кто же Он, Который нарушает субботу, но и творит великие чудеса? Он не просто пророк с Небес, как думают иудеи, Он — Мессия. Строчка о том, что после этого чуда Христос удаляется на гору, не вошла в сегодняшнее евангельское чтение. Почему Он так поступил? Господь не желал быть предводителем еврейского народа в их земном понимании. Он откроет Себя позднее — перед лицом первосвященника. Даже учеников Он просил не открывать народу, что Он — Сын Божий, Мессия.
Батюшка напомнил евангельское чтение прошлого воскресения — о самарянке и воде живой. Ей Христос сразу открылся, а вот иудеям не открывается. Как так? Известие о явлении в мир Сына Божия для самарян, полуязыческого народа, ложится на ниву их сердца, Господь как будто бы говорит: «Я — Тот, Кого вы так ждете». Они с радостью встречают Спасителя, слушают и принимают слово Его.
Нам необходимо осмыслить это недоразумение и применить его к себе. Нам стоит посмотреть на себя через призму слов Спасителя: «…свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). Не я ли в таком же положении, как несчастные иудеи, видевшие Христа, но не УВИДЕВШИЕ Его?
По окончании Божественной Литургии Преосвященный Евгений обратился к верующим со словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Начиная в Пасхи Христовой, мы уже 25 дней восклицаем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Слова наши правильные. Поступки же наши говорят о том, что Христос не воскресал. Если мы действительно веруем в воскресение, то, когда бы мы пришли на исповедь, мы были бы в затруднении. Мы не знаем, что сказать. Я верую в воскресшего Христа, я Его люблю, но живу ли я так, как мне открывает воскресший Христос? Если мы честны перед собой, перед Богом, перед священником, принимающим исповедь, то признали бы: нет. Мы как жители Гадаринской земли, которые переживали за своих свиней. Евангельское свидетельство об этом народе ярко отражается в нашей жизни. Гадаринцы, увидев, что бесы, вышедшие из бесноватого, вошли в свиней, а они взбесились и пропали в море, восстали против Господа. Это чудо исцеления страждущего вызвало протест жителей гадаринской земли. «Иди отсюда, уходи с нашей земли», — прогнали они Христа.
Чудо умножения хлебов на берегу Галилейского моря, казалось бы, рисует другое положение. Хлеб от каждого преломления: от Христа — к ученикам, от учеников — к возлежащим людям — не уменьшается: какое чудо! «Будь нашим царем!» — восклицают после него иудеи.
Эта история тоже отражает наше душевное состояние. Не сильно отличались гадаринцы от иудеев. Люди либо не хотели Христа видеть, либо хотели видеть в проявлениях для них приятных. Одни имели доход от выращивания скота, другие — хлеба и других земных благ. Христос же пришел указать лучшую землю, лучшую жизнь. Пасха Господня врывается в наше устремленное к земле житие и меняет, преображает его. Господь победил то, что свойственно человеческому естеству. Этой победой мы можем жить и перерождаться. Он пришел открыть полноту телесного и духовного естества. Он — Единый на потребу.
Людям, которые подвизаются в эти святые Пасхальные дни, Господь открывается во всей полноте, в Духе Святом. Хочется, чтобы Иисус Христос умножал не хлеб вокруг нас, а жажду и голод о Нем, чтобы умножение любви стало чудом для каждого из нас».
В заключении владыка пожелал матушке Марии и сестрам обители преображения Вознесенского храма, престольный праздник которого будет отмечаться 6 июня.
Скорбященский женский монастырь